Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Селивановский А.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг (1).docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.93 Mб
Скачать

2.8. Последствия выявления недобросовестных практик

Определение правовых последствий как правомерного, так и неправомерного поведения является одним из наиболее важных вопросов, отражающих сущность правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Законом установлено общее правовое последствие неправомерного использования инсайдерской информации: для любого лица, неправомерно использовавшего инсайдерскую информацию, предусмотрена ответственность по законодательству Российской Федерации595. Очевидно, что само это положение не несет смысловую нагрузку и должно быть раскрыто применительно к каждому виду ответственности: уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой.

Правовая квалификация инсайдерской информации как предмета неправомерного использования инсайдерской информации

Основным вопросом при доказывании наличия состава правонарушения является установление объекта, на который посягает правонарушение и которому оно причиняет вред или создает угрозу причинения вреда. Объектом правонарушения являются общественные отношения. Так, например, согласно теории уголовного права непосредственным объектом неправомерного использования инсайдерской информации как преступления будут являться «общественные отношения, обеспечивающие справедливое ценообразование на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенство и укрепление доверия инвесторов»596. На наш взгляд, можно дать более сжатую формулировку объекта – как отношения по правомерному использованию инсайдерской информации. В любом случае предметом правонарушения будет являться инсайдерская информация.

Таким образом, в рамках состава неправомерного использования инсайдерской информации обязательно подлежит доказыванию, что предмет вредного посягательства действительно является инсайдерской информацией, а значит, имеет все ключевые признаки инсайдерской информации.

Нельзя не отметить, что законодательство не содержит как такового определения частного понятия «инсайдерская информация» и не отражает его взаимосвязь с общей категорией «информация». Ряд отраслевых актов определяет информацию как определенный набор сведений, однако в какой форме эти сведения представлены в случае с инсайдерской информацией, неясно.

Для того чтобы выяснить, с какими проблемами могут столкнуться правоприменители в процессе правовой квалификации инсайдерской информации как предмета ее неправомерного использования, необходимо проанализировать ключевые признаки инсайдерской информации с точки зрения точности и однозначности их трактовок.

Первым признаком инсайдерской информации является следующий: «информация не была распространена или предоставлена». Для начала выясним, что подразумевается с точки зрения российского права под этим определением, разложив его на две составляющие: «предоставление информации» и «распространение информации». Закон об инсайде ввел эти два понятия.

Под предоставлением информации понимаются действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах597.

Под распространением информации понимаются действия:

а) направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц, в том числе путем ее раскрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

при этом раскрытием информации является «обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение»598;

б) связанные с опубликованием информации в средствах массовой информации, в том числе в электронных, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет);

в) связанные с распространением информации через электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая Интернет).

На первый взгляд может показаться, что определить, была ли информация предоставлена или распространена, достаточно просто. Однако, как показывает опыт других государств, зачастую возникают сложности с тем, считать ли общедоступной информацию, которая, скажем, была оглашена в рамках совещания. А ведь квалификация информации как общедоступной имеет существенное значение при рассмотрении дела о соответствующем правонарушении, поскольку отрицает возможность привлечения к ответственности за содеянное.

Таким образом, в России информация, ставшая достоянием неограниченного круга лиц, не может быть признана инсайдерской. Однако, в отличие от европейских государств каких-либо критериев неограниченности круга лиц в рамках неправомерного использования инсайдерской информации законодателем не выделено, и на данный момент ответа на этот вопрос стоит ожидать от судебной практики.