Современный период развития железных дорог (пятый этап)
Серьезным вызовом такому конкуренту в пассажирских перевозках как авиация, явились высокоскоростные поезда. Кто бы мог подумать, что поезда обгонят самолеты? А ведь обогнали!
Сегодня на высокоскоростных магистралях Токио — Осака, Париж _ Лондон, Мадрид — Севилья и других общее время следования пассажиров из центра одного города в центр другого меньше общего времени, затрачиваемого пассажирами при использовании авиатранспорта.
Высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ) действуют в мире с 1964г., т.е. 40 лет. Первая такая дорога была построена в Японии (Токио — Осака). К настоящему времени в Японии протяженность высокоскоростных линий превышает 2000 км; в сутки по ним перевозится до 1 млн. пассажиров, т.е. 350 млн. пассажиров в год.
В 1981 г. начала действовать первая высокоскоростная линия в Европе — это магистраль Париж — Лион (Франция) протяженностью 417 км.
В настоящее время во Франции длина линий ВСМ составляет 1400 км, но высокоскоростные поезда обращаются на общей сети протяженностью 4000 км.
В Германии первая линия ВСМ появилась в 1991 г., сегодня здесь протяженность таких линий составляет 800 км. В Испании и Италии высокоскоростные магистрали длиной соответственно 471 и 236 км были введены в 1992 г.
В 1992 г. в Швеции начали курсировать поезда, состоящие из вагонов с принудительным наклоном кузовов. Такие поезда развивают скорость 220 км/ч. В разных странах уже создано до 20 типов таких вагонов.
С 1994г. после ввода в эксплуатацию Евротоннеля (с легкой руки журналистов его иногда называют «тоннель под Ла-Маншем») между Великобританией и Францией организовано движение поездов Париж — Лондон. Евротоннель — это официальное название; проходит этот тоннель не под Ла-Маншем, как нередко говорили и писали, да и говорят сейчас, а под проливом Па-де-Кале, расположенным около пролива Ла-Манш со стороны Северного моря. Название «тоннель под Ла-Маншем» можно отнести к разряду исторических курьезов.
Евротоннель — это грандиозное сооружение. Вот только несколько цифр: общая длина двух основных и вспомогательных тоннелей составляет 160 км, площадь двух терминалов — на французском и британском берегах — равна 800 га. Специально для тоннеля созданы вагоны пяти типов, в эксплуатации находится более 600 вагонов, и число их будет увеличиваться. И хотя Евротоннель на 5 км короче японского тоннеля Сейкан, его значение неизмеримо больше.
Таким образом, у железных Дорог появились новые возможности, связанные с преодолением морских проливов беспаромным сообщением. Крупные работы в этом направлении по организации прямой беспаромной связи ведутся в Дании, Швеции и Норвегии.
Вернемся, однако, к высокоскоростным железным дорогам. Общая протяженность существующих в настоящее время в мире ВСМ равна примерно 6000 км, а длина сети, по которой осуществляется движение поездов ВСМ, составляет 15 000 км. За время существования высокоскоростных магистралей по ним было перевезено около 10 млрд. пассажиров при высоком уровне безопасности.
Высочайший уровень безопасности на ВСМ определяется следующими факторами:
разнесение грузового и пассажирского движения на разные линии (заметим, что большинство крушений пассажирских поездов связано с движением по тем же путям грузовых);
устройство путепроводов на всех пересечениях с автомобильными дорогами;
ограждение линии;
современный уровень автоматизации управления движением высокоскоростных поездов с использованием всех достижений высоких технологий;
организация текущего содержания напольных устройств в специальные «окна» достаточной продолжительности.
Представляют интерес выводы, полученные европейскими учеными. Их исследования показали, что создание сети высокоскоростных магистралей в Европе привело к передаче на нее пассажиропотока с автомобильного и авиационного транспорта, в результате чего заметно снизилась аварийность на междугородних линиях. В целом в Европе число погибших пассажиров снизилось на 300 человек в год, а раненых _ на 12 000 человек в год. Это важнейший результат внедрения высокоскоростных железных дорог.
Максимальная скорость движения на ВСМ составляет 270 — 300 км/ч. Рекордная скорость установлена в эксперименте — 515,3 км/ч (18 мая 1990г., Франция).
Данные об эксплуатируемых, строящихся и проектируемых высокоскоростных магистралях во всем мире приведены в табл. 4.
Европейским сообществом принято решение о создании единой европейской сети высокоскоростных железных дорог. Продолжает расширяться сеть ВСМ в Японии, Испании, Германии и других странах. Рассматриваются вопросы сооружения ВСМ в США, Индии, ЮАР, Канаде.
Для ВСМ создаются новые, все более удобные поезда. Сегодня в эксплуатации находятся такие поезда 4-го поколения (с двухэтажными вагонами); поезда 5-го поколения обеспечат возможность повышения максимальной скорости. Большие работы по созданию поездов нового поколения ведутся в Японии с целью достижения на уже имеющейся сети ВСМ скорости 300 — 350 км/ч. Поскольку постоянные устройства этой сети были рассчитаны на скорость до 250 км/ч, потребовалось существенно снизить нагрузку на ось. Это было достигнуто — в опытном поезде нагрузка на ось составляет меньше 8 т.
Россия также планирует создать ВСМ. Первой такой линией будет высокоскоростная магистраль С.-Петербург — Москва.
Таким образом, высокоскоростные магистрали — новая тенденция в освоении пассажиропотоков. Кроме того, ВСМ увязываются в единую транспортную сеть с авиатранспортом, для чего строят совмещенные станции ВСМ — аэропорт. В Европе имеется уже около 10 таких станций.
В качестве альтернативы высокоскоростным железнодорожным магистралям предлагается транспортная система с магнитным подвесом (МП). Однако при этом надо помнить следующее.
В настоящее время система ВСМ технически, технологически и экономически апробирована. Высокоскоростные магистрали уже построены, строятся или проектируются во многих странах мира на протяжении почти 40 лет. Высокая эффективность ВСМ доказана, и поэтому сегодня любая страна, если для этого имеются необходимые экономические условия, может проектировать и строить ВСМ, используя известные технические и технологические решения.
Другое положение с системой МП. Полностью технически и технологически отработанной такой системы для междугородних перевозок пока в мире нет. Имеются экспериментальные участки МП в Японии и Германии. Опытная линия Шанхай — аэропорт эксплуатируется в Китае.
В Японии исследования ведутся с 1962 г., но пока отсутствуют данные об их полном завершении, хотя на исследования уже истрачено более 1 млрд. дол. Предполагается в перспективе построить линию Токио — Осака длиной примерно 550 км в помощь существующей перегруженной ВСМ.
В Германии действует некоммерческая опытная система МП протяженностью около 40 км. Предполагалось начать строительство линии МП Берлин — Гамбург, однако объявленное строительство было прекращено.
В США имеется опытная линия МП на экспериментальном железнодорожном полигоне в Пуэбло (штат Колорадо).
Таким образом, работы по созданию транспортных систем на магнитом подвесе для дальних междугородних перевозок практически находятся еще на опытной стадии.
Имеется ряд факторов, которые не позволяют считать систему МП более предпочтительной, чем систему ВСМ в дальних междугородних сообщениях, а именно:
1. По потреблению энергии системы ВСМ и МП сопоставимы. Дело в том, что при скорости более 250 км/ч основное сопротивление движению поезда ВСМ или МП оказывает воздушная среда. Сопротивление трения в паре колесо — рельс составляет менее 10 % общего сопротивления движению; именно поэтому расход энергии в системах МП и ВСМ практически одинаков.
Движение транспортных средств по земной поверхности со скоростью более 300 - 400 км/ч требует большого расхода энергии, большие скорости могут осваиваться на высоте более 1000 м от поверхности земли;
2. По капиталовложениям система ВСМ существенно предпочтительнее системы МП. По данным исследований, проведенных
в Германии, для создания линии МП длиной 1000 миль (1600 км) требуется 20 млн. дол. на 1 км пути. Затраты на 1 км линии ВСМ составляют 5-8 млн. дол., т.е. в 2,5 —4 раза меньше. Каких-либо обоснованных данных по эксплуатационным расходам на линиях МП нет, поэтому сравнение по данному показателю невозможно;
3. Высокоскоростные магистрали имеют следующее существенное преимущество перед системами МП: поезда ВСМ могут двигаться не только по специально построенным линиям, но и по путям обычных железных дорог. Например, высокоскоростная линия Париж — Лион имеет протяженность 400 км, но с ее использованием пассажиры доставляются, например, в Женеву и другие близлежащие к линии ВСМ города; при этом общая протяженность маршрутов обращения поездов ВСМ превышает 1000 км.
При создании европейской высокоскоростной сети предусматривается, что полигон обращения поездов ВСМ более чем в 2 раза превышает сеть специализированных магистралей. Это существенно повышает эффективность системы ВСМ, поскольку способствует увеличению пассажиропотока.
Предполагаемое сооружение линии МП Токио — Осака в Японии вызвано тем, что действующая линия ВСМ полностью загружена и повысить ее пропускную способность уже невозможно. В то же время существует достаточный для этой замкнутой линии пассажиропоток, оправдывающий в перспективе сооружение системы на магнитном подвесе.
Именно отсутствие таких предпосылок вызвало прекращение проектных работ по строительству линии МП Берлин — Гамбург.
Что же касается объявляемого преимущества систем МП — отсутствие трения в паре подвижной состав — путь, то современные роликовые подшипники, путевые структуры позволяют обеспечить исключительно высокий безремонтный пробег подвижного состава и длительную стабильную работу пути.
Думается, сфера применения систем МП — это массовые перевозки пассажиров на сравнительно короткие расстояния в пригородных зонах, т.е. на тех линиях, где пассажиропоток составляет 25 — 30 млн. пассажиров в год. Это обеспечивает эффективность строительства и эксплуатации линий МП.
Начавшийся в 80-е годы этап развития железнодорожного транспорта характеризуется стабилизацией объемов перевозок и даже некоторым их ростом. Чтобы добиться этого, железным дорогам пришлось в предшествующие пятому этапу годы провести крупные работы по перестройке технологии и совершенствованию технических средств.
Как же объяснить спад перевозок, произошедший в 1990-х годах в России? Конечно, это прежде всего результат кризиса производства. Но и сегодня с железной дороги отвлекаются грузы на автотранспорт вследствие неразвитости контейнерной системы, недостатка специализированных вагонов ряда типов, напри мер для перевозки цемента, и др.
Отставание во внедрении новых технических средств сказывается на качестве перевозок, величине тарифов, а это в свою очередь снижает приток грузов и пассажиров.
На несколько десятилетий наша страна отстала в области высокоскоростного движения.
Думается, отечественные железные дороги находятся сегодня на той нижней ветви синусоиды, на которой железнодорожный транспорт ведущих стран находился 25 - 30 лет назад. Российские железные дороги, несомненно, выйдут из этой ситуации, но для этого необходимо осуществить ряд крупных мер, подобных тем, которые провели ведущие промышленные страны мира. Конечно же, прежде всего для этого должен происходить рост экономики России.
Каковы же перспективы работы и развития, железных дорог мира в начавшемся пятом периоде?
Опыт четвертого периода развития железнодорожного транспорта, в котором спад объема перевозок сменился его стабилизацией и ростом, показал, что железные дороги в полной мере могут удовлетворять современным и перспективным требованиям в перевозках, как грузов, так и пассажиров. При этом стратегия развития железных дорог должна быть направлена на новые качественные изменения в улучшении обслуживания клиентуры в условиях жесткой конкуренции с другими видами транспорта.
Надо иметь в виду перспективы снижения себестоимости перевозок, осуществляемых авиацией и автомобилями, переход этих видов транспорта на новые виды топлива, что сопровождается снижением воздействия на окружающую среду, появление новых транспортных систем и др.
Есть уверенность в большом будущем железных дорог, но, конечно, только при условии их непрерывного совершенствования.
Реализация ряда технических решений, смелых проектов и инициатив, предпринятых железными дорогами в последнее время, подтверждает их способность адаптироваться к современным условиям. К таким решениям относятся организация движения пассажирских поездов со скоростью примерно 300 км/ч, комплексная технология доставки грузов «от двери до двери», строительство железнодорожных тоннелей длиной более 50 км через морские проливы, высокий уровень автоматизации ряда процессов, применение современных систем управления, сооружение железных дорог в районах вечной мерзлоты, в пустынях и многое другое.
Важнейшим условием при этом является то, что на железнодорожном транспорте возможно использовать практически все достижения научно-технического прогресса, будь то лазерная техника, оптоволоконная или спутниковая связь, информационные или управляющие системы на базе компьютеров, и принципиально новые материалы.
Оптимизм вселяет и то, что по сравнению с другими транспортным 11 средствами железные дороги значительно полнее отвечают возросшим экологическим требованиям, обеспечивают экономное расходование невосполняемых природных энергетических ресурсов, в наибольшем степени соответствуют требованиям по безопасности перевозок.
Приведем некоторые данные, которыми, например, обосновывается экологическая эффективность новых линий ВСМ по сравнению с другими видами транспорта.
Территория, требуемая для размещения. При одной и той же про возной способности территория, необходимая для ВСМ, в 2,5 — 3 раз i меньше требуемой для шоссе и на 10 — 20% меньше необходимой дл я авиатранспорта.
Выбросы вредных веществ. На электрических железных дорогах выбросы вредных веществ в атмосферу на 1 пассажиро-км в 3 — 4 раза ниже, чем у автотранспорта, и в 4 —6 раз по сравнению с авиацией. Подсчитано, например, что создание сети ВСМ в Европе и переключение пассажиропотоков с авиации и автотранспорта на железные дороги обеспечивают ежегодное сокращение выбросов углерода в атмосферу на 15 млн. т.
Поезда ВСМ обеспечивают также снижение вредных выбросов по сравнению с поездами обычных железных дорог, поскольку они герметичны.
Снижение затрат энергии. На высокоскоростных магистралях затраты энергии на 1 пассажиро-км примерно в 3 раза меньше, чем у автотранспорта, и в 8 - 10 раз, чем у авиатранспорта, а при переходе с ночных поездов обычных железных дорог к дневным — в 1,5 раза. Это обеспечивает снижение экологи ческой нагрузки в районах добычи топливны х ресурсов, их транспортирования, переработки и использования.
Материалоемкость. По сравнению с обычными железными дорогами при переходе от ночных к дневным поездам требуется примерно в 3,5-4 раза меньше подвижного состава. Соответственно необходимо меньшее количество стали, чугуна и других материалов на их изготовление, что улучшает экологическую обстановку в местах добычи полезных ископаемых.
Приведенные данные позволяют называть ВСМ экологически чистым видом транспорта. Это относится и ко всем электрифицированным железным дорогам. И в целом железнодорожный транспорт имеет существенные экологические преимущества по сравнению с автомобильным и авиационным.
Однако реализация потенциальных преимуществ железнодорожного транспорта представляет собой непростую задачу. Для наилучшего обеспечения рынка транспортных услуг нередко требуются крупные капиталовложения, необходимы мобилизация значительных материальных ресурсов, поиск самых современных технических решений. Нужно приложить большие усилия для того, чтобы железные дороги в полной мере соответствовали требованиям современного и тем более грядущего мира.
Можно назвать много направлений работы в этой области, а именно:
создание сети высокоскоростных магистралей;
совершенствование всех технических средств железных дорог с целью повышения их надежности и снижения расходов за их жизненный цикл;
повышение веса грузовых поездов в тех случаях, когда это снижает
эксплуатационные расходы;
расширение контейнерной системы; обеспечение доставки повагонных и контейнерных грузов точно в указанные сроки по расписанию;
улучшение комфорта в пассажирских поездах, в частности создание специальных условий для пассажиров с ограниченными физическими возможностями;
концентрация и автоматизация управления перевозочным процессом, создание всеобъемлющих информационных и информационно-управляющих систем;
применение новых материалов и др.
Научные изыскания и практический опыт показывают, что железные дороги имеют свою сферу на транспортном рынке на весь обозримый период. Они являются важным средством взаимодействия социальных и экономических структур и в целом находятся в стадии подъема, динамично воздействуя на развитие общества.
Несколько слов о форме собственности на железные дороги. В разных странах в этом вопросе ситуация складывалась по-разному.
В США с самого начала и до настоящего времени железные дороги являются частными: железным дорогам принадлежит как инфраструктура, так и подвижной состав. Количество частных компаний-владельцев изменяется в зависимости от конкретных условий. В период бурного строительства железных дорог в США насчитывались сотни таких владельцев, в настоящее время преобладают крупные компании. Государство в основном регулирует тарифы, осуществляет контроль за безопасностью движения.
В Европе железные дороги в основном сразу создавались как государственные, ими управляли соответствующие министерства. В последние годы Европейское сообщество проводит в жизнь директиву, в соответствии с которой инфраструктура остается в ведении государства, а подвижным составом владеют частные компании. Пока нельзя считать доказанным, что разделение железнодорожного транспорта на две указанные составляющие (как на автотранспорте) сколько-нибудь заметно положительно повлияло на уровень работы железных дорог в Европе. Время покажет, дает ли это какой-либо ощутимый эффект.
По рекомендации ЕС Россия пошла по европейскому пути, и в нашей стране проводится соответствующая структурная реформа.
