Особенности сюжетов мультфильмов Миядзаки
Отличительной особенностью всей японской анимации является в первую очередь нелинейность сюжета. Очень редко бывает, когда зритель помещается в пространство фильма со стартовой точки развития сюжета, чаще всего завязка истории выносится за пределы ленты, вместо этого предлагается смотреть на историю с того момента, когда само действие разрешает себя показывать. С настоящей завязкой зритель знакомится уже в самом конце произведения, она становится предпоследним пунктом, который и разрешает логически сюжет. Для Миядзаки это не исключение: «Небесный замок Лапута» и «Навсикая из долины ветров» - это классические примеры такого типа сюжета. Его работы – это переплетение нескольких сюжетов, нескольких героев в одном месте в одно время, часто – с разными целями, и зрителю только в самом конце фильма становится ясной логика событий. Вторая отличительная черта, касающаяся не только творчества Миядзаки, но и вообще японской анимации – это недосказанность. Японские фильмы почти никогда не заканчиваются со смыслом «и жили они долго и счастливо», скорее наоборот – «у них всё ещё впереди». На студии «Дзибли» никогда не снимают продолжения мультфильмов, хотя к «Шёпоту сердца» сделали небольшой сиквел «Кошачья благодарность», где в главной роли снимался уже полюбившийся студии и зрителям кот Барон, но вторая лента не является продолжением первой ни в коем разе.
Краткое описание сюжетов фильмов дать весьма сложно, потому что все ленты очень подробные, насыщены мелкими деталями, будто бы состоят из них. Ещё одна трудность – это созерцательная направленность кадра, изобилие видов природы, которые невозможно упустить из повествования; мир Миядзаки неотделим от природы, в каждой картине ей отводится, пожалуй, главная роль. Но вместе с этим господин Хаяо никогда не заставляет восхищаться природой, он не показывает особо торжественные и нарядные виды, это та данная реальность, какая живёт своей собственной жизнью, он всего лишь разрешает зрителю соприкоснуться с её величием и красотой, которая существует сама в себе, а не для человека.
Миядзаки очень любит помещать своих героев в альтернативную реальность, где невероятная сказочность обстановки – это норма жизни, несуществующие животные и растения – обычные фауна и флора данной местности; конечно, это присутствует не во всех мультфильмах, но во всех лентах одинаково есть соседствующее волшебство. «Мой сосед – лесной тролль», «моя подруга – маленькая ведьмочка», «я работаю в бане для божеств», «моя подруга была рыбкой, а стала девочкой» - так о себе могут рассказывать герои фильмов студии «Дзибли», причём для них в этом не будет чем-нибудь из ряда вон выходящим.
Ещё одна отличительная особенность работ Хаяо – поступки героев, которые происходят не по движению и расчётливости ума, но по чистоте сердца: его герои почти никогда не размышляют, как поступить лучше, выгодней, их действия чистые и лёгкие. Именно поэтому невозможно заранее предположить, как повернётся сюжет, невозможно даже представить, как закончится фильм, нельзя предугадать, какую роль сыграет случайный персонаж, который встретился главному герою в начале фильма. Например, в мультфильмах студии «Дисней» или «Пиксар» уже на середине фильма финал становится ясным, сюжет предсказуемым, события опосредованными.
Практически все главные персонажи у Хаяо Миядзаки – девочки и девушки, мальчики и юноши, конечно, тоже присутствуют и тоже в первых ролях, но всё-таки главным действующим лицом обычно является девочка. Преимущественно героини детского или максимум – юношеского возраста, не старше 18 лет. Миядзаки объясняет это тем, что такие свойства как отважность, решимость, жертвенность (способность взять на себя долг камикадзе) воспринимаются как типичные для юношей, но когда их проявляет девочка, то воспринимается сильнее, что хрупкое и беззащитное существо встаёт на путь настоящего подвига.
