Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Селивановский А.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг (1).docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.93 Mб
Скачать

4.5. Фиксация залога эмиссионных ценных бумаг

Трудно не согласиться утверждением, что «…в России фактически отсутствует регламентация залога ценных бумаг, в частности акций, на законодательном уровне»666. Ни ГК РФ, ни какой-либо другой закон не регламентируют порядок фиксации залога акций. Лишь в статьях Закона о РЦБ, посвященных облигациям, обеспеченным залогом ценных бумаг, говорится об обязанности залогодателя зафиксировать обременение соответствующих ценных бумаг залогом у лица, осуществляющего учет прав на эти ценные бумаги, однако ничего не сказано о порядке такой фиксации.

Таким образом, фиксация права залога в отношении акций регулируется преимущественно на уровне подзаконных нормативных актов.

Залог акций должен быть зафиксирован:

• в реестре акционеров, который ведет сам эмитент;

• в реестре акционеров, который ведет регистратор по договору с эмитентом;

• по счетам депо залогодержателя, которые ведет депозитарий.

Очевидно, что залог акций в реестре, который ведет эмитент, не всегда отвечает критерию надежности для залогодержателя. Поэтому такой способ фиксации залога акций практически не применяется.

Процесс фиксации права залога регистратором и самим эмитентом с сугубо юридической точки зрения весьма похож – в обоих случаях применяются нормы, регулирующие фиксацию права залога в реестре акционеров, различаются же, по сути, лишь конкретные субъекты, которые такую фиксацию осуществляют. С учетом вышесказанного представляется допустимым сравнение фиксации залога акций депозитарием, с одной стороны, и реестродержателем (как регистратором, так и эмитентом) – с другой; при этом в качестве примеров будут приводиться положения правил ведения реестра, устанавливаемых регистраторами.

Фиксация права залога осуществляется реестродержателем при соблюдении двух условий:

1) реестродержатель должен осуществлять ведение реестра акционеров общества;

2) акции, являющиеся предметом залога, должны учитываться непосредственно в реестре, а не на счете номинального держателя (депозитария).

В случае когда депозитарий выступает в качестве номинального держателя в реестре акционеров, фиксация права залога реестродержателем не осуществляется.

Таким образом, зможно говорить о том, что фиксация залога акций в реестре и на счете депо представляет собой два альтернативных способа фиксации права залога.

4.6. Пользование и распоряжение заложенными ценными бумагами

Право пользования заложенными ценными бумагами, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из существа залога, принадлежит залогодателю667.

Залогодержатель, в свою очередь, вправе пользоваться переданным ему предметом залога лишь в случаях, предусмотренных договором, регулярно представляя залогодателю отчет о пользовании. По договору на залогодержателя может быть возложена обязанность извлекать из предмета залога плоды и доходы в целях погашения основного обязательства или в интересах залогодателя668.

Доходы от использования эмиссионных ценных бумаг могут выражаться в дивидендах, купонном доходе или ликвидационной доле669.

До определенного момента суды признавали включенные в текст договора о залоге положения о передаче корпоративных прав залогодержателю недействительными. Эта позиция основывалась на том, что права на участие в общем собрании акционеров и на голосование по вопросам повестки дня являются личными неимущественными правами и не могут быть предметом залога.

Право участвовать в общих собраниях акционеров акционерного общества предоставлено лишь его акционерам или их представителям, что исключает возможность участия в таком общем собрании лиц, которым акции переданы в залог670.

Однако приведенные доводы не исключают возможности участия залогодержателя в общих собраниях акционеров общества как представителя залогодателя. ВАС РФ указал на отсутствие в законе запрета на передачу акционером полномочий на участие в общем собрании акционеров другим лицам, в том числе и тем, кому акции переданы в залог. В связи с этим положения в договоре о залоге, предусматривающие, что одновременно с передачей акций в залог на срок действия договора к залогодержателю переходит право участвовать в общем собрании акционеров общества с правом голоса, предоставленным закладываемыми ценными бумагами, нельзя признать недействительными671.

В настоящий момент суды квалифицируют указание в договоре залога права залогодержателя на участие в общих собраниях акционеров с правом голосования по вопросам повестки дня как элементы договора поручения672.

Таким образом, при решении вопроса о том, кто (залогодатель или залогодержатель) будет осуществлять корпоративные права из заложенных акций, необходимо соблюсти баланс интересов сторон. В данном случае залогодержатель оказывается в довольно слабой позиции по причине того, что при передаче ему корпоративных прав, вытекающих из заложенных ценных бумаг, залогодатель в любой момент может отменить поручение и самостоятельно проголосовать на общем собрании акционеров, приняв при этом решение, невыгодное залогодержателю.

Помимо права пользования необходимо также обратить внимание на право распоряжения предметом залога. Если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога, залогодатель вправе отчуждать предмет залога <…> либо иным образом распоряжаться им только с согласия залогодержателя673.

Залог сохраняет силу, если право собственности на заложенную вещь переходит к другому лицу674. Согласно п. 1 ст. 353 ГК РФ в случае перехода права собственности на заложенное имущество от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу. Правопреемник залогодателя становится на место залогодателя и несет все его обязанности, если соглашением с залогодержателем не установлено иное.

Гарантия интересов залогодержателя закреплена и в п. 2 ст. 346 ГК РФ, согласно которому залогодатель вправе отчуждать предмет залога либо иным образом распоряжаться им только с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога. В силу подп. 3 п. 2 ст. 351 ГК РФ залогодержатель вправе обратить взыскание на предмет залога в случае нарушения залогодателем правил о распоряжении заложенным имуществом.

Такое основание к прекращению залога, как приобретение заложенного имущества лицом, которое не знало о его обременении залогом, не указано в ст. 352 ГК РФ, устанавливающей основания прекращения залога. Однако в п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге» говорится, что, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ), не может быть обращено взыскание на заложенное движимое имущество, возмездно приобретенное у залогодателя лицом, которое не знало и не должно было знать о том, что приобретаемое им имущество является предметом залога. При этом суды должны оценивать обстоятельства приобретения заложенного имущества, исходя из которых покупатель должен был предположить, что он приобретает имущество, находящееся в залоге.

Помимо этого, если заложенное имущество выбыло из владения залогодателя, в том числе в результате его отчуждения, но право залога сохраняется, то залогодержатель по общему правилу может реализовать свое право посредством предъявления иска к владельцу имущества. Однако если новый владелец в это время находится в процедуре банкротства, то суд отказывает кредитору в установлении его требований в деле о банкротстве как требований, обеспеченных залогом имущества должника.

В случае, когда для распоряжения заложенным движимым имуществом требовалось согласие залогодержателя, сделка залогодателя по распоряжению предметом залога, совершенная после заключения договора о залоге без согласия залогодержателя, не может быть оспорена последним, поскольку в подп. 3 п. 2 ст. 351 ГК РФ установлено иное последствие нарушения положений закона о распоряжении залогодателем предметом залога, а именно предъявление требования о досрочном исполнении обязательства, обеспеченного залогом, и об обращении взыскания на предмет залога675.

Исходя из данной позиции суды отказывают в признании недействительным договора купли-продажи заложенных ценных бумаг, совершенного без согласия залогодержателя, и применении последствий недействительности сделки676.

Таким образом, если по условиям договора залога ценной бумаги залогодатель обязан согласовывать с залогодержателем свои действия по осуществлению прав, удостоверенных заложенной ценной бумагой, то в случае нарушения залогодателем указанной обязанности основным средством защиты залогодержателя является его право требовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства.