Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
С.А.Минюрова_Учебник самопознание и саморазвитие.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.02 Mб
Скачать

2.3. Саморазвитие как активность человека по преобразованию себя

В отечественной психологии предпосылки для выдвижения проблемы саморазвития связаны с разработкой идей культурно-исторической детерминации развития психики (Л.С. Выготский), системной детерминации психики (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов), субъектной детерминации жизненного пути человека (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн).

С позиций культурно-исторической теории развитие рассматривалось как процесс постижения человеком культуры посредством овладения собственным поведением, познавательными процессами. В процессе онтогенеза происходит системная перестройка сознания человека, которая предполагает саморазвитие высших психических функций. На основе культурно-исторической концепции сформулирован принцип саморазвития личности [14]. Этот принцип строится на следующих положениях:

  • о роли борьбы противоположностей и гармонии как движущих силах развития личности (Л.И. Анцыферова, В.В. Зейгарник);

  • о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе).

Представление о роли внутренних противоречий как источника саморазвития человека составляет основу диалектико-материалистического понимания процессов развития. Согласно им, возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и стереотипии, между старым и новым, и т.д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям. Однако представление о противоречиях как движущей силе развития и саморазвития человека акцентирует внимание исследователей на выявлении и изучении, прежде всего, кризисных этапов жизнедеятельности, когда ярко проявляется диссоциация ее отдельных сторон.

Представление о гармонии как движущей силе развития начинает складываться к концу XX века. В связи со становлением теории систем было выдвинуто предположение о том, что именно в гармонический период развития происходит накопление качественно нового для человека, а также порождение новых противоположностей и противоречий. Такой вывод логически следует из философского анализа процесса развития систем. На этапе усиленной дифференциации системы, вновь возникающие ее компоненты для наиболее полного выявления всех своих возможностей должны включиться в возможно более широкие и разнообразные связи с другими элементами. Как пишет А.Н. Аверьянов, «дифференциация не заканчивается образованием элементов с различными функциональными свойствами. Она идет дальше. Противоречия между ними остаются, наряду с тенденцией к гармонии. В этот период особенно отчетливо проявляется роль гармонии как движущей силы развития системы в целом. Взаимодополняя друг друга, координируясь друг с другом, элементы системы получают больше возможностей для развития. Так решается известный спор о гармонии как движущей силе развития. Да, гармоническое взаимодействие на определенном этапе развития системы выступает его движущей силой. Но именно противоречия продолжают способствовать дальнейшей дифференциации элементов системы». В механизме гармонии также действуют противоположности, но противоречия между ними весьма сглажены: достигнутое для человека выступает как важная ступень достижения желаемого или даже как его часть.

В психологии идея о гармонии как движущей силе развития и саморазвития человека нашла свою разработку в трудах Л.И. Анцыферовой. Она отмечает, что постановка этого вопроса вытекает из закономерностей работы функциональных систем, выделенных П.К. Анохиным. Как показал П.К. Анохин, элементы системы связаны друг с другом не просто отношениями взаимодействия, но отношениями содействия. Логично предположить, что именно по принципу содействия связаны друг с другом компоненты психологической организации личности. Естественно, что в высокодифференцированной системе содействие предполагает наличие элементов, выполняющих не просто различные, но и противоположные функции, гармоническое единство которых, взаимодополнение позволяют системе успешно функционировать и развиваться.

Второй аспект принципа саморазвития связан с постулированием локализации источника саморазвития в деятельности. Как отмечает А.Г. Асмолов, первая продуктивная попытка найти источник саморазвития деятельности в ней самой принадлежит Д.Н. Узнадзе, который ввел представления о функциональной тенденции. Узнадзе подчеркивал, что деятельность может активизироваться не в связи с потребностью, а под влиянием присущей ей имманентно тенденции к активации. Именно функциональная тенденция является источником игры и творчества, подчиняющихся формуле «игра ради игры» («творчество ради творчества»). Дальнейшее углубление представлений о механизмах саморазвития деятельности осуществлено в работах В.А. Петровского и В.Г. Асеева.

Проблема саморазвития как инициации человеком изменения самого себя получила новый импульс в связи со становлением идеи системной детерминации. Эта идея воплотилась в разработке уровневых концепций развития психики. Сформулированное в системном подходе положение о многомерности, многоплановости, многоуровневости, множественности детерминант развития, которое рассматривается как способ существования психического как системы, позволило более детально изучить внутренние условия, при которых возможно преобразование развития в саморазвитие.

Согласно системному подходу, психическое развитие характеризуется движением его оснований, сменой детерминант, возникновением, формированием и преобразованием новых свойств или качеств. Данный подход предполагает существование многообразных источников и движущих сил психического развития человека, которое всегда связано с системой противоречий (между разными свойствами, уровнями, основаниями, факторами и т.д.), и различными путями разрешения этих противоречий. Любой результат развития (когнитивный, личностный, операциональный), достигнутый на той или иной его стадии, становясь сначала новообразованием, включается затем в совокупную детерминацию психического, выступая при этом уже в роли внутренних факторов, предпосылок либо опосредствующих звеньев по отношению к результатам следующей стадии. С нашей точки зрения, такой подход позволяет рассматривать саморазвитие как внутреннюю составляющую развития, которая обеспечивает возможность его перехода на качественно новую ступень. В концепциях, разрабатываемых в рамках системного подхода, вводится представление о функциональном характере этой внутренней составляющей, разрабатываются понятия, посредством которых конкретизируется ее содержание.

В системно-уровневой концепции детерминации психического развития (В.Г. Асеев) отмечается, что необходимым условием инициации развития является наличие хотя бы небольшого функционального резерва. Как указывает Л.И. Анцыферова, понимание индивидуального развития как многократных переходов от более простого уровня функционирования к более сложному обусловливает необходимость разрешения парадокса развития (В.В. Орлов). Этот парадокс заключается в том, что высшее возникает из низшего, в котором высшего нет. Объяснением этого вопроса может быть введенное в философию понятие одноплоскостного развития, т.е. развития в пределах одного и того же уровня сложности.

Психологические исследования подтверждают существование такого типа развития, обеспечивающего его непрерывный характер. А.В. Запорожец обосновал гипотезу о существовании функционального развития, которое совершается внутри одной и той же стадии развития и ведет к накоплению качественно новых элементов, которые и образуют потенциальный резерв развития или зачатки более сложного уровня функционирования.

В разрабатываемой Л.И. Анцыферовой концепции отмечается, что для решения вопросов о механизмах перехода от стадии к стадии и к более высоким уровням развивающейся системы необходимо использовать именно понятие «функционального развития». Оно трактуется как развитие, включающее процессы микроразвития, которые ведут к накоплению элементов новых стадий в рамках уже достигнутой. Выдвигается предположение о том, что пройденные личностью стадии развития постепенно складываются в иерархическую организацию, в составе которой позднейшие психологические новообразования, стратегии и тактики не отменяют, но качественно видоизменяют предшествующие. Они обогащают, ограничивают, регулируют, подчиняют себе образования более ранних стадий и уровней через включение их в новые системы психологических отношении личности к миру, в новые жизненные позиции. Чем дальше продвигается человек по жизненному пути, тем более значительное место в структуре личности начинают занимать конфигурации свойств или черт, сформировавшиеся как реакции индивида на свои собственные качества и формы поведения. Как отмечает Л.И. Анцыферова, формующиеся потенциальности под влиянием новых жизненных задач, социальных требований порождают психологические новообразования и стимулируют переход человека на новый уровень функционирования. Такой уровень характеризуется не только новым качеством личности, но и соответствующими ему новыми психологическими стратегиями и тактиками более эффективного решения жизненных задач. Личность, таким образом, творит, созидает себя. Таким образом, введение понятий функционального резерва, функционального развития отражает внутренние ресурсы психики, которые являются пусковым механизмом самопреобразований человека.

В рамках системного подхода оформилась также идея детерминации развития сферой потенциального, что стало еще одним важным этапом становления представлений об активности человека по самопреобразованию. Под потенциальным в самом общем виде понимаются такие свойства, возможности человека, которые могут осуществиться и стать реальностью только при определенных условиях. С другой стороны, потенциальное выступает как результат развития, сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития личности.

Проблема человеческого потенциала активно разрабатывается в различных областях человекознания (О.И. Генисаретский, Г.М. Зараковский, В.Ж. Келле, Н.А. Носов, Г.Н. Солнцева, Б.Г. Юдин и др.). Для формирования представлений о саморазвитии особенно актуальны исследования проблематики личностного потенциала. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, личность в процессе своего жизненного пути создает специфическую детерминацию: она опосредует зависимость предшествующего и последующего этапов в ходе жизни. Поэтому изменения, происходящие в личности, выявляются не путем сравнения настоящего с предшествующим этапом, а через синтез тех способов, которыми личность опосредствует свое прошлое и будущее своим настоящим. При этом полагается, что развитие личности начинает все больше придавать направленность и логику ее движению в будущее. Л.И. Анцыферова также связывает детерминацию развития человека с учетом такой сферы, как потенциальное. Она указывает, что накапливающаяся на каждой стадии потенциальная сфера открывает возможность развития личности в разных направлениях и создает в то же время детерминанты реализации лишь некоторых из этих направлений.

Таким образом, потенциал как возможности и внутренние ресурсы становится основой, базой для воплощения в реальность идей человека по преобразованию самого себя. Сфера потенциального содержит в себе прообразы различных вариантов возможных изменений. Только от самого человека зависит, будут ли эти возможности проявлены в актуальной жизнедеятельности.