- •Алла Константиновна Болотова Юрий Михайлович Жуков Психология коммуникаций
- •Аннотация
- •А. К. Болотова, Юрий Жуков Психология коммуникаций
- •Предисловие
- •Глава 1. Коммуникации в контексте социального поведения
- •1.1. Виды, функции и средства социальных коммуникаций
- •1.2. Социально-психологическая семантика коммуникаций1
- •Глава 2. Ситуативно-поведенческие технологии в коммуникациях
- •2.1. Самопрезентации в социальных контактах
- •2.2. Имидж и бренд в системе коммуникаций2
- •2.3. Психология идентификаций в социальных контактах
- •Глава 3. Психологическое содержание эффективных коммуникаций
- •3.1. Структурные компоненты коммуникаций
- •3.2. Дестабилизирующие факторы и трудности коммуникаций
- •3.3. Пространство и время в социальных коммуникациях
- •3.4. Природа и эффективность обратной связи в коммуникациях
- •3.5. Стратегии социального поведения в трудных ситуациях6
- •Глава 4. Коммуникативная компетентность и пути ее развития
- •4.1. Модели коммуникативной компетентности
- •4.2. Компоненты коммуникативной компетентности
- •4.3. Диагностика коммуникативной компетентности
- •4.4. Методы совершенствования коммуникативной компетентности
- •4.5. Групподинамический тренинг: классика и современность8
- •4.6. Специфика коммуникативного тренинга
- •4.7. Эффективность и эффекты коммуникативного тренинга17
- •4.8. Оценка эффективности коммуникативного тренинга
- •Глава 5. Управление коммуникациями в больших группах. Методы фасилитации26
- •5.1. Фасилитация как процесс управления групповой динамикой
- •5.2. Оценка и значение тренинга больших групп
- •5.3. Основные методы и техники фасилитации
- •5.4. Оценка эффективности процесса фасилитации
- •Вместо заключения
- •Библиография
4.6. Специфика коммуникативного тренинга
Противостояние компетенциарного и экспериентального подходов в тренинге в целом и в коммуникативном тренинге в особенности имеют свои особые черты. В сфере образования и компетенциарный, и экспериентальный подходы долгое время рассматривались как новаторские, и им противостояли традиции : традиция школьного и традиция вузовского образования, которые при всех своих явных различиях имеют общую черту – во главу угла поставлено знание . Нетрадиционные подходы в течение значительного времени имели возможность вместо открытого противостояния друг другу отвоевывать себе те участки, в которых тот или иной подход имел больше шансов на успех. А поскольку эти участки по большей части были разными, конфронтация была незаметной. Только после того как компетенциарный подход завоевал сильные позиции в образовательных структурах ряда стран (прежде всего в США и Великобритании), развернулась оживленная полемика между сторонниками экспериентального и компетенциарного подходов. Но и по сей день обоим подходам противостоят традиционные, и основная борьба идет по линии «инновации – консерватизм».
Ситуация в области тренинга иная. Классическое традиционное обучение никогда не доминировало в этой сфере. Те сегменты тренинга, которые выросли из сферы производственного обучения, изначально были предрасположены принять компетенциарный подход, так как в них всегда была сильно выражена ориентация на отработку навыков с опорой на стандарты выполнения и обучение на основе пошаговых инструкций. Коммуникативный тренинг в своей значительной части является продолжением традиций Т-групп и тренинга сензитивности, в которых изначально понятие опыта ставилось во главу угла. Естественно, что идеи экспериентального обучения, т. е. обучения, основанного на опыте , встретили здесь благодатную почву. Когда появились тренинговые программы синкретического характера, т. е. пытающиеся «соединить сильные стороны» обоих подходов (например, «тренинг продаж»), возникли проблемы идейного и концептуального свойства. Навык можно формировать, отрабатывать и шлифовать, опираясь при этом на стандарты, критерии и «лучшие образцы». Опыт можно преумножать, трансформировать и обогащать. Таким образом, в одном случае задействуется метафора сужения, а в другом – расширения. На практике иногда можно встретить случаи удачного симбиоза обоих подходов (часто это происходит тогда, когда различные программные модули реализуются по схемам, имеющим различное идеологическое происхождение). Трудности возникают при попытках осмысления процесса, а в совсем уж практическом плане – при подготовке тренерского корпуса. И еще при попытках ответить на «каверзные» вопросы проницательных и дотошных участников тренинговых групп.
Концептуально противостояние осмысливалось в разное время по-разному: как «тренинг конкретных умений» и «тренинг личностного роста», как универсализирующий и специализирующий тренинги, как дидактический и интерактивный тренинги. В современных условиях, когда стал господствовать прагматический принцип использования всего того, что «хорошо работает», прежнее противостояние школ и подходов «интериоризировалось» и превратилось в источник внутренних противоречий, заложенных почти в каждой конкретной тренинговой программе.
Коммуникативный тренинг, как и все другие виды тренингов, считается активной формой обучения. Прилагательное «активный» используется при характеристике любых форм экспериентального или интерактивного вида обучения и противопоставляется «пассивным» формам обучения16. Положение о ведущей роли активности участников является общим местом при описании специфики тренинга и никем не оспаривается. «Обучение в большой степени представляет собой активный практический процесс совместной работы руководителей тренинга и его участников (обычно взрослых людей), нежели просто пассивную передачу теоретических знаний от “учителя” “ученику”» [Кристофер, Смит, 2002, с. 56]. «Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников, их прямом взаимодействии с областью ос ваи вае мо го опыта. Ведущий не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным в интерактивном обучении меняется и взаимодействие с тренером: его активность уступает место активности участников, его задача – создать условия для их инициативы» [Кларин, 2000, с. 80]. «Когда вы составляете программу тренинга, постарайтесь сделать так, чтобы в центре внимания была деятельность участников, а не тренера» [Рэйс, Смит, 2001, с. 10].
Другой особенностью коммуникативного тренинга является двойная представленность социальности в процедуре тренинга. Имеется в виду то, что коммуникативный тренинг имеет и социальную форму, и социальное содержание. Внутригрупповое взаимодействие служит не только способом, но зачастую и предметом анализа опыта, осваиваемого участниками. Этот факт, практически не рефлексируемый всеми участниками процесса, как несет в себе преимущества, так и создает трудности. Преимущества состоят в том, что многие эффекты, которые для других видов группового тренинга выступают как побочные или сопутствующие (улучшение взаимопонимания, совершенствование умений говорить и слушать, повышение са мо контро ля), для коммуникативного тренинга могут быть целевыми. Трудности заключаются в возрастающей сложности отделения эффектов программы от эффектов группы. Таким образом, возрастает вероятность ошибки, заключающейся в том, что причины позитивных или негативных эффектов будут приписаны не тем факторам, и начнется работа по внесению изменений в содержание программы, хотя содержание может не иметь отношения к происходящему, которое обусловливается, к примеру, групподинамическими процессами.
Двойная представленность коммуникативных процессов содержится и в основном инструменте тренинга – обратной связи. Обратная связь в коммуникативном тренинге есть одновременно и основной метод работы с коммуникативной компетентностью, и важная часть ее содержания (предмета). Что опять-таки создает проблемы при теоретическом анализе и затрудняет работу по практическому совершенствованию тренинговых техник и технологий.
Наиболее важной и в то же самое время плохо проработанной проблемой тренинга является проблема его эффективности [Никандров, 2003, с. 160–163]. И суть не в том, что тренинг в целом недостаточно эффективен в деле совершенствования коммуникативной компетентности (на сегодняшний день здесь ему нет альтернативы), а в том, что нет достаточно четкой картины причин тех или иных эффектов тренинга, а следовательно, и возможности осмысленно проводить работу по его совершенствованию. Более того, и сама совокупность эффектов тренинга недостаточно изучена, что затрудняет анализ процессов приобретения коммуникативного опыта и не дает возможности эффективно позиционировать тренинг в системе методов и путей развития коммуникативной компетентности.
Неясность относится не только к картине эффектов и их причин. Столь же непроясненными являются и технологические составляющие тренинговых процессов, важнейшие из которых – способы структурирования групповой активности и обратная связь. Проблеме эффективности и эффектов коммуникативного тренинга, а также задачам совершенствования коммуникативной компетентности посвящены последующие разделы главы.
