- •Глава 13 советское государство и право в период гражданской войны и интервенции
- •§ 1. Гражданская война, интервенция
- •§2. Советский государственный аппарат
- •§3. Вооруженные Силы
- •Рабоче-крестьянская милиция
- •Исправительно-трудовые учреждения
- •Судебные органы
- •Управление промышленностью
- •§ 4. Военный союз советских республик
- •§5. Развитие права
- •Гражданское право
- •Семейное право
- •Трудовое право
- •Земельное право
- •Уголовное право
§2. Советский государственный аппарат
С началом Гражданской войны и интервенции деятельность Советского государства была подчинена задаче победы над внутренними и внешними врагами. Чрезвычайные условия военного времени потребовали создания особого органа, который бы объединял и контролировал работу всех звеньев государственного аппарата.
Таким органом стал Совет рабочей и крестьянской обороны, образованный декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г. Он обладал всей полнотой прав по мобилизации сил и средств для обороны страны. Совет объединял работу как военных, так и гражданских органов, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Возглавлял Совет рабочей и крестьянской обороны председатель Совнаркома РСФСР В. И. Ленин. В состав совета входили представители ВЦИК, Реввоенсовета, НКНС, Наркомпрода, Чрезвычайной комиссии по производству снабжения. Постановления Совета рабочей и крестьянской обороны были обязательны для всех государственных органов, учреждений и граждан.
В начале 1920 г., когда Советское государство получило возможность приступить к мирной хозяйственной работе, Совет рабочей и крестьянской обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО). В его состав вошли народные комиссары по военным делам, труда, путей сообщения, земледелия, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, председатель ВСНХ, а также представитель Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов. Совет Труда и Обороны действовал на правах комиссии Совнаркома. Он должен был установить единый хозяйственный план РСФСР и контролировать его исполнение. Постановления СТО были обязательны для всех ведомств и учреждений страны.
В условиях военного времени основное внимание уделялось строительству Вооруженных Сил и организации их четкого управления. На основании постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. о превращении страны в единый боевой лагерь б сентября создается Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет). Он был поставлен во главе всех фронтов, всех военных учреждений. В соответствии с Положением о Реввоенсовете ему переданы функции ликвидированного Высшего военного совета и все права Коллегии Народного комиссариата по военным делам, члены которой вошли в состав Реввоенсовета. Все советские учреждения, организации и граждане обязывались рассматривать и удовлетворять требования Реввоенсовета в первую очередь.
Основными рабочими органами, с помощью которых Реввоенсовет осуществлял руководство Вооруженными Силами, были Полевой штаб и Всероссийский главный штаб. 2 сентября 1918 г. была введена должность Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами республики. Ему подчинялись все сухопутные и морские силы, входившие в состав действующей армии. Главнокомандующий всеми Вооруженными Силами республики назначался Советом Народных Комиссаров РСФСР и входил в состав Реввоенсовета с правом решающего голоса'.
С образованием фронтов и армий для руководства ими были созданы соответствующие реввоенсоветы. Они являлись высшими коллегиальными органами военной власти в районе расположения их войск. Реввоенсоветы
1 Должность Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами республики исполняли: И. И. Вацетис (2 сентября 19!8 г. - 9 июля 1919 г.), С. С. Каменев (10 июля 1919 г. - ! апреля 1924 г.). Должность Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами республики была упразднена в мае 1924 г.
фронтов и армий состояли из командующего фронтом или армии, военного специалиста на правах члена Совета и двух политических комиссаров, один их которых назначался председателем Реввоенсовета республики. Членов реввоенсоветов фронтов и армий назначал Реввоенсовет республики.
Наряду с органами, существование которых вызывалось особыми условиями военного времени, продолжали функционировать обычные, конституционные органы Советского государства. Регулярно созывались Всероссийские съезды Советов. В ноябре 1918 г. состоялся VI съезд, в декабре 1919 г. - VII съезд, в декабре 1920 г. - VIII съезд Советов. Съезды Советов созывались с периодичностью в один год. VII и VIII съезды Советов приняли постановления с одинаковым названием - «О советском строительстве», которые внесли изменения в порядок работы ВЦИК, Совнаркома и местных Советов.
Постановление, принятое на VII съезде Советов, установило сессионный порядок деятельности ВЦИК. Очередные сессии созывались один раз в два месяца. Кроме того, могли созываться чрезвычайные сессии. По постановлению VIII съезда Советов число членов ВЦИК было увеличено с 200 до 300 (за счет рабочих с мест).
Сессионный порядок работы ВЦИК создавал возможность для их членов укреплять связь с местами, больше работать с массами.
Возросла роль Президиума ВЦИК: в период между сессиями ВЦИК он стал действовать от его имени, имел право утверждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома народных комиссаров.
Большую конкретизацию получила компетенция Совета Народных Комиссаров. Теперь СНК принадлежало право утверждать все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по военным делам, и все мероприятия, влекущие обязательства для РСФСР в международных отношениях.
Постановления VII и VIII съездов Советов о советском строительстве подчеркивали огромное значение принципа демократического централизма в деятельности советского государственного аппарата. Конкретно это выражалось в том, что был определен порядок взаимоотношений между центральными и местными органами государства. Устанавливалось, что постановления местных съездов Советов могут отменяться лишь вышестоящими съездами Советов, их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом.
В деятельности местных Советов строго проводился принцип двойного подчинения - все органы центральных ведомств на местах подчинялись местным исполкомам. Последние имели право контролировать деятельность всех учреждений, работавших на подведомственной им территории (кроме органов действующей Красной Армии). В то же время местные органы должны были точно и неукоснительно исполнять директивы вышестоящих государственных органов.
Руководство Коммунистической партии и Советского государства придавало большое значение привлечению к работе местных Советов возможно большего числа рабочих и крестьян. Депутаты местных Советов обязывались отчитываться перед своими избирателями не реже одного раза в две недели.
Сложные условия военного времени вызвали существование на местах временных чрезвычайных органов - революционных комитетов. Они создавались в тех случаях, когда конституционные органы Советской власти не могли функционировать: в местностях, близких к фронту, где имелась опасность вторжения войск противника, на территориях, освобожденных Красной Армией. Ревкомам принадлежала вся полнота власти. Они занимались организацией обороны, поддерживали общественный порядок, обеспечивали размещение воинских частей и т. д.
В конце 19]9 г. ревкомы действовали в 33 губерниях РСФСР. В октябре 1919 г. ВЦИК и Совет рабочей и крестьянской обороны приняли Положение о революционных комитетах, которое стало юридической основой их деятельности.
Положение подразделяло ревкомы на три вида: I) ревкомы местностей, освобожденных от неприятеля, которые образовывались Реввоенсоветом армии, действовавшей на данной территории. Их роль заключалась в налаживании нормальной жизни на освобожденной территории и подготовке выборов в Советы; 2) ревкомы прифронтовой полосы образовывались на расстоянии 25-50 км от линии фронта. Они оказывали необходимую помощь действующей армии. После выполнения своих функций они передавали власть Советам; 3) ревкомы в тылу организовывались по постановлению Совета рабочей и крестьянской обороны. Их образование не влекло за собой упразднения исполкомов Советов. Все революционные комитеты имели аппарат управления.
2 января 1920 г., когда большая часть территории страны оказалась под контролем Советской власти, губернские и уездные ревкомы были упразднены. Они сохранялись в тех освобождаемых местностях, где еще не было Советской власти, чаще всего при возникновении новых национально-государственных образований. Их создание обусловливалось чрезвычайной обстановкой Гражданской войны, обострением классовой борьбы. Это была мера вынужденная. В то же время нельзя забывать, что ревкомы были неконституционными органами, они, как правило, избирались и действовали практически как бесконтрольные органы.
Рассматривая советский государственный аппарат в годы Гражданской войны, нельзя не затронуть вопрос о роли Коммунистической партии. Хотя в годы Гражданской войны в Советах сохранялось представительство других партий , Коммунистическая партия была правящей партией. Поэтому исключительную важность приобретали принципы взаимодействия между Коммунистической партией и государством. Надо иметь в виду, что из-за общей культурной отсталости населения России Советы, объединявшие трудящихся, не могли справиться с огромным объемом властных и управленческих функций, заменить старый аппарат и чиновничество. Поэтому В. И. Ленин поставил в центр политической системы Коммунистическую партию. Она использовала Советы как инструмент управления страной, реализации стратегии и тактики, намеченных партией. При этом партия не заменяла Советы. На VIII съезде РКП(б), в марте 1919 г., была поставлена задача завоевать безраздельное политическое господство в Советах и установить фактический контроль над всей их работой.
Во всех советских учреждениях предусматривалось создание коммунистических фракций со строгим подчинением партийной дисциплине. В решении съезда указывалось, что «свои решения партия проводит через советские органы, в рамках Советской Конституции. Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их».
Поскольку полностью обеспечить государственный аппарат кадрами из числа рабочих и крестьян было нельзя, Советское государство стало на путь привлечения в аппарат дореволюционных чиновников. Значительная часть из них добросовестно выполняла возложенные на них обязанности. Однако было немало и таких, которые использовали свое пребывание в государственных учреждениях, чтобы вести подрывную работу.
В сложных условиях военного времени, когда нередко действовал принцип революционной целесообразности, VI Всероссийский съезд Советов принял постановление «О точном соблюдении законов». В нем все граждане, все органы и все должностные лица призывались «к строжайшему соблюдению законов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, изданных и издаваемых центральной властью постановлений, положений и распоряжений».
Постановление установило, что меры, отступающие от законов РСФСР или выходящие за их пределы, были допустимы в случаях, вызванных экстренными условиями Гражданской войны. В каждом случае выхода за рамки законности следовало немедленно сообщать в письменном виде в Совет Народных Комиссаров.
Надо сказать, ВЦИК следил за тем, чтобы законность в стране соблюдалась. На места направлялись его уполномоченные и инструкторы которые имели право отстранять виновных в злоупотреблении должностных лиц, предавать их суду с последующим докладом об этом ВЦИК. Тем не менее, конечно, имели место факты, когда революционная целесообразность брала верх над законностью.
