Введение
Во все времена, на разных этапах развития цивилизации, оружие играло особую роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Составляя одну из характерных черт своей эпохи, оружие является важным элементом материальной культуры. Именно в нем сплетаются и находят свое материальное воплощение новейшие достижения науки и техники. По конструктивным особенностям, материалу, технологии изготовления оружия можно проследить существенные этапы эволюции человеческого общества. Оружие - это еще и памятник духовной культуры и искусства, что обусловлено его идеологическими и сакральными функциями, декором. «Рассмотрение образцов оружия с точки зрения истории искусства позволяет поставить их в систему искусств соответствующего региона и соответствующей эпохи и помимо чисто «утилитарных» задач - датировки и атрибуции помогает раскрыть «надматериальную» - идеологическую функцию вещи, ее общекультурную значимость»/1/. Все это и определяет важность оружия как исторического источника.
Изучение оружия кубанского казачества представляет особый интерес в силу целого ряда обстоятельств. Во-первых, многолетнее сосуществование строевого оружия и произвольного. Можно сказать, что в оружии кубанцев, как и в форменной одежде, «причудливо сплетались державные официальные тенденции со стихийными, неофициальными, вырабатываемыми особенностями быта казачества...» /2/.
Во-вторых, нередкое несоответствие уставного оружия официально утвержденному образцу. Этому во многом способствовала сложившаяся система частных подрядов, осуществляемых как войском, так и отдельными полками. Пытаться изложить историю казачьего оружия, опираясь только на правительственные распоряжения - значит заранее обречь себя на ошибки. К тому же, стоит указать на неопределенность и расплывчатость многих официальных формулировок.
Пестроты казачьему оружию добавляла и практика «дарений», т.е. передача правительством войску образцов, как правило, негодных для вооружения регулярной армии. Нельзя не сказать и о длительном существовании архаичного оружия, давно устаревшего и физически, и морально (к примеру, наличие на вооружении казачьей кавалерии в конце 70-х гг. ХIХ в. кремневых пистолетов).
Общепризнанно влияние кавказского оружия на казачье. В большинстве случаев уместно даже говорить о полном заимствовании горского боевого комплекса. Историк черноморских казаков И.Д. Попко свидетельствовал: «Черкесская одежда и сбруя, черкесское оружие, черкесский конь составляют предмет военного щегольства для урядника и офицера. Вообще, все черкесское пользуется уважением и предпочтением между казаками»/3/. Причины этому явлению, с нашей точки зрения, следует искать не только в материальной сфере (удачная конструкция оружия, удобство снаряжения и т.п.). Несомненно, свою роль сыграли и психологические факторы: магия мужского военизированного быта и соответствующие ему обычаи и традиции (часть из которых приняли казаки), высокая индивидуальная подготовка, мужество и мастерство горских воинов.
В.Н. Королев отмечает «уважение, которое питали казаки к черкесам, даже являвшимся противниками»/4/. Действительно, записки современников не таят в себе никаких оскорблений в адрес противника, а наоборот, несут дань уважения. Тот же И.Д. Попко сравнивал адыгов с бургундскими и лотарингскими рыцарями. Именно такой характер взаимоотношений и создал возможность взаимного культурного воздействия.
Выражение «казачье оружие» чаще всего следует понимать в широком смысле - по принадлежности, а вовсе не как конкретный вид или тип оружия. Собственно казачьими следует считать только те образцы, которые разрабатывались специально для казаков (хотя и у них есть армейские или кавказские прототипы).
Небезинтересно проследить влияние на казачье оружие социально-экономических факторов, которые зачастую оказывались решающими. Нередко многие казаки были обречены покупать заведомо плохое, но зато дешевое оружие, порой являться на службу без положенного оружия, а иногда и продавать его, чтобы прокормить семью. Есть примеры отказа войсковой администрации от введения новых образцов оружия, исходя из экономических соображений. Вместе с тем надо заметить, что распространенная точка зрения о приобретении казаком всего необходимого для службы только за свой счет, далеко не соответствует действительности. В Черноморском, а затем и Кубанском войске, помимо личного оружия казаков, всегда существовало войсковое, казенное и казенно-войсковое оружие.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы показать основные этапы перевооружения Черноморского, а затем (с 1860 г.) Кубанского казачьего войска, дать характеристики отдельных образцов оружия, проследить источники его поступления. Автор не ставит перед собой задач, вытекающих из системного подхода, т.е. рассмотрения оружия (как части боевого комплекса) в связи с военной одеждой, снаряжением, тактикой ведения боевых действий. Этому будет посвящена отдельная работа, с соответствующими главами: форменная одежда кубанских казаков, военно-морское и военно-инженерное искусство, снаряжение, сравнительная характеристика линейных и черноморских казаков...
Буквально в двух словах (чтобы стало понятней предпочтение, отдаваемое казаками тому или другому виду оружия) укажем, что в форме ведения боевых действий, в системе охраны границы линейные казаки и черноморские заметно отличались друг от друга. Линейцы любили сомкнутый строй кавалерийской атаки, но, многое заимствовав у черкесов, успешно действовали и небольшими группами, не уступая противнику в удали и наездничестве. При неблагоприятных обстоятельствах, ловко и быстро сбатовав коней, они могли отбиться от превосходящих сил. Шашку и умение владеть ею современники и исследователи считали отличительным признаком линейных казаков.
Черноморцы более тщательно охраняли границу, но, обнаружив врага, ничего ему «не доказывали», давая очень часто возможность уйти. В бою предпочитали стрелковое оружие и всегда опирались на артиллерию. Кавалерия редко сама решала тактические задачи, обычно она действовала в составе крупных отрядов, выполняя вспомогательные функции. Зато пехота черноморцев была очень боеспособным родом войск и отличалась «неутомимостью, стойкостью и отличной стрельбой». И в конных, и в пеших частях выдающееся боевое мастерство демонстрировали пластуны - «особый разряд стрелков-разведчиков предприимчивых, мужественных, неусыпных...»
До середины XIX века мы рассматриваем оружие только черноморских казаков. Во-первых, для этого есть чисто формальный повод - именно Черноморское войско было в 1860 г. наименовано Кубанским. Главное же в том, что линейные казаки Кубани быстро переняли вооружение у горцев и изучать его - значит прежде всего изучать оружие народов Кавказа, в чем автор считает себя малокомпетентным (и что уже успешно сделал целый ряд авторов).
Понятие «оружие» в противоположность понятию «вооружение» включает в себя только личные средства поражения противника и опять-таки личные средства защиты. Существуют различные формы систематизации оружия в зависимости от конструкции и материала, характера поражающего действия и дистанции поражения... Для удобства изложения мы начнем с оружия огнестрельного, являвшегося приоритетным для казачества, а затем рассмотрим холодное оружие - клинковое (с длинным и коротким клинком) и древковое.
