- •Битва на реке Калке Лаврентьевская летопись
- •Батыево нашествие в Лаврентьевской летописи
- •Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора
- •Повесть об убиении Михаила Тверского
- •Летописная повесть о Куликовской битве
- •Повесть о нашествии Тохтамыша
- •Послание на Угру Вассиана Рыло
Битва на реке Калке Лаврентьевская летопись
В год 6731 (1223). <...>
В тот же год пришли народы, о которых никто точно не знает, кто они, и откуда появились, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татары, а иные говорят — таурмены, а другие — печенеги. Некоторые говорят, что это те народы, о которых Мефодий, епископ Патарский, сообщает, что они вышли из пустыни Етриевской, находящейся между востоком и севером. Ибо Мефодий говорит так: «К скончанию времен появятся те, которых загнал Гедеон, и пленят всю землю от востока до Евфрата, и от Тигра до Понтийского моря, кроме Эфиопии». Один Бог знает, кто они и откуда пришли, о них хорошо известно премудрым людям, которые разбираются в книгах. Мы же не знаем, кто они такие, а написали здесь о них на память о русских князьях и о бедах, которые были от этих народов.
И мы слышали, что татары многие народы пленили: ясов, обезов, касогов, и избили множество безбожных половцев, а других прогнали. И так погибли половцы, убиваемые гневом Бога и пречистой его Матери. Ведь эти окаянные половцы сотворили много зла Русской земле. Поэтому всемилостивый Бог хотел погубить и наказать безбожных сыновей Измаила, куманов, чтобы отомстить за христианскую кровь; что и случилось с ними, беззаконными. Эти таурмены прошли всю страну куманов и подошли близко к Руси на место, которое называется Половецкий вал. Узнав об этом, русские князья Мстислав Киевский, и Мстислав Торопецкий, и Мстислав Черниговский, и прочие князья решили идти против татар, полагая, что татары нападут на них. И послали князья во Владимир к великому князю Юрию, сыну Всеволода, прося у него помощи. И он послал к ним племянника своего благочестивого князя Василька Константиновича, с ростовцами, но Василек не успел прийти к ним на Русь. А русские князья выступили в поход, и сражались с татарами, и были побеждены ими, и немногие только избегли смерти; кому выпал жребий остаться в живых, те убежали, а прочие перебиты были. Тут убит был старый добрый князь Мстислав, и другой Мстислав, и еще семь князей погибло, а бояр и простых воинов многое множество. Говорят, что только одних киевлян в этой битве погибло десять тысяч.
Плакали и горевали на Руси и по всей земле слышавшие о той беде. А случилось это зло месяца мая в тридцатый день, на память святого мученика Ермия. Услышав о том, что случилось на Руси, Василько повернул назад от Чернигова, сохраненный Богом, и силой креста честного, и молитвой отца своего Константина, и дяди своего Георгия. И вернулся он в город Ростов, славя Бога и святую Богородицу. <...>
1. Что сообщает нам летописец о том, кто такие татары?
2. Как Вы понимаете смысл цитаты из Мефодия Патарского, которую приводит летописец?
3. Как летописец объясняет причины нападения татар на половцев?
4. Каков образ половцев в летописном отрывке?
5. Каков образ татар в летописном отрывке?
6. Как летописец относится к русским князьям, решившим помочь половцам?
7. Как летописец относится к тому, что Василек Константинович не принял участия в битве?
Летописец интересуется тем, кто такие татары, но признается в том, что никакой информации у него нет. В своих поисках определения для неведомых племен летописец обращается к авторитету Мефодия Патарского.
Летописец ссылается на «Откровение Мефодия Патарского». Это крайне популярное в Древней Руси эсхатологическое сочинение, которое приписывалось Мефодию Патарскому (ок. 260–312 гг.). В «Откровении» говорится о событиях, которые будут предшествовать кончине мира. Племена измаильтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий Царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром «нечистые» народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда Бог пошлет Своего Архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует Второе Пришествие Христа и Страшный суд. (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1, 1987).
Таким образом, летописец отказывается от какой-либо языковой, этнической, религиозной идентификации татар. Вместе этого он обращается к символической идентификации, призванной показать нам смысл появления татар. Татары оказываются теми племенами, с появлением которых начинается приближение конца света.
Необходимо отметить, что летописец не называет татар прямо измаильтянами, хотя именно они имеются в виду под племенами, разгромленными Гедеоном. Более того, далее «сынами Измаила» он называет не татар, а половцев. Дело в том, что традиция определения именно половцев как «измаильтян» была очень сильна (например, Повесть временных лет, 1093 и 1096 гг.). Летописец оказался в довольно сложном положении: татары были очень похожи на «измаильтян», но в то же время это место уже как бы было занято половцами.
Нападение татар на половцев описывается как проявление Божьего гнева по отношению к половцам. Именно половцы становятся самым отрицательным персонажем в рассказе. Говорится, что они «сотворили много зла Русской земле».
Татары же, напротив, почти лишены негативных характеристик. Они выступают только лишь орудием в руках Бога для наказания половцев.
Поведение русских князей, решивших вступить в борьбу с татарами, летописец считает ошибочным, ведь они решают помочь «плохим» половцам в борьбе против татар, олицетворяющим Божью волю.
Эта мысль подчеркивается также откровенной радостью летописца по поводу того, что племянник владимирского князя Юрия Всеволодовича Василек Константинович не принимает участия в битве.
