Глава 3 сущность права, его фунцкии и принципы
Сущность права и его социальное назначение (ценность) нередко отождествляются, а точнее – сущность права трактуется фактически как его социальная ценность. Но социальное назначение (ценность) характеризует право с точки зрения его регулятивной значимости, обеспечения устойчивого порядка в общественных отношениях, а сущность права выражает его социальную природу, политические (властные) истоки. Иными словами, в последнем случае речь должна идти о социальной обусловленности права, о том, чью волю, чьи интересы оно выражает.
Представление о том, что право «должно» служить интересам всех без исключения людей, обеспечивать всеобщую справедливость, отнюдь не означает, что так всегда было и есть на самом деле. Еще никому не удалось убедительно опровергнуть то, что право в период своего возникновения и в последующие столетия было классовым, что формирование современного гражданского общества и соответствующего ему социального правового государства обусловлено стиранием собственно классовых различий и угасанием классовых противоречий, что, наконец, социальные различия между людьми (экономические, политические и даже социально-культурные) еще не устранены полностью и фактически отражаются в текущем законодательстве. А именно эти обстоятельства учтены в приведенном определении права и характеризуют его сущностную сторону [15, с. 138].
В научной и учебной литературе функции права определяются как основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Соглашаясь в принципе с таким пониманием функций права, считаем необходимым отметить, что функция – это категория, характеризующая деятельность (функционирование) определенного субъекта. Функции права – основные виды его воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития.
Функции права характеризуют длительность и непрерывность регулятивного воздействия права на общественные отношения. В них всегда отражается сущность, социальная природа права, обусловленная классовой структурой общества, взаимоотношениями социальных групп населения, политических общественных формирований.
Функции права – это такие виды его воздействия на общественные отношения, которые выражают необходимость самого существования права как социального явления. В них реализуется назначение права, посредством их решаются задачи, стоящие перед государством и правом на определенных этапах общественного развития.
Говоря о функциях права как об основных видах (или направлениях) его воздействия на общественные отношения, необходимо всегда учитывать, что содержание этих функций во многом разнится не только в зависимости от сущности той или иной правовой системы, но и от особенностей ее в каждом конкретном государстве [11, с. 94].
Принято выделять две группы критериев классификации функций права – внешние и внутренние. По внешнему критерию выделяют так называемые социальные функции права – политическую, экономическую, идеологическую. Но нетрудно заметить, что в данном случае речь идет не о функциях права, а о сферах, в которых право функционирует. По внутреннему критерию выделяют регулятивную и охранительную функции права, которые вытекают из самой природы права, обусловлены способами его воздействия на общественные отношения и проявляются в формах его реализации.
В самой общей форме под регулятивной функцией права обычно понимают нормативное закрепление определенных общественных отношений, их организационное оформление. Но некоторые ученые отмечают, что регулятивная функция неоднородна, и выделяют две ее разновидности – регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую. Под охранительной функцией права понимают действие права, нацеленное на охрану общественных отношений, в которых заинтересовано государство. В то же время справедливо отмечается, что эта функция тоже имеет регулятивное значение, поскольку защита определенных общественных отношений регламентируется ничуть не меньше, чем их оформление и координация. Нельзя также не заметить, что предлагаемая классификация не учитывает воспитательной направленности права [14, с. 79].
Представляется более оправданным признать две основные функции права – регулятивную и воспитательную, а в первой выделить три подфункции – регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую и регулятивно-охранительную.
Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных правовых актах. В праве закрепляются в первую очередь те общественные отношения, которые представляют собой основу существования стабильного общества, соответствуют целям социального прогресса, служат обеспечению законности и правопорядка.
Регулятивно-динамическая функция права проявляется в его воздействии на общественные отношения прежде всего путем проведения необходимых реформ (экономических, социальных, политических).
Специфические способы осуществления регулятивно-динамической функции: определение и обеспечение правоспособности и дееспособности субъектов права; расширение и гарантирование прав и свобод граждан; изменения в правовых статусах других субъектов права, в том числе государственных органов и организаций, направленные на активизацию их деятельности; преобразования в основаниях возникновения, изменения и прекращения правоотношений; установление и расширение мер поощрения субъектов права за правомерное поведение, способствующих развитию и обеспечению прогрессивных социальных преобразований; усиление мер по борьбе с правонарушениями и т.п. [16, с. 173].
Таким образом, регулятивно-динамическая функция представляет собой такой вид правового воздействия, который предполагает активное, научно обоснованное и гарантируемое государством развитие правовых отношений в интересах общества, различных его слоев и отдельных граждан.
Регулятивно-охранителъная функция – это такой вид правового воздействия, который направлен на защиту предусмотренных и обеспечиваемых правом политических, экономических, социальных и других правовых отношений, а также на ограничение и вытеснение отношений, враждебных, чуждых данному общественному строю. Осуществление регулятивно-охранительной функции проявляется, во-первых, в информировании участников общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты государством под защиту, какие деяния запрещены как противоречащие интересам общества, государства, личности; во-вторых, в особых способах воздействия на правонарушителей, охватываемых таким понятием, как юридическая ответственность, и реализуемых путем применения к правонарушителям правовых санкций.
Регулятивно-охранительная функция права неразрывно связана с правоохранительной функцией государства, является, можно сказать, продолжением, юридической формой реализации последней. Общее назначение этих функций сводится к тому, чтобы добиться неуклонного выполнения всеми субъектами права требований конституции, законов и соответствующих им подзаконных нормативных правовых актов, т.е. обеспечить режим законности. Эта цель достигается путем выявления правонарушений, их расследования, привлечения виновных к ответственности и наказания последних [12, с. 107].
Воспитательная функция права содержит в себе двуединое начало. Во-первых, она направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в нормативных правовых актах основ существующего общественного строя, необходимости его укрепления и развития. С этих позиций обосновывается и необходимость обеспечения твердой законности, прочного правопорядка. Граждане ориентируются на личное участие в решении соответствующих задач. Наиболее определенно эта составляющая воспитательной функции отражается в преамбулах нормативных правовых актов.
Во-вторых, воспитательное воздействие права заключается в утверждении в обществе посредством правовых предписаний и их реализации высоких нравственных начал. Вся правовая система общества на современном этапе развития цивилизации призвана служить укреплению в людях благородных качеств и побуждений, стремлений к социальному сотрудничеству, общественным компромиссам и взаимопомощи. Эта составляющая воспитательной функции права конкретизируется в правовых нормах, наполненных нравственным содержанием, отражающих идеи социальной справедливости и солидарности.
В целом воспитательная функция направлена на формирование правовой культуры всего общества и каждого его члена в отдельности, без чего невозможно создание и эффективное функционирование правового государства [10, с. 256].
Принципы права – это основополагающие начала, отправные положения, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе.
Принципы права, безусловно, не являются произвольными по своему характеру. Но это не исключает, а скорее предполагает оценку их значимости и содержания, а также их классификацию исследователями и законодателями. Такая оценка и классификация производятся с учетом объективной обусловленности (именно обусловленности, а не объективной значимости) выдвигаемых принципов экономическими, социальными и политическими факторами, сущностью самого права, характером сложившейся в стране политической системы и господствующего в ней государственно-правового режима.
Принципы права отличаются в зависимости от его сущности (социальной природы), исторических этапов развития, сложившихся правовых систем, политических режимов. Неповторимое сочетание этих и иных факторов в каждой отдельной стране, неизбежная субъективная оценка их влияния на правотворчество и правоприменение и создают многообразие подходов к освещению проблемы принципов права. Мы попытаемся ее рассмотреть применительно к современному социальному правовому государству [9, с. 105].
В теории права принято подразделять принципы права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Некоторые предлагают классифицировать их еще в зависимости от типов права (на принципы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического права), а также в зависимости от сферы и характера нормативного регулирования (на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные, специально-юридические и др.).
Специально-юридические принципы современного права отличаются определенным своеобразием в зависимости от того, относятся они к отдельной отрасли права, к нескольким его отраслям или к праву в целом.
К отраслевым принципам относятся, например, принцип индивидуализации наказания в уголовном праве или принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда в трудовом праве. Как правило, отраслевые принципы содержатся в нормах соответствующих правовых актов. Так, принципы гражданского права перечислены в ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь [2]. В их числе принцип: граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
К межотраслевым принципам относится принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве. Отраслевые и межотраслевые принципы рассматриваются в курсах соответствующих отраслевых наук. В курсе общей теории государства и права определяются и рассматриваются общеправовые принципы, распространяющиеся на все отрасли действующего права.
Наиболее обоснованным, несмотря на некоторые расхождения во взглядах, представляется выделение следующих принципов права: демократизма, социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности, единства прав и обязанностей, юридической ответственности только за виновное противоправное деяние.
Принцип демократизма означает, что единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою класть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией (ст. 3) [1]. Воля народа реализуется как в принимаемых им непосредственно нормативных актах путем референдумов, так и в актах, издаваемых государственными органами. Защита закрепленных в них прав и свобод граждан гарантируется демократическим правосудием.
Принцип социальной справедливости в правовой сфере означает, что в максимальной степени обеспечиваются интересы всех слоев общества, в том числе социальных меньшинств. Справедливость в праве не исключает формально-определенный характер закрепляемых им прав, свобод, обязанностей. Их справедливая по возможности индивидуализация обеспечивается правоприменительными органами, главным образом судебными, но осуществляться это должно в пределах, предусмотренных законодательством. Именно в законе устанавливается соразмерность между количеством и качеством труда и его оплатой, между причиненным вредом и его возмещением, между тяжестью преступления и наказанием за него. Предусматривая эту соразмерность, закон и предполагает реализацию принципа справедливости [8, с. 170].
Принцип гуманизма предполагает наличие правовых гарантий уважения к каждой личности, ее достоинству, чести, неотъемлемым правам и свободам. Идея гуманизма пронизывает правовые системы современных социальных правовых государств. Принцип гуманизма получил закрепление в ст. 2 Конституции Республики Беларусь, согласно которым высшей ценностью и целью общества и государства являются человек, его права, свободы и гарантии их реализации [1].
Принцип равноправия означает не фактическое равенство в различных сферах общественных отношений (это утопия в условиях рыночной конкуренции), а равенство всех перед законом, одно из проявлений которого - наличие равных стартовых условий. Именно эта идея заложена в ст. 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов» [1]. Данное положение подкрепляется нормами, устанавливающими равноправие мужчины и женщины, лиц различных национальностей, вероисповеданий, политических убеждений.
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами этих государств, если иное не определено законами и международными договорами (ст. 11 Конституции Республики Беларусь).
Принцип законности в праве заключается в строгой иерархии нормативных правовых актов. В правовом государстве он выражается в требовании верховенства закона, в подчиненности ему всех других, подзаконных нормативных актов.
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (ст. 7 Конституции Республики Беларусь). Это значит, что государство, все его органы, должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или отдельные их положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы [7, с. 292].
Согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [1]. В то же время не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.
Некоторыми авторами наряду с принципом законности в праве выдвигается принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритета закона перед иными нормативными правовыми актами. Заложенный в этом тезисе смысл чрезвычайно важен, однако представляется, что он является стержневым, определяющим в содержании принципа законности в праве. Во всяком случае, при рассмотрении последнего главное внимание уделяется именно этому его аспекту.
Принцип единства прав и обязанностей заключается в том, что закрепляемые за человеком права и свободы сочетаются с возлагаемыми на него обязанностями. Это обусловлено тем, что всякое право так или иначе реализуется через чью-то обязанность или при ее наличии.
Принцип юридической ответственности только за виновное противоправное деяние предполагает, что юридическая ответственность не может возникнуть и реализоваться путем наказания субъекта права, если последним не совершено правонарушение, прямо предусмотренное в законодательном акте [5, с. 188].
От принципов права следует отличать непосредственно примыкающие к ним правовые аксиомы. Правовые аксиомы - это юридически значимые положения, принимаемые без особых доказательств в силу признания их истинности и практической целесообразности. К ним можно отнести положения о том, что закон обратной силы не имеет, что в юридическом споре должны быть выслушаны обе стороны, что нельзя наказывать дважды за одно и то же правонарушение и др. Правовые аксиомы, как правило, закрепляются в законодательстве и в связи с этим имеют нормативное значение [4, с. 60].
