5.1.2. Развитие личности и настроение
В одной из своих книг К.Роджерс писал, что личностный способ бытия в мире — это бесконечный процесс становления. Личностное развитие — процесс постоянного изменения личности в направлении все более полного раскрытия своих потенциалов и достижения жизненных целей, который невозможен без достаточной адаптированности личности. Адаптированность также имеет процессуальный характер, она не может быть достигнута однажды и навсегда. Она предполагает гибкость адаптационных механизмов, их упражнение и поддержание в действенной форме. Без этого вряд ли можно ожидать сохранения жизнеспособности индивида.
Жизненные цели личности всегда связаны с какими-либо изменениями в окружающей среде (построение, производство чего-либо, получение информации, установление новых отношений и т.п.) и внутренними изменениями (развитие себя в желаемом направлении, повышение внутренней гармонии, укрепление здоровья и т.п.). Изменения во внешней среде непременно предполагают ее освоение, проявление активности по присвоению каких-либо средств освоения и пространства проявления активности.
П.Жане рассматривал личность как интегрированную психологическую систему, отвечающую всегда как целое на воздействие ситуации путем изменения узора функционирующих и заторможенных компонентов. Поддержание этой системы в состоянии динамического равновесия требует, согласно Жане, значительной психологической силы и психологического напряжения. Если это напряжение по тем или иным причинам падает, происходят различные нарушения функционирования личностной системы, образующие основу неврозов (Ярошевский, Анцыферова, 1974). В теории личности Жане психологическая сила и психологическое напряжение (активация высших потребностей) взаимосвязаны, они представляют собой энергетическую, динамическую сторону регулируемого поведения (Зейгарник, 1982).
Таким образом, развитие личности предстает как непрерывное изменение взаимодействия с социальным пространством, его перестройка и расширение. Увеличивается количество межличностных связей, растет влияние в профессиональной и других жизненных сферах, растет объем знаний, что также создает основу для расширения пространства личности. На наш взгляд, эти процессы расширения личностного пространства можно было бы обозначить термином “экстенсия” (расширение). Экстенсия невозможна без определенного уровня напряжения. Повышенный уровень напряжения рождает внутренний диссонанс и снижение настроения. Одни люди решают задачу гармонизации своих отношений со средой, приспосабливаясь к ней, другие — изменяя среду под свои потребности.
Познание самого себя возможно через самораскрытие и самоиспытание в делах и поступках, но возможно через самосозерцание и самоисследование. Это два различающихся по направленности и способам реализации подхода, но один подход не исключает, а предполагает другой подход. Любому человеку необходимо и продвижение внутрь себя, и продвижение в окружающий мир. Относительное доминирование поведенческого или когнитивного аспектов самоопределения влияет на осознанный и неосознанный выбор подхода в самопознании — через самораскрытие или самоисследование. Активность, направленная внутрь, преимущественно служит целям адаптации, которая невозможна без активности такого рода.
Процесс самореализации определяет личностную динамику в широком временном масштабе, основные черты жизненного пути личности. Процесс адаптации также продолжается всю жизнь, поскольку социальная адаптированность не может быть обретена однажды и на всю жизнь. Меняется окружающая среда, меняется человек и всегда в той или иной степени существует потребность в адаптации.
Баланс между изменениями и постоянством, содержание изменений, стабильность определенных личностных образований обусловлены воздействиями среды, состоянием личностной динамики. Последнее обусловлено возрастной динамикой, развертыванием жизненного пути, а также множеством факторов субъективного мира личности, таких, как: определение, понимание и переживание смысла жизни, выбранный жизненный путь, видение жизненной перспективы, удовлетворенность самореализацией, соотношение жизненных целей, притязаний и достижений. Самореализация и адаптация не исключают друг друга, но по ряду параметров эти виды активности разнонаправлены.
Освоение пространства требует не только активности, но и определенного уровня напряжения. О неприемлемости противоположного подхода в трактовке мотивов человека писал Г.Олпорт: “Я думаю, мы должны согласиться с К.Гольдштейном, что “редукция напряжения” — малоудовлетворительное объяснение функционирования зрелых психогенных мотивов... Стремление к равновесию, “редукция напряжения”, “влечение к смерти” кажутся поэтому тривиальными и ошибочными представлениями о мотивации нормального взрослого человека” (1982, с. 107).
Итак, и развитие личности, и адаптация требуют напряжения. В гармонизации внутреннего мира личности, повышении устойчивости настроения вряд ли есть место простой зависимости — чем меньше напряжение, тем выше, радостнее настроение. Г.Селье писал о том, что разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Он приводил слова лауреата Нобелевской премии Альберта Сент-Дьердьи: “Счастье — это в значительной мере реализация самого себя, то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов” (Селье, 1979, с. 62). Развитие личности предполагает переживания неудовлетворенности собой, некоторого внутреннего напряжения. Но напряжение таит в себе опасность превышения оптимального уровня и возникновения дисгармонии настроения. Сохранение устойчивого настроения, “настроенность души”, гармония в ней связаны с умеренным напряжением, не приводящим к дискомфорту.
Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет потенциал психологической устойчивости личности. Напряжение самореализации, превышающее этот потенциал, препятствует самореализации личности. При этом направленность адаптационных процессов меняется — с обеспечения самораскрытия на обеспечение выживания. В этих явлениях также важную роль играют личностные особенности. Возможности личности в самореализации качественно различны в тех случаях, когда психические нагрузки оптимальные (побуждение личности к развитию) и когда — экстремальные (дезинтегрирующее воздействие на личность) (Микшик, 1990). Акцент на активность или адаптивность и последствия стрессового давления зависят, безусловно, не только от личностных особенностей, но и от ситуационного контекста.
Таким образом, ведущее значение для личностной динамики имеют самореализация личности и расширение социального пространства-времени личности. Они предполагают определенный уровень напряжения. При достаточной личностной гармонии от разрушительного стресса личность защищает потенциал ее психологической устойчивости. Если он недостаточен, то неудовлетворенная потребность в самореализации и расширении социального пространства-времени личности вызывает диссонанс, снижение настроения.
