Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мчп.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
77.51 Кб
Скачать

Коллизионная норма представляет собой норму определения права, а именно право какого государства должно быть применено к данному частноправовому отношению, осложненному иностранным элементом.

Коллизионная норма состоит из двух элементов: объема; коллизионной привязки.

Объем коллизионной нормы (гипотеза) – указание вида частноправовых отношений с иностранным элементом, к которому применимы эти нормы. Определяет условия, при которых эта норма применяется.

Коллизионная привязка (диспозиция) – указание на право страны (правовую систему), подлежащее применению к данному виду правоотношений. Также указывает на юридические последствия, которые наступают при возникновении данного частноправового отношения, осложненного иностранным элементом.

Третий элемент коллизионной нормы, т. е. ее санкция, лежит в сфере частного права, которое было выбрано.

Существуют следующие критерии классификации коллизионных норм.

1. Классификация в зависимости от природы возникновения коллизионной нормы:

  • внутренние коллизионные нормы – нормы, которые государство разрабатывает и принимает в пределах своей юрисдикции, они содержатся во внутренних законодательных актах соответствующих государств;

  • договорные коллизионные нормы – унифицированные коллизионные нормы, созданные на основе межгосударственных правоотношений.

Совокупность коллизионных норм внутренних и договорных того или иного государства составляет коллизионное право этого государства.

2. По форме коллизионной привязки:

  • односторонние – такая норма, привязка которой прямо называет право страны, подлежащее применению;

  • двусторонние – привязка такой нормы не называет право конкретного государства, а формулирует общий признак, принцип или правило использования, который может выбрать право.

3. По форме выражения воли законодателя:

  • императивные – содержат категоричные предписания, касающиеся выбора права;

  • диспозитивные – устанавливают общее правило выбора права, оставляют сторонам возможность отказаться от него, заменить другим правилом;

  • альтернативные – нормы, которые предусматривают несколько правил по выбору права для указанного в объеме данной нормы правоотношения.

4. В зависимости от характера связи между альтернативами:

  • простая коллизионная альтернативная норма – все альтернативные коллизионные привязки в ней равнозначны;

  • сложная альтернативная коллизионная норма – отличается тем, что альтернативные привязки соподчинены между собой, т. е. выделяются генеральная, или основная, привязка и субсидиарная привязка.

Квалификация юридических понятий при определении права, подлежащего применению в Российской Федерации, определена в ст. 1187 Гражданского кодекса, которая гласит, что при определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом. Если при определении права, подлежащего применению, юридические понятия, требующие квалификации, не известны российскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное право.

Вопрос 2. Способ выражения воли законодателя – императивные, альтернативные и диспозитивные коллизионные нормы. В императивных нормах может быть только одна коллизионная привязка (любая, кроме автономии воли и производных от нее привязок – критерия реальной связи, закона существа отношения и собственного права контракта). Императивная коллизионная норма – это властное предписание законодателя о применении права только одного конкретного государства, устанавливаемого на основании какого-либо объективного критерия (ст. 1200, п. 1 ст. 1202, ст. 1205, п. 3 ст. 1206, ст. 1207 Гражданского кодекса).

Альтернативные коллизионные нормы характеризуются наличием нескольких коллизионных привязок (любых, кроме автономии воли и производных от нее). Альтернативная норма предоставляет суду право по собственному усмотрению выбирать применимое законодательство (право выбора законодательства есть только у суда, но не у сторон правоотношения). Альтернативные нормы делятся на простые и сложные. Простые альтернативные коллизионные нормы предусматривают возможность применения того или иного права. Выбор зависит только от судейского усмотрения и фактических обстоятельств дела (абз. 1 ст. 1217 Гражданского кодекса). Сложные (соподчиненные) альтернативные коллизионные нормы устанавливают основную и субсидиарную привязки, которые применяются в зависимости от дифференциации объема данной коллизионной нормы (п. 3 ст. 1199, ст. 1201, п. 1 и 2 ст. 1219 Гражданского кодекса). Основная привязка применяется в первую очередь, а субсидиарные (их может быть две и более) – в соответствии с конкретными обстоятельствами дела и только в том случае, если невозможно применить основную привязку.

Диспозитивные нормы в качестве основной коллизионной привязки предусматривают автономию воли сторон (право выбора применимого законодательства самими сторонами отношения согласно ст. 1210 Гражданского кодекса). Терминологически право сторон на автономию воли может быть выражено поразному: «если иное не предусмотрено договором», «если стороны не оговорили иного», «правом, избранным сторонами». В современном МЧП наблюдается тенденция к трансформации автономии воли. Появилось большое количество новых коллизионных правил, выведенных из права сторон самим избирать применимое законодательство: право, свойственное данному договору; собственное право контракта; закон существа отношения; критерий наиболее тесной связи.

В настоящее время автономия воли и связанные с ней коллизионные правила регулируют очень большое количество ЧПО с иностранным элементом. Автономия воли считается оптимальным коллизионным началом, так как она предусматривает наиболее гибкое, «мягкое» правовое регулирование. Диспозитивные коллизионные нормы российского законодательства обладают особой, весьма своеобразной спецификой – в большинстве из них автономия воли сторон ограничена установлением «если иное не предусмотрено законом» (ст. 1196, 1198, абз. 2 ст. 1203, ст. 1204 Гражданского кодекса). Данная формулировка в принципе является излюбленной для отечественного законодателя. Государство всегда сохраняет за собой право ограничить свободу участников гражданского оборота. Подобные формулировки противоречат основным принципам российского частного права, современным тенденциям правового развития и с юридической точки зрения являются насквозь порочными. Очень показательны в этом отношении положения, ограничивающие автономию воли сторон в деликтных обязательствах. Стороны имеют право на выбор законодательства, но этот выбор может быть сделан только в пользу права страны суда (п. 3 ст. 1219, абз. 2 п. 1 ст. 1223 Гражданского кодекса).

Вопрос3.

. Основные формулы прикрепления и сфера их применения Формулы прикрепления – это наиболее типичные, максимально обобщённые правила, которые чаще всего используются для построения коллизионных норм. В качестве синонимов этому термину употребляются такие термины как «коллизионные принципы», «коллизионные критерии», «типы коллизионных привязок». Формула прикрепления – это привязка двусторонней коллизионной нормы, содержащая определённый критерий выбора права, подлежащего применению. Например, критерий места нахождения имущества, гражданства или места жительства лица и др.  ^ Личный закон физического лица (lex personalis). Существует в двух вариантах - в форме закона гражданства (lex patriae) и в форме закона места жительства (lex domicilii). Личный закон означает применение права того государства, гражданином которого является участник отношения (закон гражданства) или на территории которого физическое лицо проживает (закон места жительства). Эта коллизионная привязка используется для определения право- и дееспособности физического лица, права на имя, прав и обязанностей супругов, родителей и детей в семейно-брачных отношениях, а также в отношениях по наследованию. Закон гражданства применяется во многих европейских странах, а также на Кубе, в Панаме, Алжире, Египте и др.  Закон места жительства применяется в странах, придерживающихся традиции общего права, получил распространение также в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Гватемала, Парагвай), в Норвегии, Дании, Исландии и в других странах. В российском законодательстве используется для коллизионного регулирования семейно-брачных и наследственных отношений. В России, Австрии, Швейцарии, Венгрии, Мексике и других странах действует смешанная система определения личного закона на основе критериев гражданства и места жительства. Так, в соответствии со ст. 1195 ГК РФ: «Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет» (п.1); «Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства» (п.5). ^ Личный закон юридического лица (lex societatis). Означает применение права того государства, которому принадлежит юридическое лицо. Позволяет установить государственную принадлежность юридического лица, его «национальность». Законодательство различных государств определяет личный закон юридического лица в соответствии с критериями инкорпорации, оседлости, места осуществления деятельности, контроля, их сочетания. ^ Закон места нахождения вещи (lex rei sitae). Одна из старейших коллизионных привязок, отсылающая к праву страны, на территории которой находится имущество. В настоящее время применяется для определения содержания права собственности и иных вещных прав как в отношении недвижимого, так и движимого имущества. ^ Закон, избранный сторонами отношения (lex voluntatis). Означает применение права того государства, которое выберут сами стороны частноправового отношения. Выражает принцип автономии воли в МЧП. В основном применяется в договорных обязательствах (см.: ст. 1210, 1211 ГК РФ и др.), однако наметилась тенденция применения данного принципа в области семейных отношений (брачный договор, соглашение об уплате алиментов), в деликтных обязательствах.  ^ Закон места совершения акта (lex loci actus). Объединяет несколько коллизионных принципов: закон места заключения договора (lex loci contractus) закон места исполнения (lex loci solutionis), Закон заключения брака (lex loci celebrationis), закон места совершения деликта (lex loci delicti commissi) и др. Означает применение права страны, на территории которой совершается тот или иной частноправовой акт. ^ Закон тесной связи (the law of the real connection) означает применение права того государства, с которым частноправовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано. Данный коллизионный принцип широко применяется в коллизионном праве многих стран, используется в международных соглашениях. В ГК РФ можно назвать ряд норм, использующих данную формулу прикрепления (п.2 ст. 1186, ст. 1188, п.1 и 5 ст. 1211, ст.1213, п. 1 ст.1216). ^ Закон, составляющий статут отношения, регулирующий «существо» отношения (lex causae). Закон, регулирующий существо отношения, может не совпадать с законом, которому подчиняются отдельные специальные вопросы, связанные с этим отношением. Так, права и обязанности по договору (существо отношения) в соответствии с п.1 ст.1211 ГК регулируются законом страны, с которой договор наиболее тесно связан, если стороны сами не выбрали применимое право. Специальный вопрос о форме договора регулируется правом места его совершения (ст.1209), а форма внешнеэкономического договора регулируется российским правом (п.2 ст. 1209). Исковая давность определяется праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению (ст.1208), то есть здесь применяется lex causae. соответствующего отношения. Закон суда (lex fori) означает применение права того государства, суд которого осуществляет судебное разбирательство.  Закон флага (lex flagi). Означает право государства, флаг которого несет судно. В основном применяется для решения коллизионных вопросов в области торгового мореплавания. Ряд коллизионных норм КТМ РФ отсылают к закону флага для регулирования отношений, касающихся права собственности других вещных прав на судно (ст.415); правового положения членов экипажа (ст. 416); пределов ответственности судовладельца (ст. 426) и др. Существует целый ряд иных формул прикрепления.1