Распад колониальной системы в мире |
Как отмечалось ранее, к началу XX в. ведущие европейские державы завершили колонизацию огромных пространств Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии и Океании. В 1919 г. на долю колоний и зависимых стран приходилось 72% территорий и 69,4% населения Земли. В наибольшей степени колониалистской экспансии подвергся Африканский континент. Шесть «великих держав» Европы захватили 25 млн. кв. км земли, т. е. пространство в 2,5 раза больше всей Европы, и поработили свыше полумиллиарда (523 млн.) населения. Красноречивы следующие цифры: Франции принадлежала территория размером 10545 тыс. кв. км, Англии — 8973 тыс., Германии — 2459 тыс., Бельгии — 2337 тыс., Италии — 2259 тыс., Португалии — 2076 тыс., Испании — 333 тыс. кв. км. Формально независимыми оставались только Эфиопия и Либерия. Деколонизация стран и континентов началась параллельно с процессом колониальной экспансии. Первыми в процесс деколонизации включились страны Латинской Америки. Еще в начале XIX в. на этом континенте прокатились мощные национально-освободительные движения, в результате которых большинство стран Латинской Америки обрели независимость. К 1826 году от всей огромной национальной империи у Испании осталось только Куба и Пуэрто-Рико. Первая мировая война и последовавшие вслед за ней экономические и политические кризисы в ведущих колониальных державах способствовали подъему национально-освободительного движения. Однако в колониях еще не сформировались достаточно социальных сил, способных к победоносным выступлениям. В 1917 г. политическую независимость обрели лишь три страны. Интенсивный распад колониальной системы начался после второй мировой войны. В 1943—1959 гг. независимость обрели 20 стран. В I960—1970 гг. — около 50 стран. За весь этот период на месте колоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенных государств. |
Окончание второй мировой войны открыло новый этап в жизни народов Азии и Африки. Начала рушиться колониальная система, возводившаяся западноевропейскими странами в течение несколько столетий, начиная с XVI-XVII веков. Многие народы теперь впервые обретали свою государственность, становились хозяевами своей судьбы, вступали В непосредственные политические, экономические и культурные связи с народами других стран и континентов. Уже к середине 60-х годов на политической карте мира появилось более 50 новых стран – членов мирового сообщества государств.
Почему распалась колониальная система? Это явилось следствием действия целого ряда факторов.
В XX в. колониализм в основном исчерпал уже себя исторически. Во-первых, экономически. В колониальных странах были созданы основы (или хотя бы зачатки) горнодобывающей промышленности, отлажена система поставок сырья в Европу в обмен на промышленные товары и сформирована местная буржуазия, которая могла контролировать эту деятельность при участии и под руководством европейского капитала. Так же отдельным группам населения были привиты европейские стандарты потребления, гарантировавшие сбыт многих западных товаров. Во-вторых, политически. Расширение демократии в западных странах, включение в политическую жизнь всех слоев населения вступало в противоречие с наличием централизованных государственных учреждений по управлению колониями, действовавших, как и ранее, недемократично и автономно от общества. Демократизировать же эту сферу, поставил, под контроль борющихся между собой общественных сил, в том числе левых партий, было невозможно. Она утратила бы всякую эффективность. Колониализм не может быть общенародным делом. В-третьих, идеологически. Достигнутое в колониях определенное распространение европейских культурных ценностей, образования, некоторых элементов образа жизни ослабляло главный аргумент идеологии колониализма – о «цивилизаторской (т.е. культурно-воспитательной) миссии европейцев» в афро-азиатских странах. Хотя психологически европейцам и трудно было свыкнуться с мыслью об утере их государствами статуса великих империй.
Национально-освободительное движение, и ранее существовавшее в ряде колоний, получило в годы второй мировой войны мощный импульс к дальнейшему развитию. Это было связано с огромной помощью, предоставленной колониальными народами метрополиям в их войне с Германией. Из колоний поступало пополнение для армии, продовольствие, сырье для военной промышленности и даже некоторые военные материалы. Главным получателем была Англия (даже от французских колоний). Ближний Восток (прежде всего Иран, Ирак, Саудовская Аравия) снабжал английскую армию нефтью. Именно в Африке формировались французские воинские части генерала де Голля. Колонии продемонстрировали свою ответственность за судьбу метрополий, выступили по сути их союзниками и вправе были ожидать от них встречных шагов после войны.
За годы войны колонии накопили собственный опыт самостоятельного существования и развития. Он был обусловлен германской оккупацией метрополий (Франция, Бельгия, Голландия) или отвлечением политических и экономических средств метрополии на войну (Англия). Разрыв или ослабление хозяйственных связей с метрополиями вели к перестройке структуры колониальных экономик, развитию местной промышленности, производившей товары, которые ранее ввозились из Европы. Так, в Индии промышленное производство за 1939-1945 гг. выросло на 20%. Часть британских компаний была выкуплена местными предпринимателями. В странах, оккупированных Японией, Германией и Италией, разрушалась, прежняя система колониального управления, так же изменялась структура производства. Оккупанты, особенно японские, объявляли «независимость» и «самостоятельность» колоний, что объективно приучало местное население к самой мысли о суверенитете.
Новая международная ситуация сложилась в связи с итогами второй мировой войны, выявившей двух главных победителей – СССР и США. Теперь их политика и их интересы во многом определяли ход мировых дел. США вступили в войну и вышли из нее под флагом «борьбы за свободу народов», имевшей, однако, и сугубо прагматическое основание – стремление к свободному доступу на рынки колониальных стран, ранее для них закрытые или ограниченные. В особых условиях военного времени США достигли в торговле с Индией равенства своей доли с английской. Но стремились к гораздо большему и во всех регионах мира. Поэтому они поддерживали в ООН резолюции, направленные на ликвидацию колониализма. Это повышало их авторитет в глазах народов колоний и вызывало трения в отношениях с метрополиями. Франция угрожала даже выходом из ООН в знак протеста против американской позиции.
Со своей стороны СССР активно выступал за «ликвидацию колониальной системы империализма» в расчете на общее ослабление позиции Запада на Востоке и приобретение там собственного влияния. Это отвечало его концепции «развития мирового революционного процесса и углубления всеобщего кризиса капитализма». В глазах многих национально- освободительных движений преимуществом Советского Союза было то, что он, в отличие от США, не принадлежал к западной цивилизации и был более последовательным противником европейского колониализма. А пример быстрого преодоления им своей технической отсталости в 30-е годы внушал им уверенность и в своих собственных силах. Надеялись они также на его военную и экономическую помощь. И СССР стремился эти надежды оправдать.
Своеобразным катализатором крушения колониализма выступала борьба против него освободившихся стран. Обретя собственную независимость и вступив в ООН, они самым решительным образом включались в борьбу за свободу остальных народов. И чем больше становилось таких стран, тем эффективнее была деятельность ООН в этом направлении. Эти страны оказывали и прямую поддержку национально-освободительным движениям, помогали молодым государствам вставать на ноги. Так закладывался фундамент будущих объединений независимых стран.
Важное значение имела, наконец, трансформация экономики в метрополиях, происходившая под влияниям научно-технической революции и уменьшавшая ценность колоний как поставщиков сырья и рынков сбыта дня промышленности. Теперь на первый план выходило обладание новейшими технологиями, производство сложной техники, реализовать которую можно было только в других развитых странах. Соответственно повышались роль и влияние новых отраслей производства, с которыми и был связан дальнейший прогресс европейских стран. Простое промышленное производство, материало- и энергоемкое (металлургия и др.), все более становилось уделом слабых стран и со временем вообще стало переноситься в бывшие колонии. В этих условиях цены на сырье падали и для его приобретения по низким ценам не обязательно было обладать колониями.
Этапы деколонизации
Процесс деколонизации, т.е. ликвидации колониального владычества и предоставление политической независимости народам, растянулся на несколько десятилетий и имел три этапа, отличавшихся по содержанию друг от друга.
Первый из них охватил 1945-1955 гг. Он открылся августовскими революциями 1945 г. во Вьетнаме и Индонезии. Воспользовавшись поражением в войне оккупировавшей эти страны Японии, левые силы, организованно боровшиеся против японцев, провозгласили независимость. Их бывшие метрополии – Франция и Голландия, восстановив собственную государственность после германской оккупации, попытались вернуть господство над этими странами, но в многолетней кровопролитной войне потерпели поражение. Объявивший в октябре 1945 г. независимость Лаос был вновь оккупирован Францией и получил свободу лишь в 1953 г вместе с Камбоджей.
Иначе поступили со своими колониями в Азии, требовавшими независимости, англичане. Лейбористское правительство пошло им навстречу, передав всю полноту власти в руки национальных сил, уже подготовленных к этому. В 1947 г. были созданы независимые правительства в Индии и Пакистане в 1948 г. – в Бирме, Израиле и Шри-Ланке. Всего за первое послевоенное десятилетие независимость получили 11 государств в Азии и одно в Африке (Ливия).
Второй этап (середина 50-х – конец 60-х годов) отличался большей организованностью и даже некоторой планомерностью в предоставлении независимости колониям. Примирившись с неизбежностью утраты колоний, европейские страны, в первую очередь Англия, позаботились о дополнительной подготовке кадров управленцев, военных, учителей, врачей и др. чтобы не допускать хаоса в новых государствах и чтобы сохранить свое влияние в них. Вырабатывались принципы и порядок управления, Механизм передачи власти. Для этого колонизаторы нередко шли и на контакт с национально-освободительными движениями. За этот период независимость получили 7 стран в Азии и 37 – в Африке. Решающим был 1960 г., когда сразу 17 африканских стран стали самостоятельными. Он вошел в историю как «год Африки. Только в случае с Алжиром Франция использовала все силы и средства, чтобы воспрепятствовать независимости. 8 лет – с1954 по 1962 г. – она вела колониальную войну, что было связано и с большой интегрированностью двух экономик и с найденными в
Алжире огромными месторождениями нефти. Лишь в 1962 г Алжир стал независимым, чему способствовала поддержка мировой общественности и ООН, еще в 1960 г. принявшей «Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам»
На третьем этапе, начавшемся в первой половине 70-х годов, ликвидировались остатки некогда могущественных колониальных империй. В 1975 г. пала последняя из них, португальская, предоставив независимость Анголе, Мозамбику, Сан-Томе и Принсипи. До середины 90-х годов 11 стран в Африке обрели свой государственный статус. Примечательно, что большинство африканских стран сохранили тесные связи с метрополиями. Многие из них входят соответственно в Британское и Французское содружество наций.
Однако обретение политической независимости автоматически не обеспечивало экономической независимости, а тем более процветания. В большинстве этих стран существовала многоукладная экономика, примитивные, архаически отсталые отношения, низкий уровень образования населения, голод и нищета. В экономическом отношении они находились в полной зависимости от своих метрополий, оставались «мировой деревней» капиталистической системы хозяйства. Бывшие метрополии продолжали рассматривать эти страны как кладовые сырья, сферы приложения капитала и рынки сбыта, как источник многомиллионных сверхприбылей.
На смену колониализму пришел неоколониализм — система разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении. Эта система включала насильно навязанные метрополиями различные соглашения, ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим метрополиям или другим индустриальным государствам различные привилегии — от военных баз до исключительного права на стратегическое сырье. Одним из важных инструментов неоколониалистской политики является так называемая «финансовая помощь». В результате этой помощи освободившиеся государства попали в такую долговую кабалу, из которой они не мечтают выбраться и в третьем тысячелетии. Таким образом благодаря неоколониалистской политике бывшие метрополии сохраняют сильные рычаги воздействия на освободившиеся страны: технико-экономические, финансовые, торговые, военно-политические.
На протяжении двух десятилетий после второй мировой войны распад колониальных империй в основном завершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость крупнейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке. Последние крупные колонии в Африке, принадлежавшие Португалии, освободились в 70-х гг. XX в., а в 1990 г. был реализован план ООН по предоставлению независимости Намибии.
Вопрос о путях развития, типологии освободившихся государств является одним из самых сложных как в политическом, так и научном плане. В условиях раскола мира на две социально-политические системы освободившиеся или "развивающиеся" страны обычно зачислялись в так называемый "третий мир", который стоял перед выбором двух альтернативных путей развития - капиталистического или некапиталистического. Следует отметить, что этот выбор в гораздо большей степени определялся идеологической и внешнеполитической ориентациями правящих группировок этих стран, нежели объективными условиями их развития.
В странах "третьего мира" наука выделяла в основном три группы государств. В некоторых из них, где капиталистический уклад стал господствующим (Индия, отдельные государства Персидского залива, Тунис и др.), государство в целом относилось к тому же историческому типу, что и в развитых странах мира. В ряде других, менее развитых стран, где традиционные докапиталистические отношения еще превалируют, государство было отнесено к типу "капиталистической ориентации". Наконец, некоторые страны, где капиталистические отношения, как правило, вообще отсутствовали, заявили в разное время о некапиталистическом пути развития, "социалистической ориентации". В 1970-х гг. их насчитывалось более 10.
В моделях государственной организации страны "капиталистической ориентации" подражали прежним метрополиям, копируя зачастую даже внешнюю атрибутику деятельности государственных органов (символику, связанную с заседаниями парламента, и т. п.). На деле же заказные конституции, привнесенные на чужую почву, не утвердились в политической жизни этих стран, начались систематические военные перевороты. Правовые системы этих стран также имели во многом искусственный характер: продолжали действовать старые акты метрополии, новые законы почти дословно повторяли ее законодательство, но большинство населения продолжало жить по нормам обычного права. Во многих из этих стран частично действовало и мусульманское право.
Правящая группировка стран "социалистической ориентации" в создании государственной структуры подражала странам тоталитарного социализма (руководящая роль единственной разрешенной партии, советы, демократический централизм и т. п.), в ряде случаев придав государственным институтам еще более одиозный характер (предусмотренное законом создание слитных партийно-государственных структур и др.). Право этих стран характеризовалось сочетанием институтов различных эпох, зачастую противоречащих друг другу ("социалистические" нормы, акты прежней метрополии, нормы обычного, мусульманского права).
Таким образом, в подавляющем большинстве стран независимо от "ориентации" сложились, как правило, авторитарные политические режимы с характерной концентрацией власти в руках главы государства, особой ролью армии, слиянием партийного и государственного аппарата, сверхцентрализацией государственной структуры, отсутствием единой системы представительных органов власти и пр.
Всем развивающимся странам было присуще также выдвижение государства на ведущую роль в общественной жизни, усиление его регулирующих функций, которые охватывали все сферы жизни общества.
Тотальное вмешательство государства в общественную жизнь как средство модернизации общества тем не менее не смогло решить важных проблем социально-экономического развития новых, освободившихся стран. В конце XX в. продолжала возрастать их зависимость от мирового капиталистического хозяйства, а внешняя задолженность ведущим западным странам превратилась в одну из глобальных проблем современности. Углубляется неравномерность развития освободившихся стран. Если “новые индустриальные” и некоторые нефтедобывающие страны Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Саудовская Аравия, Кувейт) набрали темпы экономического роста, то ряд других государств Азии и Африки переживает стагнацию и даже деградацию своей экономики. В последнее время многие развивающиеся страны заявили об отказе от авторитарных моделей развития, начали вводить в экономическую структуру и политическую надстройку различные элементы, доказавшие свою эффективность и общечеловеческую значимость (равноправие форм собственности, рыночные отношения, многопартийность, парламентаризм и т. п.).
Ликвидирован режим апартеида в ЮАР, в 1994 г. там была принята временная Конституция. В начале 90-х гг. в странах Африки принято более 30 новых конституций, предусматривающих разделение властей, существование нескольких партий, юридические гарантии прав человека. Однако ситуация во многих странах продолжает оставаться нестабильной, новые институты не могут укрепиться, действуют зачастую неэффективно. В меньшей степени указанные перемены затронули страны Азии, хотя в некоторых из них были ликвидированы авторитарные режимы (Филиппины, Южная Корея и др.).
