Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
только сюжет (1).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
11.04 Кб
Скачать

Темные времена

Много времени судьба меня носила по просторам России, я видел и Битву за Москву, и Курскую Битву, освещал Блокаду Ленинграда и Сталинградское сражение. Последнее, чему я был свидетелем – Битва за Кавказ. В общем, из Крыма я успел вернуться в Москву, а потом с нашими оказался на подступах к Крыму.

По своим источникам я узнал, что в городе настали темные времена – фашисты зверствовали, люди выживали и боролись. Это не удивительно, Севастополь оказался для немцев оскорблением, которое они не смогли проглотить, подвигом советского солдата, который им никогда не переплюнуть. За взятие Севастополя был даже создан железный знак – «Крымский щит», который пришивали себе на рукава фашисты. Советские солдаты и горожане за оборону города после войны были награждены новой медалью – «За оборону Севастополя»!

А мы уже идем. Лишь бы дождались.

Запись №7

Преодолевая сопротивление

На территорию Крыма советские войска проникали с разных сторон: со стороны Керченской переправы и Перекопского перешейка. Словно по иронии судьбы, я оказался с другой стороны Перекопа, нежели пару лет назад. Немцы основательно укрепились, создали оборонительные сооружения глубиной 30 км! Эта преграда была способна связать наши войска по рукам и ногам, затормозить на долгий период.

Командование нашло изящный ход – к востоку от Перекопского перешейка располагалось озеро Сиваш, прозванное Гнилым морем из-за своих особенностей. Озеро огромных размеров, глубиной до 1 м, было непроходимым из-за слоя ила под водой, доходившем до 3 метров. Это коварное озеро было способно без следа поглотить целый танк.

Не менее активная подготовительная работа к форсированию Сиваша велась и в соседней с Дебальцевской 216-й стрелковой дивизии. Ею в то время командовал генерал-майор Г. Ф. Малюков. А начальником политотдела был полковник Л. Г. Володарский. Он-то и рассказал мне впоследствии весьма интересную историю. А суть ее была такова.

Когда в их дивизию пришел приказ развернуть подготовку к форсированию Сиваша, Володарский заметил, что Малюков принял это известие с каким-то необычным волнением. А потом сказал:

— Вот ведь как бывает в жизни. Выходит, мне придется переходить «гнилое море» во второй раз...

— То есть? — удивленно посмотрел на командира начподив.

— А я уже шел однажды через этот проклятый Сиваш! Шел! И даже в числе первых одолел его. Сам Фрунзе нами тогда командовал. Я ведь в гражданскую в пятнадцатой дивизии был, разведчиком. В ночь с седьмого на восьмое ноября мы и переправились на тот берег. Вброд. В двадцатом году это было...

— Григорий Федорович! — воскликнул полковник Володарский. — Да это же такая удача! Представьте себе: бывший молодой разведчик, а ныне генерал ведет вверенную ему дивизию по своим прежним следам. Да вы просто обязаны рассказать обо всем, что пережили тогда, в двадцатом году.

Запись №8

Страсти на Сапун-горе

В 1941-42 гг. немцы потеряли десятки тысяч солдат на Сапун-Горе. Спустя два года нам предстояло покорить эту гору – это важнейшая высота, которая обеспечит нам путь на Севастополь.

Нужно отдать должное, немцы подготовились на славу: множество траншей, заграждения, пулеметные точки, заминированные подходы к горе. Первыми должны были пойти штурмовые отряды, и тут меня солдаты удивили. Сотни добровольцев наперебой записывались, чтобы первыми взойти на гору и ускорить освобождение Крыма. Готовили их, отмечу, сурово: на одной из похожих высот учили преодолевать заграждения, штурмовать траншеи, подрывать ДОТы и ДЗОТы.

Обучение явно было не лишним, героизм солдат, которые шли на огромный риск, чтобы взять высоту, - поражал. Некий Старший сержант Федор Скорятин со своей группой должен был блокировать огневые точки противника на пути наступающей пехоты. Когда до передовых траншей противника оставалось 20 метров, их обнаружили враги, по ним немедленно был открыт огонь. Получив пулю в плечо, старший сержант с 2 бойцами дополз до ДОТа и из последних сил, за секунду до того, как его прошила пулеметная очередь, закинул связку противотанковых гранат в ДЗОТ. Гулкий хлопок и пулемет замолчал.

Но прежде чем все началось, с обеих сторон кричала мрачная тишина. Где-то вдалеке были еле слышны летящие самолеты…

Запись №9