Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по ИОГП.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.05 Mб
Скачать

66. Перестройка государственного аппарата на военный лад в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).

Известие о начале войны повергло Сталина, не ожидавшего ее в 1941 году и рассматривавшего все сведения о возможности последней как провокационные, в шок. Впав в прострацию, вождь удалился на подмосковную дачу, а объявление о начале войны было поручено заместителю председателя Совнаркома В.М.Молотову. Но если Сталин в первое время фактически устранился от стратегического управления войсками, то окружение вождя повело себя более решительно. Именно оно выступило с инициативой создания чрезвычайного органа с неограниченными полномочиями, руководство которым было предложено Сталину. После некоторых колебаний тот согласился, и 30 июня совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК партии был образован Государственный Комитет Обороны. В руках просуществовавшего свыше четырех лет не предусмотренного Конституцией чрезвычайного органа была сосредоточена «вся полнота власти в государстве», а его постановления имели силу законов военного времени.

Каждый из членов ГКО курировал определенную сферу. Так, Маленков отвечал за производство самолетов и моторов, Молотов – за выпуск танков, Микоян ведал вопросами снабжения войск, Ворошилов – формированием воинских частей. Кагановичу поручался транспорт, а на Вознесенского возлагался контроль над производством металла, топлива и химикатов.

Для оперативного решения вопросов на фронтах, в наркоматах и ведомствах, во многих республиках, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках учреждались должности уполномоченных ГКО, которые контролировали выполнение постановлений этого комитета. Также в 1941 г. более чем в 60 городах были созданы городские комитеты обороны, руководившие оборонительным строительством, созданием народного ополчения и других добровольческих формирований, организацией производства и ремонта боевой техники и вооружения.

Война внесла существенные коррективы в организацию и порядок работы всех ветвей государственной власти, и в частности, помешала проведению очередных выборов в Советы всех ступеней, которые на протяжении 1941-1945 гг. неоднократно откладывались. За годы войны сессии Верховного Совета СССР созывались всего три раза: в июне 1942 г., феврале 1944 г. и апреле 1945 г. Естественно, усилилось значение исполнительных органов Советов. Так, исполкомы вышестоящих Советов могли пополнять состав исполкомов нижестоящих путем кооптации в них представителей партийно-советского актива, то есть, по существу, практика выборов Советов была заменена системой назначений.

Значительно усилилась деятельность Совнаркома СССР, притом что многие важные вопросы, особенно военно-хозяйственные, решались совместно аппаратами ЦК ВКП(б) и правительства. Уже в первые недели войны этими органами был принят мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал, а в августе 1941 г. – военнохозяйственный план на IV квартал этого года. СНК СССР организовал контроль за выполнением постановления ГКО СССР от 18 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Совнаркомы союзных республик, краевые и областные исполкомы получили право оперативно маневрировать рабочей силой для обеспечения программ военного производства.

При союзном правительстве был создан ряд новых органов. Например, Совет по эвакуации под председательством Н.М.Шверника, опираясь на прифронтовые эвакуационные комиссии при исполкомах местных Советов, на отделы по эвакуации в аппаратах наркоматов и на уполномоченных отраслевых наркоматов, руководил эвакуацией промышленности. Были также созданы Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения с эвакопунктами на местах и Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих.

Для оперативного решения вопросов были расширены права наркоматов в области финансов, распределения материальных ресурсов и капитального строительства. А основной формой планирования в военное время стали квартальные, месячные и даже декадные хозяйственные планы. Последнее обстоятельство существенно повышало роль Госплана и лично Н.А.Вознесенского в руководстве военной экономикой.

Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., установило новый порядок рассмотрения дел этими трибуналами. Они могли рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключения обвиняемому. Приговоры военных трибуналов не подлежали кассационному обжалованию и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Приговор о расстреле приводился в исполнение, если в течение 72 часов не поступало телеграфного уведомления о приостановлении исполнения от председателя Военной коллегии Верховного Суда или соответствующего прокурора. Кроме того, в местностях, объявленных согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» и дополнительных указов на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, охраны общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий или высшему командованию соединений. Военные власти наделялись правом устанавливать трудовую и военно-квартирную повинность, мобилизовывать транспортные средства, регулировать режим работы предприятий и учреждений и даже устанавливать правила отпуска товаров населению. За неисполнение издаваемых обязательных для населения постановлений виновные подвергались в административном порядке лишению свободы до 6 месяцев или штрафу до 3 тыс. рублей.

В исключительных случаях, в условиях непосредственной угрозы захвата городов врагом, в них вводилось осадное положение, в соответствии с которым устанавливался комендантский час и усиливалась охрана общественного порядка. Провокаторы, шпионы и прочие агенты врага, призывавшие к нарушению порядка, подлежали расстрелу на месте. В связи с необходимостью усиления борьбы с распространением ложных слухов, Президиум Верховного Совета СССР 6 июля 1941 г. издал Указ «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения», согласно которому это преступление каралось тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, а при определенных обстоятельствах и суровее.