Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат п.арх.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
36.68 Кб
Скачать

2. Связь с архитектурой

Архитектура - это искусственно созданная человеком материально-пространственная среда, обладающая эстетическими качествами. Архитектурная среда состоит из компонентов - массы, пространства, состояния среды, освещенности, акустики, движения воздуха. Понятие "архитектурное пространство" состоит из пространственной формы, плоскостей ограждения и предметов оборудования. Архитектурное пространство визуально ограничено в виде конкретной пространственной формы.

3. Философский и научный подход к пространству

В своем Тимее Платон говорил о пространстве как о «...матери и восприемнице для всех созданных, видимых и как-то ощущаемых предметов - универсалии, которая хоть и включает в себя любые предметы, но никогда не изменяет собственной природы, никогда и никоим образом не принимает формы, подобно тому, как ее принимают обнимаемые

ею предметы - это натуральное вместилище всех отражений, колеблемое якобы оформляемое ими, и потому, благодаря им, кажущееся переменчивым».

Для Платона пространство было Ничем, существующим в некоем внешнем мире как целостность подобно тем предметам, которые это Ничто могут содержать в себе. В отсутствии таких предметов пространство все равно существует как пустой, не имеющий границ контейнер — вместилище

Многогранники Платона суть формы определенным образом организованного пространства. Более того, Платон подмечает, что все правильные многогранники состоят из равносторонних и прямоугольных треугольников. Эти два типа треугольников и есть, по Платону, предельные элементы или буквы мира вещей. Примером структурного космизма в платоновском смысле может служить здание Пантеона в Риме: диаметр купола равен высоте сооружения, в целом оно — шар, наполовину погруженный в цилиндр. Эта форма создала Пантеону славу модели мира и символа абсолютного совершенства. Архитектурной интерпретацией пифагорейско-платоновской традиции миропонимания служат геометрические начала архитектуры: канон «золотого сечения», различные теории пропорций и геометрических соотношений, т.е. всевозможные искания количественного, структурного выражения гармонии мира в искусственно создаваемых архитектурным пространством.

Для средневековья самым важным было соблюдение определенного порядка, определенной техники размышления и построения рассуждения. Это же будет основным и для представлений об архитектурном пространстве. Открытые еще античностью пропорции безусловно использовались в реальной практике средневековыми архитекторами, но уже не в качестве определяющего метода, а в качестве вспомогательного средства. Многие принципы схоластической философии были полностью воплощены в пластике средневекового собора.

В эпоху Возрождения начинает утверждаться мысль, что созданный Богом мир может быть несовершенен в конкретных своих проявлениях, выражается интерес к выявлению идеальных антропоморфных пропорций и к реальному воплощению их в архитектуре. В период Возрождения возникают идеи о необходимой обозримости архитектурных построений. Восприятие человеком Архитектурное пространство должно быть упорядочено, организованно, направлено, акцентировано. Например, значимые здания в городе должны быть показаны наилучшим образом, со всех сторон их должно окружать художественно организованное архитектурное пространство. Обращение к зрительному образу как основному критерию качества пространства было характерным для этой эпохи. Многие мастера Возрождения пытались выяснить возможности корректировки зрительного восприятия. Сами по себе идеи упорядочения, геометризации городских планов возникли именно в эпоху Возрождения. Ренессанс стал поворотной точкой в эволюции представлений об архитектурном пространстве города в европейском художественном сознании.

Если для архитектуры Возрождения вся сила художественного воздействия архитектуры заключалась в статике сооружения, то далее в организации архитектурного пространства начинают преобладать представления о непрерывности, бесконечности иной, динамичной картины Вселенной. Отличительной чертой математики Нового времени является стремление понять природу движения, обусловленного формулировкой закона инерции. Самым простым в этом контексте, а значит, совершенным оказывается не круговое, а прямолинейное движение. В системе метафизических размышлений прямолинейность приобретает ценностный смысл: прямолинейное — хорошее (от Бога), криволинейное — дурное (от самой материи). В конце XVII в. представление о бесконечности прямой линии применялось как средство достижения художественного эффекта.

Второй важнейшей особенностью архитектурных построений Нового времени является осознание принципиальной возможности построения и восприятия больших пространств по единой схеме, которая восходит к представлениям Декарта о том, что можно описать все в мире с помощью единой системы. Методы королевской Академии архитектуры, открытой в Париже в 1671 г., складывались под влиянием Академии наук: дух исследования и познания причин явлений распространяет свое влияние и на архитектуру. Красота рассматривалась как один из аспектов архитектуры наряду с прочностью и удобством, и правила, касающиеся красоты, создавались таким же образом, как и предписания, касавшиеся прочности и удобства - путем логических рассуждений. К середине XVIII в. мастерство составления плана считалось едва ли не главным достижением классической традиции во французской архитектуре. Согласно правилам Академии, красота рассматривалась как функция геометрических компонентов архитектуры: чем более части формы удовлетворяют единым математическим условиям, чем меньше требуется допущений, тем прекраснее форма. Так определяемая красота пространства считалась тождественной пониманию, которое достигается с помощью разумных правил соответствия пропорций пространства реальным возможностям их наблюдения и восприятия. Декартовское положение о существовании единой системы описания мира предоставило архитектуре возможность описания и построения пространства как строгого, четкого, ясного для прочтения в процессе восприятия.

В дальнейшем в философские концепции архитектурного пространства вводится субъект, который наделяется все большими возможностями. Так, пространство для субъекта, по Канту, существует только в акте его восприятия и никак иначе. В дальнейшем ни философия, ни искусство уже не смогут игнорировать этот факт.

Многие идеи классической немецкой философии были активно восприняты романтизмом. Романтизм впервые наделяет город и его пространственную структуру статусом субъекта. Будучи осознан как субъект, город наделяется соответственно всеми атрибутами субъекта: дуализмом души и тела, непредсказуемостью поведения, родовой памятью и пр. Отсюда сквозной мотив поиска «городской души», тянущийся от романтиков до Шпенглера и дальше. Впоследствии образ города, порожденный художественным сознанием романтизма, восстает против своего творца — уже XIX в. создает образы города-монстра, города-тирана, города-убийцы. Например, классическая русская литература XIX в. дает немало ярких примеров противостояния города и человека. Человек начинает мучительно искать формы контакта и сосуществования с так понимаемым городом.

Открытая философией проблематика субъекта оказывается определяющей для мыслителей XIX в. Кроме того, важно то, что середина XIX в. считается временем основания психологии как науки. При проектировании пространства. зодчий теперь учитывает самые разные психологические аспекты его восприятия.

В начале XX в. в философии вновь возникает интерес к описанию пространства как такового. Новое понимание пространства, оказавшее влияние на искусство XX в., дает М. Хайдеггер, определяя его как «высвобождение мест» для «человеческого обитания».

С учетом изменения представлений об архитектурном пространстве, для градостроителя важно теперь не столько расположить в проектируемом пространстве правильно построенные здания, сколько предоставить определенные возможности для проживания человека. Основной задачей становится не навязывание какой-то идеальной схемы. пространство становится операциональной категорией. Изменчивость становится характерной чертой любого представления об архитектурном пространстве.