Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
О-ЮРП-2015-НМ-ОвчинниковаАА-ЗКМ-3.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
64.29 Кб
Скачать

Глава 2. Подходы права советской России к понятию сделки и системе наследственных сделок

Развитие общественных отношений совместно с развитием законодательства вносило свои коррективы в понятие и содержание понятия сделки.  Одни по-прежнему в качестве сделки выделяли некое действие6, другие же рассматривали сделку как выражение воли на заключение некоего договора. Некоторыми учеными высказывались мнения о неоднозначности правовой природы сделки. Так, О.В. Гутников выделил не только сделку - юридический факт, но и сделку-правоотношение, замечая, что многие ученые, говоря о сделке, имеют в виду правоотношение7. Однако О.А. Красавчиков, на которого О.В. Гутников ссылается, действительно, отмечая многозначность термина «сделка», как и термина «договор», считал, что подобное смешение недопустимо, и предлагал его устранить: под сделками и договорами понимать только юридические факты, правоотношения же, возникающие из них, называть договорными (сделочными)8. Поэтому позицию, которую занимает О.В. Гутников, допуская отождествление сделки и правоотношения, нельзя назвать распространенной.

Ученый с помощью конструкции «сделка-правоотношение» пытается определить понятие «основание недействительности сделки». Он полагает, что недействительность сделки влекут не только пороки ее элементов как юридического факта, но и пороки элементов сделки как правоотношения. Автор вынужден определять сделку как правоотношение, поскольку, с его точки зрения, она содержит права и обязанности, а последние могут существовать только в рамках правоотношения.

Представляется, что О.В. Гутниковым совершенно справедливо обращается внимание на неоднозначность понимания сделки, но эта неоднозначность не выходит за пределы ее понимания как акта, не содержащего, а порождающего, изменяющего и прекращающего гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности закрепляются исключительно в законе, а в сделке они конкретизируются.

Более точным выглядит определение сделки как результата фактической деятельности, имеющего характер юридического акта, который может быть признан недействительным9.

Помимо развития мысли о понятии сделки не стоят на месте идеи и концепции о системе сделок в области наследственного права.

Отменив право наследования капиталистической частной собственности (равно как и весь институт буржуазного наследственного права), Декрет от 27 апреля 1918 г. установил новый порядок наследования трудовой собственности. В статье 9 было записано: «Если имущество умершего не превышает 10 тыс. руб. и состоит из усадьбы, домашней обстановки и средств производства трудового хозяйства в городе или в деревне, то оно поступает в управление и распоряжение имеющихся налицо супруга и указанных выше родственников». Это положение вызвало различное толкование правового акта. В цивилистической науке Декрет «Об отмене наследования» вызвал оживленную дискуссию. По мнению одних авторов (Я. Бранденбургский, А. Приградов–Кудрин, М.С. Абраменков10), Декрет представлял собой документ, отменявший наследование как по закону, так и по завещанию. С точки зрения других (Т. Г. Орловский, М. Рейхель), Декрет упразднил лишь наследование частной собственности, в отношении же трудовой собственности наследование сохранялось.

Институт наследования был вновь введен в России Декретом от 22 мая 1922 г. «Об основных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Он получил дальнейшую разработку в Гражданском кодексе 1922 г., но нормы наследственного права все‑таки носили ограниченный, ущербный характер. 

Чтобы не допустить возрождения былой экономической мощи буржуазии, законом был установлен ряд ограничений в правопреемстве имущества. В частности, статья 416 ГК РСФСР 1922 г. допускала наследование по закону и по завещанию «в пределах общей стоимости наследственного имущества не свыше 10 тыс. золотых рублей, за вычетом всех долгов умершего».

Гражданский кодекс 1922 г. допускал наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было изменено завещанием. При этом при наследовании по завещанию имущество умершего не выходило за пределы круга наследников по закону. В случае отсутствия завещания, определявшего раздел наследственного имущества, оставшегося вне завещания, имущество распределялось в равных долях между всеми наследниками по закону. Закон допускал лишь письменную форму завещания. Завещание признавалось действительным в том случае, если оно подписано завещателем и представлено в нотариальный орган для внесения в актовую книгу (ст. 425 ГК РСФСР). Если завещатель не мог подписать завещание в силу неграмотности, болезни или физических недостатков, то по его просьбе завещание подписывалась другим лицом – рукоприкладчиком. Сузив круг наследников по закону и по завещанию, Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. ограничил и свободу завещательного распоряжения: наследодатель мог завещать имущество лишь членам семьи, иждивенцам и государству. 

С ликвидацией частной собственности отпала необходимость в дальнейшем существовании различных ограничений наследственного правопреемства. Назревала потребность привести наследственное право в соответствие с теми изменениями, которые произошли в социально–экономической жизни страны. Однако решение этой задачи было отложено из‑за начала Великой Отечественной войны, и лишь в конце ее у Советского государства появилась возможность внести существенные изменения в наследственное право. Эти изменения были изложены в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию».

Данным указом было установлено три очереди наследников. К первой очереди относились дети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоящие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. При этом иждивенцы умершего не только были оставлены в числе наследников первой очереди, но и могли быть наследниками, даже если находились не на полном его иждивении. Такой порядок просуществовал до введения в действие Основ гражданского законодательства 1961 г. Во вторую очередь наследовали трудоспособные родители, а в третью очередь – братья и сестры умершего. Указ 1945 г. расширил также свободу завещания. Однако завещания в пользу посторонних наследодателю лиц могли совершаться только при отсутствии наследников по закону.

С принятием Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. институт наследования приобретает более существенное значение, хотя правила наследования резко отличались от общемировых. Это было связано с тем, что принятие кодекса проходило в условиях ограничения видов имущества и даже его количества, которое могло принадлежать гражданам на праве собственности и, следовательно, переходить по наследству. Завещание рассматривалось как особенный акт, составляемый лишь в редких случаях. При его отсутствии к наследованию по закону призываются только ближайшие родственники. В первую очередь наследников по–прежнему вошли дети, супруг и родители умершего, во вторую очередь – братья и сестры умершего, его дед и бабушка, внуки наследуют по праву представления.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. предусмотрел две формы наследования: по закону и по завещанию. Наследование по закону имело место, когда и поскольку оно не было изменено завещанием. Закреплялось право каждого гражданина оставить по завещанию все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и другим общественным организациям. Завещатель мог в завещании лишить права наследования одного, нескольких или всех наследников по закону. Ему предоставлялось также право в любое время изменить или отменить сделанное им завещание, составив новое завещание, либо отменить завещание путем подачи заявления в нотариальную контору. Завещание требовало письменной формы с указанием места и времени его составления, собственноручного подписания завещателем и нотариального удостоверения.

В разделе «Наследственное право» Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. регламентировались вопросы принятия наследства, отказа от принятия наследства, охраны наследственного имущества, ответственности наследников по долгам наследодателя и многие другие.

Таким образом, Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. более подробно и четко закрепил такие сделки в области наследственного права как завещание, принятие наследства, отказ от наследства.