Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_MEP_1_5 (1).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
223.72 Кб
Скачать
  1. Роль мп-обычая в мэп

Международный обычай - сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молчаливо) юридически обязательный характер.

В современном МПП существует два вида обычных норм.

Первый, традиционный представляет собой сложившееся в практике неписаное правило, за которым признается юридическая сила. При этом практика должна быть достаточно определенной, единообразной и продолжительной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. Правда, с развитием систем информатизации требование длительности практики теряет свое былое значение из-за возросшей интенсивности употребления становящейся обычной нормой отдельного проявления практики.

Второй, новый, вид обычной нормы представляет собой нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или даже в одном акте. Данные нормы сначала формулируются либо в договорах, либо в резолюциях международных организаций и конференций, а в дальнейшем за ними признается статус норм общего международного права.

Совокупность обычных норм обоих видов принято называть общим международным правом, которое распространяет свое действие на всех субъектов. Если нет протеста на возникшее правило поведения, значит государство согласно с ним и оно переходит в разряд обычной международно-правовой нормы.

Обычные нормы (действующие и формирующиеся, региональные, локальные и универсальные) составляют значительную часть МЭП. Пример- Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая резолюцией ГА ООН 3281 (ХХ1Х) 12 декабря 1974 года.

Многосторонние договоры, действующие в сфере МЭО, упрочивают позиции МЭП, уточняют содержание его норм, формули­руют новые нормы. Однако не так уж много универсальных экономи­ческих договоров. На помощь приходит обычай. С его помощью дого­ворные постановления обретают характер универсальных норм МЭП.

Примером взаимодействия договорных и обычно-правовых норм может служить принцип предоставления специальных прав и преимуществ государствам, не имеющим выхода к морю. Так, первоначально единичная практика исключения из-под действия принципа наибольшего благоприятствования (ПНБ) таких прав и преимуществ была всего лишь обыкновением. Позднее обыкновение стало договорно-обычной нормой, которая была зафиксирована в рекомендациях ЮНКТАД в 1964 году и вошла в международные договоры, в частности в Конвенцию о транзитной торговле стран, не имеющих выхода к морю (ст.10), подписанную в июле 1965 года. С включением этой нормы в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (ст.126) данное правило становится не только универсальным, но и императивным, когентным (jus cogens).

Следует иметь также в виду, что решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, односторонние акты и действия государств, правовые доктрины помогают установить существование обычно-правовой нормы, раскрыть содержание норм, оказывают воздействие на процесс их формирования.

Так, в «деле о правах лиц из Соединенных Штатов Америки в Марокко», которое рассматривалось Международным судом ООН (Rec. 1952, p. 192), указывалось, в частности, на роль принципа наибольшего благоприятствования. Отмечалось, что его цель - «установить и постоянно поддерживать между заинтересованными странами полное равноправие без какой-либо дискриминации». Это означало и означает, что необусловленная клаузула о наиболее благоприятствуемой нации (в отличие от обусловленной) запрещает требовать взаимности от государств-бенефициаров, то есть эти государства ни в коем случае не обязаны предлагать какое-либо ответное эквивалентное возмещение.

В наше время в глобальной правовой надстройке прослеживаются две тенденции: неправовые нормы трансформируются в правовые, неписаное право - в писаное. Следовательно, трансформации международных обычаев в договорные нормы нет альтернативы.

Важное значение в определении практики, в становлении обычных норм принадлежит Международному Суду ООН. О возрастании роли общего международного права говорит тот факт, что Международный Суд ООН в последние годы почти во всех решениях опирается преимущественно на обычное право. Более того, он дает обычным нормам четкие юридические формулировки.

Особый статус при создании не только партикулярных норм МЭП, но и общих (универсальных) норм и принципов МЭП принад­лежит наиболее заинтересованным государствам (или государствам, играющим наиболее важную роль в мировой экономике) или даже одному государству, без согласия которого определенная норма не может быть признана в качестве правовой. Так, сегодня без согласия США вряд ли в сфере межгосударствен­ного регулирования МЭО может быть признана универсальной хоть какая-либо норма международного обычая. И наоборот, опираясь на действия США, может возникать множество обычно-правовых норм, по крайней мере локального, регионального характера.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]