- •Реферат
- •На тему «Философия техники и методология науки»
- •1 Философия техники: проблемное поле, задачи
- •1.1 Задачи философии техники, понятие «техника»
- •1.2 Основные этапы, выделяемые при осмыслении феномена техники
- •1.3 Отношение философов к абсолютизации роли техники
- •1.4 Выводы по итогам осмысления феномена техники
- •2 Технические науки: специфика, этапы развития
- •2.1 Демаркационная линия между техническим и
- •2.2 Становление технических наук
- •2.3 Методология технических наук, особенности технического знания
- •2.4 Основные этапы в развитии технических знаний
- •3 Виртуальная реальность как социокультурный
- •3.1 Феномен виртуальной реальности
- •3.2 Области использования теории «виртуальной реальности», ее истоки
- •3.3 Функции виртуальной реальности
3 Виртуальная реальность как социокультурный
ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
3.1 Феномен виртуальной реальности
В современной философии, в особенности последние 20 лет, актуализируется проблема виртуальной реальности как социокультурного феномена информационного общества. Виртуальная реальность рассматривается:
а) как концептуализация революционного уровня развития техники и технологии, позволяющая открывать и создавать новые измерения культуры и общества, одновременно порождая новые острые проблемы, требующие критического осмысления;
б) как развитие идеи множественности миров (возможных миров) и относительности реального мира;
в) как замена трехмерных объектов их информационными (графическими, объемными, цифровыми) копиями (аналогами) с помощью компьютерной техники и Интернета в интерактивной среде.
В современной философской литературе подход, основанный на признании множественности реальности и осуществляющий в таком контексте реконструкцию природы виртуальной реальности, получил наименование «виртуалистика» (Носов, Хоружий). Здесь важны следующие теоретические предпосылки:
1) понятие объекта научного исследования необходимо дополнить понятием реальности как среды существования множества разнородных и разнокачественных объектов;
2) виртуальная реальность составляет отношения разнородных объектов, расположенных на разных иерархических уровнях взаимодействия и порождения объектов: виртуальная реальность всегда порождена некоторой исходной (константной) реальностью; виртуальная реальность относится к реальности константной как самостоятельная и автономная реальность, существуя лишь во временных рамках процесса ее порождения и поддержания ее существования [22, с. 273].
Объект виртуальной реальности всегда актуален и реален, виртуальная реальность способна порождать иную виртуальную реальность следующего уровня.
Для работы с понятием виртуальной реальности необходим отказ от моноонтического мышления (постулирующего существование только одной реальности) и введение полионтической парадигмы (признание множественности миров и промежуточных реальностей), которая позволит строить теории развивающихся и уникальных объектов, не сводя их к линейному детерминизму.
При этом «первичная» виртуальная реальность способна порождать виртуальную реальность следующего уровня, становясь по отношению к ней «константной реальностью» – и так «до бесконечности»: ограничения на количество уровней иерархии реальностей теоретически быть не может. Предел в этом случае может быть обусловлен лишь ограниченностью психофизиологической природы человека как «точки схождения всех бытийных горизонтов» – С. С. Хоружий.
Проблематика виртуальной реальности конституируется в рамках постнеклассической философии 1980‑1990‑х гг. как проблема природы полионтической реальности в ее многообразных измерениях и контекстах.
Категория «виртуальности» вводится через оппозицию субстанциальности и потенциальности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанциально; и в то же время – не потенциально, а актуально. Виртуальная реальность суть «недовозникающее событие, недорожденное бытие» (С.С. Хоружий ).
Социальный теоретик М. Постер, сопоставляя феномен виртуальной реальности с эффектом «реального времени» в сфере современных телекоммуникаций (игры, телеконференции и т. и.), отмечает, что происходит проблематизация реальности, ставится под сомнение обоснованность, эксклюзивность и конвенциональная очевидность «обычного» времени, пространства и идентичности.
Постер фиксирует конституирование симуляционной культуры с присущей для нее множественностью реальностей. Информационные супермагистрали и виртуальная реальность еще не стали общекультурными практиками, но обладают гигантским потенциалом для порождения иных культурных идентичностей и моделей субъективности – вплоть для сотворения постмодерного субъекта.
В отличие от автономного и рационального субъекта модерна, этот субъект нестабилен, популятивен и диффузен. Он порождается и существует только в интерактивной среде [9, с. 356].
