- •Корсун е.В., Корсун в.Ф.
- •1. Индукция ангиогенеза.
- •2. Стимуляция сигнальными молекулами ангиогенной активности эндотелиальных клеток покоящегося сосуда.
- •Повышение проницаемости сосуда, привлечение лейкоцитов и клеток соединительной ткани в зону васкуляризации опухоли.
- •Дестабилизация сосуда, приводящая к ослаблению межэндотелиальных контактов и отделению перицитов, адвентициальных и гладкомышечных клеток.
- •5. Деструкция базальной мембраны и ближайшего внеклеточного матрикса (вкм)
- •Пролиферация эндотелиоцитов и формирование сосудистой почки
- •Миграция эндотелиальных клеток в ремоделированном вкм по направлению к опухоли
- •Формирование эпителиального тяжа
5. Деструкция базальной мембраны и ближайшего внеклеточного матрикса (вкм)
Для создания возможности миграции эндотелиальных клеток в процессе ангиогенеза должны быть ослаблены межэндотелиальные клеточные контакты, то есть зрелые сосуды должны быть дестабилизированы. Это осуществляется совместным действием продуцируемых опухолью VEGF и Ang-2. Для дальнейшего прохождения процесса ангиогенеза необходимо разрушение базальной мембраны, с которой тесно взаимодействую базальные клетки. Ключевую роль в дезинтеграции базальной мембраны играют тканевые протеиназы (урокиназа, плазмин, гепараза и др.).
По данным Н.А. Григоровича, ДМСО оказывает антиэкссудативный эффект, тормозит активность протеаз, синтез простагландинов. В то же время повышает секрецию кортизола, укрепляет мембраны лизосом. Уменьшает клеточную инфильтрацию в очаге воспаления. Оказывает противоопухолевое действие при аденокарциноме толстой кишки человека, аденокарциноме легких, остеосаркоме, меланоме, базалиоме, болезни Боуэна и др.
Большая группа антидеструктивных растений с мембраностабилизирующей, противоотечной активностью имеется в арсенале фитотерапевта. Это солодка, зверобой, подорожник, элеутерококк и другие адаптогены. Многие растения снижают повышенную сосудистую проницаемость – это растения, содержащие флавоноиды – ягоды, фрукты, плоты и цветки каштана, лист и корень лопуха большого, одуванчика лекарственного, трава горца птичьего, лапчатки гусиной, пастушьей сумки, лист мать-и-мачехи, березы, трава герани луговой, василька лугового, вяжущие растения и др. К мембраностамилизаторам относятся многочисленные вяжущие растения – кровохлебка, кора дуба, горец змеиный, лапчатка прямостоячая, бадан, зверобой, шалфей и др.
Важным этапом фазы активации является привлечение лейкоцитов и клеток соединительной ткани в зону васкуляризации опухоли. Трескунов К. А. [1998] считал, что на миграцию нейтрофилов в очаг воспаления «сильнее всего действуют растения – «сорняки». По данным обработки результатов фитотерапии воспалений быстрее всего рассасывают инфильтраты лист лопуха, подорожника, трава донника лекарственного, лист березы, трава хвоща полевого, лист мать-и-мачехи и другие растения.
Пролиферация эндотелиоцитов и формирование сосудистой почки
Экспрессию ангиогенных стимуляторов, в частности, VEGF, запускает перекись водорода, что определяет использование фенольных соединений как защиту от перекиси водорода и других активных форм кислорода.
Ингибированию роста и индукции апоптоза эндотелиоцитов опухолевых сосудов in vitro способствуют силибинин и искадор (экстракт омелы белой) [Корсун В.Ф., Корсун Е.В.,2012].
Наиболее важным и специфическим митогеном для эндотелиоцитов является семейство гликопротеинов VEGF (фактор роста сосудистого эпителия). Он также выступает в качестве антиaпоптотического фактора для новообразованного эндотелия. VEGF и другие факторы вызывают активацию покоящихся клеток посредством изменения уровня экспрессии целого ряда генов, ответственных за появление ангиогенной активности эндотелия. Ангиогенез начинается с расширения сосудов, вызываемого совместным действием VEGF и NO.
Так как семейство VEGF - фактор пролиферации, миграции эндотелиоцитов и формирование трубочко-подобных структур, то указанные растения могут оказывать действие на эти этапы ангиогенеза.
Недостатком изучения изолированных из растений соединений является обнаружение в эксперименте противоположных эффектов разных соединений. В то время как эффект суммарного извлечения у данного больного не может быть одновременно двойственным. В частности, гинзенозиды Rg1 и Re в противоположность гинзенозиду Rg3 обнаруживали способность, наоборот, усиливать пролиферацию эндотелиальных клеток пупочной вены, увеличивая плотность новообразованных сосудов. По этому свойству они даже превосходили фактор роста фибробластов (FGF). Определённый вклад в их ангиогенное действие вносило и усиление экспрессии генов, связанных с клеточной адгезией и миграцией (Yu L.C. и соавт., 2007).
В многочисленных экспериментальных исследованиях было показано, что эпигаллокатехин-3-галлат – компонент препарата Индигал - является эффективным ингибитором как самого фактора роста эндотелия сосудов VEGF, так и его рецептора VEGFR.
Блокирует ИЛ-8 зависимую пролиферацию эндотелиоцитов розмариновая кислота (базилик душистый, мелисса лекарственная, розмарин лекарственный, майоран, шалфей лекарственный, мята перечная, тимьян ползучий, черноголовка обыкновенная, виды растений рода чистец и др.).
Изучено влияние некоторых растений (сои и др.) на уровень эндостатина. Эндостатин - это C-терминальный фрагмент коллагена типа XVIII, эндогенный ингибитор ангиогенеза. Каждая молекула эндостатина содержит один атом цинка.
Некоторые антиангиогенные растения реализует свое действие за счет блокирования синтазы NO:
Гранат (катехины, антоцианы, другие флавоноиды)
Куркумин
Силибинин
Аллил изотиоцианат чеснока (B16F-10 меланома мышей)
Фермент ЦОГ-2 также стимулирует клеточную пролиферацию и образование VEGF. Подавляют ЦОГ-2 многие растения:
Солодка
Лабазник вязолистный
Эпигаллокатехин галлат
Ресвератрол
Гранат (катехины, антоцианы, другие флавоноиды)
Кверцетин
Силибинин
Имбирь, чеснок, куркумин
Женьшень, шлемник байкальский
