- •Суверенитет государств в космическом пространстве
- •Оглавление
- •Глава 1. Космическое пространство: соотношение с воздушным пространством. 5
- •Глава 2. Границы космического пространства и суверенитет государств 10
- •Глава 3. Проблема суверенитета государств в аспекте исследования и использования космического пространства. 14
- •Введение
- •Глава 1. Космическое пространство: соотношение с воздушным пространством.
- •Глава 2. Границы космического пространства и суверенитет государств
- •Глава 3. Проблема суверенитета государств в аспекте исследования и использования космического пространства.
- •Заключение
- •Библиографический список
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Пермский государственный национальный исследовательский университет"
Юридический факультет
Кафедра трудового и международного права
Суверенитет государств в космическом пространстве
Реферат по истории науки
Треногиной Екатерины Евгеньевны
Пермь 2016
Оглавление
Y
Введение 3
Глава 1. Космическое пространство: соотношение с воздушным пространством. 5
Глава 2. Границы космического пространства и суверенитет государств 10
Глава 3. Проблема суверенитета государств в аспекте исследования и использования космического пространства. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 19
Введение
Уже в начале 20 века человечество начало активную деятельность по освоению космического пространства. Первыми странами, которые стали реализовывать свой потенциал в данной области – были Советский Союз и Соединенные Штаты Америки.
В последующем, соответственно, возникла необходимость и в нормативном регулировании данного вида деятельности. Ведь, так или иначе, на международном уровне встал вопрос распространения суверенитета государств на различные объекты космического пространства.
Безусловно, в первую очередь такая необходимость возникла у США и СССР, которые на тот момент были единственными странами, осуществляющими деятельность, направленную на освоение космического пространства. Именно поэтому первоначально нормативное регулирование сводилось лишь к нескольким международным договорам между США и СССР.
Именно на этом этапе стала формироваться определенная база, определяющая точки соприкосновения деятельности вышеуказанных государств в исследовании и использовании космического пространства.
Так, например, актуальным стал вопрос о распространении суверенитета государств на различные космические объекты и космическое пространство в целом.
При этом вопрос суверенитета остро стоял именно в аспекте границ распространения юрисдикции государств на ту или иную область космического пространства. Сопутствующим же вопросом явился вопрос о том, какие космические объекты можно признавать территорией государств.
Так, по сегодняшний день, территорию государства принято рассматривать с двух сторон – как фактическую, и как юридическую. Таким образом, традиционно под территорией понимается находящаяся под юрисдикцией (суверенитетом) государства часть земной поверхности (включая сушу, территориальные воды и воздушное пространство).
Но помимо вышеуказанных объектов, имеет место также и космическое пространство, правовой статус которого нуждается в четком определении.
Государственный суверенитет, то есть власть государства, носит территориальный характер.
«Юрисдикция» понимается в международном космическом праве в двух вариантах: в первом - как один из элементов суверенитета; во втором варианте – как технический термин, означающий право на управление космическим объектом и руководство его экипажем».
В широком смысле под сочетанием понятий «юрисдикция и контроль» в международном космическом праве подразумевается право государства на осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти в отношении лиц и объектов, находящихся в космическом пространстве и на небесных телах.1
Таким образом, вопрос правового режима космического пространства на данный момент времени остается актуальным.2 При этом правовой режим подразумевает определенный порядок регулирования, который выражается в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов, позитивных обязываний – все это создает особую направленность регулирования.3
