Вопрос сопровождения умирающего
Сильное переживание у участников семинара вызвал рассказ Пайви о художнике F. Hodler (1853-1918г.) и его жене – танцовщице V. Gode-Darel (1873-1915г.), которая скончалась от рака матки. 12 отобранных Пайви иллюстраций – портретов жены художника - отражают часть ее земного пути от состояния здоровья и молодости до смертного одра и заканчиваются образом женщины, как видит ее художник в духовном мире.
Если тонко наблюдать за человеком, то можно увидеть момент, когда что-то становится не так как надо, приближение конца. Есть фаза ненависти (Другие виноваты, не я!). Для нее характерны гнев, горечь. Все становится холодным и черным. Здесь можно подойти в сопровождении с любовью. Важен физический контакт (для активизации чувства осязания), возможно массаж. Но нужен хороший контакт с врачом, чтобы понимать, насколько можно идти в этих мероприятиях. Чувствовать насколько человек выдерживает осязательный контакт. Например, при касании замечать отдергивает ли он руку или наоборот дает.
Хорошо приходить каждый день, например, на один час в одно время. Хорошо, когда есть сопровождение и ночью.
Есть фаза отхода от жизни, потеря интереса. «Взгляд в стену». Надежды на земное уже нет. Тогда мы можем через разговоры дать надежду на духовное, показать куда уходит. Но обязательно задаваться вопросом: Что хочет умирающий?
Если нет вопроса о том, что происходит, Пайви говорит о чем-то другом – как он спал, о самочувствии, о погоде. Иногда по коротким фразам можно понять, что человек уже слышит что-то оттуда. Не переубеждать, что этого нет. В целом, важно доверие к тому, что это Переход. Если есть собственная уверенность у говорящего – находятся ясные слова для другого.
Последние моменты жизни очень важны. Есть люди, желающие остаться в одиночестве в этот момент. Другие переживают, что они одни, считают, что их бросили.
При уходе может произойти Встреча человека с человеком и с духовным миром. Иногда сопровождающий может ощутить, как третий входит в комнату. Возникает переживание, что духовный мир здесь, совсем близко.
Еще важным является вопрос распределение обязанностей. Задача врача – поставить диагноз и сделать все, чтобы спасти, даже если надежды на излечение нет. Но остается вопрос смысла в продолжении жизни. Пример женщины, которая душевно готова была уйти, но попала в больницу, где ее «подняли» и выписали домой. Дома через день она умерла. Это вопрос скорее для сопровождающего. Именно он может почувствовать, что человек готов уходить. Важный симптом готовности – отказ от еды. Человек как бы говорит – для меня жизнь кончилась.
Хорошо, когда у умирающего есть возможность поговорить со священником, который может сказать ему о смерти. Близкие обычно все в эмоциях, им это сложно.
Разговоры с умирающими важны! Если он задает какой-то щекотливый вопрос, то Пайви спрашивает: «А сам-то ты как думаешь?» И ответ позволяет ей продолжать беседу в его русле. Вообще, понимание того, что можно говорить, а что нельзя – это тонкая вещь. Его нужно воспитывать.
