- •Глава 22 идеология и ее роль в политической жизни
- •528 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
- •22.1. Генезис представлений об идеологиях
- •22.1. Генезис представлений об идеологиях
- •530 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
- •22.1. Генезис представлений об идеологиях
- •532 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
- •22.2. Политические идеологии
- •534 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
- •22.2. Политические идеологии
- •536 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
- •22.3. Функции политических идеологий
- •22.3. Функции политических идеологий 537
- •538 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
- •22.4. Классификация идеологий
- •22.4. Классификация идеологий
- •540 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
- •22.4. Классификация идеологий 541
- •542 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
- •22.4. Классификация идеологий 543
- •544 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
- •22.4. Классификация идеологий
- •546 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
- •Темы рефератов
- •Рекомендуемая литература
- •548 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
22.1. Генезис представлений об идеологиях
531
ственными
императивами. Таким образом, идеология
ведет к определенному типу политического
поведения не только с точки зрения его
сиюминутных, преходящих интересов,
но и с точки зрения будущих и долговременных.
Это, однако, по А. Грамши, не исключает
трансформации идеологии интеллектуалов
в «фанатизм и суеверие» народа.
Идеология становится действенной при наличии двух главных условий: 1) когда она выступает в суггестивном обличье мифа; 2) когда она находит конкретное претворение в фигуре макиавеллевского Государя — общенационального лидера — и в стоящей за ним политической партии с идеологически выдержанной программой.
Марксистская концепция ложного сознания развивается и Д. Лукачем в рамках его концепции социальной тотальности, связанной с критикой капиталистического общества. Утверждение, что овеществленные общественные отношения, кажущиеся естественными или объективными, являются результатом общественно-исторической деятельности людей, сформировало «историцистскую» неомаркистскую концепцию идеологии, являющуюся и сегодня одной из альтернатив детерминистской концепции идеологии ортодоксального марксизма.
Размышления А. Грамши об идеологии и политике на новом витке истории продолжил французский марксист Луи Альтюссер. Отличительная особенность его теоретической позиции состояла в том, что, во-первых, он обосновал категорию «идеологических аппаратов государства», которую он трактовал как «принцип артикуляции» идеологии, выступающей здесь в качестве необходимой подструктуры в рамках тотальности любой общественной формации; во-вторых, он дополнил анализ идеологии и ее катарсиче-ского эффекта, проведенный Грамши, приложением к идеологии психоаналитических методов Фрейда — Лакана (Альтюссер).
По Альтюссеру, идеология — «сверхдетерминирован-ное бессознательное», она не имеет истории, «неизменна» по своей структуре и функционированию в обществе и выступает не столько как форма сознания, сколько как система не проходящих через него каузальных воздействий. Альтюссер настаивает на том, что и в бесклассовом обществе сохранится идеология как «бессознательная сфера проживаемого опыта», «ее система ошибок и обмана»,
532 Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни
необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма.
С. Жижек рассматривает идеологию в традициях французского постструктурализма и постмодернизма. В целом он придерживается трактовки идеологии как искаженного сознания, которое склоняет индивида совершать социальные действия в том направлении, которое выбрано им не самостоятельно, а навязано средствами идеологии: «действительной целью идеологии является сама вменяемая ею система ценностей, незыблемость идеологической конструкции, цель ее в том, чтобы заставить нас идти как можно прямее, в одну сторону». Однако идеология постепенно теряет рациональность, воспроизводит саму себя, начинает служить «исключительно своим собственным целям и ничему больше». Следуя этой логике, С. Жижек предлагает дискурсивный анализ идеологий, поскольку она собственно и функционирует как дискурс.
Рассматривая способы концептуализации идеологии, наиболее полно возможно раскрытие данного феномена в рамках функционального подхода, который рассматривает идеологию как особую идеально-преобразующую конструкцию в сфере политики, форму сознания, возникновение, развитие, расцвет и упадок которых имеют определенные исторические предпосылки (Соловьев).
Изучение идеологии в рамках феноменологического подхода было более распространено во второй половине XX в. и нашло отражение в работах по семиотике К. Гиртца, рассматривающего идеологии как культурные системы. Идеология включает в себя смыслы, выражение идей, чтобы выразить эти значения, и тот культурный контекст, в котором эти смыслы и значения производятся и понимаются (Clifford). Другими словами, идеологическая матрица выступает своеобразной картой социальной реальности, позволяющей индивиду ориентироваться в политическом и социальном пространстве.
Дискурсивный анализ идеологий нашел место в работах Л. Витгенштейна и П. Рикёра, которые обращали внимание как на позитивные, так и негативные функции идеологии для политической жизни. В противоположность таким идеям Д. Истон, А. Конноли и некоторые другие ученые делали упор не на эмоциональном, а на ценностном содержании идеологий.
22.2. Политические идеологии
533
В
современной эмпирической социологии
преобладает аксиологический
подход к
изучению идеологии, основанный на
анализе базовых ценностей. Именно этот
подход используют Д. Истон, А. Конноли
при изучении политической культуры.
У. Матц определяет идеологию как «систему
ценностей, выступающую в качестве
политического мировоззрения», но в
определенном историческом контексте
(Матц, 1992).
В рамках коммуникационного подхода, разработанного Г. Ласуэллсом, идеология рассматривается как специфический вид коммуникации, направленной на сохранение или изменение существующего политического строя, и включает в себя следующие элементы, направленные на общественное сознание: политические доктрины, политическую формулу (перечень основных положений конституции) и политическую миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.).
Отечественная социология внесла значительный вклад в изучение идеологии, которая в советский период главным образом рассматривалась как одна из составляющих общественного сознания или, как писал В. А. Ядов, как форма духовной деятельности, где сталкиваются в борьбе и в диалоге научные и вненаучные, истинные или ложные идеологические концепции, в чем отражается разнообразие классовых интересов. В. Ж. Келле, Ж. Т. Тощенко рассматривали идеологию как определенные мировоззренческие ориентации, которые исповедуют разные социальные группы, выступающие субъектом идеологии. Значительный вклад в разработку проблематики идеологий внесли Е. М. Бабосов, М. А. Василик, Ю. Г. Волков, В. П. Макаренко, Б. Г. Капустин, В. Н. Кузнецов, О. Ю. Малинова.
