
- •1. Основы реаниматологии
- •I стадия. Элементарное поддержание жизни
- •II стадия. Дальнейшее поддержание жизни
- •III стадия. Длительное поддержание жизни
- •2. Основы анестезиологии
- •2.1. Предоперационный период и группы анестезиологического риска
- •2.3. Виды анестезии
- •Местная анестезия
- •3. Терапия и наблюдение в раннем послеоперационном периоде
- •3.1. Блок информации
- •Осложненный послеоперационный период
- •Послеоперационном периоде
- •3.3. Интенсивный уход
- •3.4. Интенсивная терапия
- •3.5. Инфузионная терапия
3. Терапия и наблюдение в раннем послеоперационном периоде
введение
Один из критических периодов в жизни больного — ранний послеоперационный период (ПОП). Операционная травма и анестезия вызывают в организме пациента значительные изменения и нарушения, которые могут быть со стороны ЦНС, органов дыхания и кровообращения, желудочно-кишечного тракта и мочевыводящей системы, а также серьезные биохимические сдвиги, касающиеся практически всех видов обмена в организме. Хотя ведущая роль в ведении больных в раннем ПОП принадлежит анестезиологу-реаниматологу, врачи других специальностей (хирург, терапевт, невропатолог, травматолог, акушер-гинеколог и др.) принимают участие в лечении этих больных. Поэтому изучение данного вопроса актуально.
3.1. Блок информации
С момента наложения последнего шва на операционную рану, у больного начинается НОВЫЙ период — послеоперационный. Различают ПОП:
Непосредственный (длится в течение 24 часов с момента окончания операции).
Ближайший ПОП (длится со 2-х суток по 5-й день).
Ранний ПОП (длится от 5-ти суток до 3-х недель после операции).
Отдаленный ПОП (начинается с 3-ей недели после операции и про должается до восстановления трудоспособности больного).
Неосложненный ПОП. Комплексное воздействие патологических факторов, обусловленных, с одной стороны, болезнью и индивидуальными особенностями организма больного, а с другой — операционной и анестезиологической травмой, вызывает развитие определенного состояния, именуемого системной постагрессивной реакцией, послеоперационной болезнью. Оно характеризуется закономерными функциональными расстройствами и значительными компенсаторными реакциями, направленными на восстановление гомеостаза.
В течение системной постагрессивной реакции выделяют четыре основные фазы.
Катаболическая фаза сопровождается резким повышением энергозатрат организма в связи с гипервентиляцией, усилением кровообращения, повышением функции печени и почек, обеспечивающим физиологические механизмы защиты. При этом источником необходимой энергии служат тканевые катабо-лические процессы, мобилизация углеводных и жировых резервов, интенсивный расход структурных белковых компонентов отдельных органов и тканей. Продолжительность этой фазы зависит от индивидуальных особенностей организма, тяжести операционной травмы и в среднем составляет 3-5 суток (что соответствует непосредственному и ближайшему ПОП).
Переходная фаза отличается снижением интенсивности катаболических и нарастающим повышением анаболических процессов и общего тканевого метаболизма. Длится 1-3 суток.
28
В анаболической фазе преобладают анаболические процессы, восстанавливаются резервные углеводы, жиры и структурные белки. Продолжительность этой фазы составляет 2-3 недели, что зависит от выраженности предшествующих изменений.
Фаза прибавления массы тела сопровождается восстановлением жировых запасов. Начинается она спустя 4 недели после операции. Продолжительность ее сугубо индивидуальна.
Операционная травма вызывает комплексную защитную реакцию организма, проявляющуюся изменением функциональной активности центральной нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, расстройством метаболических процессов, водно-электролитного баланса и кислотно-основного состояния (КОС), нарушением состояния свертывающей и противо-свертывающей систем крови, а также клеточного и гуморального иммунитета. Ответные реакции организма на травму осуществляются универсальными адаптационными механизмами — нейрорефлекторными и эндокринными. Причем первый играет пусковую роль по отношению ко второму. В результате нейро-рефлекторного воздействия, обусловленного болью, возникает эндокринный ответ, протекающий двухступенчато. Вследствие активизации симпато-адрена-ловой системы происходит выброс катехоламинов, которые в свою очередь вызывают более длительную комплексную гипоталамо-гипофизарно-адреналовую реакцию. В итоге сложные взаимодействия нейрорефлекторного и эндокринного регуляторного механизмов определяют состояние всех функциональных систем организма в различные фазы ПОП.
Непосредственный и ближайший ПОП характеризуется повышенным содержанием в крови катехоламинов, глюкокортикоидов, антидиуретического гормона, инсулина, глюкозы, мочевины, АКТГ, эндорфинов, трийодтиронина, глюкагона. Это приводит к повышению основного обмена и увеличению потребления кислорода, стимуляции катаболизма, белков и жиров, процесса глю-конеогенеза, разрушению лимфоидной ткани, сужению сосудов, снижению проницаемости эндотелия, ухудшению микроциркуляции; усилению реабсорб-ции натрия и воды в дистальных канальцах и собирательных трубочках почек и тем самым способствует незначительному выделению мочи с высоким удельным весом. Со стороны сердечно-сосудистой системы развиваются компенсаторные изменения периферического кровотока и сердечной деятельности, обусловленные предшествующими нейрорефлекторными и эндокринными реакциями организма, а также расстройствами, возникающими вследствие операционной травмы. Это заключается в гипердинамическом синдроме, проявляющемся в увеличении силы или частоты сердечных сокращений, либо того и другого одновременно; в синдроме централизации кровообращения, под которым понимают способность организма поддерживать эффективное кровоснабжение мозга, сердца в условиях гиповолемии за счет перераспределения крови и открытия артериовенозных шунтов; в феномене самовосполнения объема циркулирующей крови (ОЦК), заключающееся в поступлении интерстициаль-ной жидкости и крови, не участвующей в активном кровоснабжении, из венозной системы печени, селезенки, подкожной клетчатки, кишечника (а это до
29
40% ОЦК) в сосудистое русло. Своеобразная аутогемотрансфузия — наиболее быстрый и эффективный механизм восстановления ОЦК. Другим таким механизмом в ближайшем и непосредственном ПОП является массивное двухэтап-ное поступление интерстициальной жидкости в сосудистое русло. На первом этапе в сосуды интенсивно поступает межтканевая изотоническая жидкость, не содержащая белков. Она устраняет гиповолемию, разводит кровь и в течение 2-х часов выводится с мочой. На втором этапе жидкость в сосуды поступает в основном из кишечника, мышечной ткани, кожных покровов. Она содержит до 32% белка и восполняет до 10-20% потерянной крови в течение 48 часов. В дальнейшем в раннем ПОП усиливается синтез альбуминов в печени, увеличивается содержание глобулинов в крови, усиливается лимфоток из органов и тканей. При этом в устранении гиповолемии главную роль играет внутрисосу-дистое поступление с лимфой низкомолекулярных белков (альбуминов). Они, обеспечивая высокое онкотическое давление крови, способствуют привлечению и длительному удержанию жидкости в сосудистом русле.
Со стороны органов дыхания отмечается уменьшение дыхательного объема, жизненной емкости легких, как компенсаторная реакция наблюдается умеренная гипервентиляция. У больных с полноценной функциональной компенсацией оперативное вмешательство не вызывает глубоких изменений обменных процессов, поскольку избыточные и промежуточные метаболиты обезвреживаются и удаляются нормально функционирующими органами де токсикации и выведения. Но, несмотря на отрицательный азотный баланс (потерю азота), концентрация общего белка в крови существенно не меняется, но содержание различных белковых фракций колеблется, снижается концентрация альбуминов, аминокислот, повышается содержание глобулинов и фибриногена. В раннем ПОП изменяется система гемостаза (свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы). Свертывающая система (стимулирует синтез тромбина и обуславливает образование из фибриногена фибрина) активизируется во время операции и на 3-5-е сутки после операции достигает максимального уровня. Спустя 2-3 недели после операции постепенно нормализуется. Противосвертывающая система -- содержание антитромбина (инактивирует тромбин и снижает активность гепарина) повышается во время операции и достигает максимума на 3-й день после операции, а затем постепенно нормализуется. Фибринолитическая система (способствует рассасыванию фибрина) активизируется во время операции, на 1-3-е сутки нормализуется, а на 6-8-й день активность ее снова возрастает.
Наличие различных сопутствующих заболеваний, патология печени, пожилой возраст, развитие гнойных осложнений, увеличение объема и травма-тичности операции могут вызывать глубокие расстройства систем гемостаза и извратить их реакции в ПОП, вызвать тяжелые кровотечения и тромбозы.
Изменение энергетического метаболизма и тканевая гипоксия, наблюдающиеся во время операции и в раннем ПОП, вызывают разрушение функции «натриево-калиевого насоса». В результате в клетках накапливается большое количество ионов натрия, что ведет к гипонатриемии, гипохлоремии. Интен-
30
сивность потерь ионов калия прямо пропорциональна тяжести хирургического вмешательства, что приводит к гипокалиемии.
В течение 3-5 суток после операции завершается нормализация обмена воды, но продолжается задержка выделения калия, который расходуется на синтез белков и восстановление внутриклеточной концентрации ионов. На 5-7-е сутки ПОП в организме устанавливается положительный калиевый баланс, концентрация ионов натрия удерживается на нормальном уровне, общее количество воды несколько повышено.
В раннем ПОП изменение КОС носит закономерный характер. Наблюдающаяся относительная гипоксия тканей на периферии, возникающая в результате перераспределения крови и операционной травмы, приводит к повышению содержания в крови молочной и пировиноградной кислот, способствующих развитию метаболического ацидоза. Молочная и пировиноградная кислоты, а также кислые продукты расщепления белков (серная, фосфорная, мочевая кислоты, аминокислоты) и жиров (жирные кислоты, кетоновые тела), накапливающиеся в крови вследствие снижения функциональной активности печени связываются с основаниями главных буферных систем. В результате их взаимодействия резервная щелочность крови снижается, но значение ее рН не изменяется, поэтому состояние ацидоза остается компенсированным. По мере восстановления основных функций организма в раннем ПОП (на 4-5-е сутки) постепенно нормализуются показатели КОС.
Иммунитет (клеточный и гуморальный, специфический и неспецифический) на фоне операционной травмы и наркоза и вызванных ими адаптационных реакций, претерпевает значительные изменения. В течение первых 2-х суток после операции наблюдается прогрессивное увеличение числа нейтрофиль-ных полиморфонуклеаров (до 15-10/л.). При отсутствии осложнений в течение последующих 5-6 дней оно постепенно снижается до нормы. При этом одновременно увеличивается фагоцитарная способность нейтрофилов и их число в окружающих рану тканях. На протяжении 2-4 дней после операции отмечается снижение эозинофилов в периферической крови и избыточное накопление их в раненом очаге, эозинофильные лейкоциты, содержащие активатор плазмикоге-на, способствуют лизису фибрина. В раннем ПОП сохраняется массивная миграция в раненом очаге лимфоцитов, играющих важную роль в образовании антител и моноцитов, активно уничтожающих остатки погибших клеток и микробные организмы.
В ПОП заметно стимулируется функциональная активность ретикулоэн-дотелиальной системы (эндотелиальные клетки кровяных синусов печени, селезенки лимфатических узлов, некоторых эпителиальных клеток, межальвеолярных перегородок и серозных оболочек, микроглия нервной ткани и др.) в результате происходит интенсивная пролиферация клеточных элементов, которые совместно с фагоцитами периферической крови участвуют в санации воспалительного очага, а клетки лимфатических узлов, выполняя барьерную функцию, предотвращают распространение инфекции.
Вследствие активирования специфических и неспецифических гуморальных факторов иммунитета повышается бактерицидность сыворотки крови. Ли-
31
тическое действие ее по отношению к клеткам и бактериям обусловливается системой комплемента. Комплементарная и бактерицидная активность сыворотки крови в первые часы после операции повышается, но спустя 4-5 часов вследствие избирательного накопления комплемента в зоне поражения падает. В раннем ПОП повышается концентрация α- и γ-глобулинов в крови, что стимулирует фагоцитарную активность лейкоцитов.
Местный неспецифический иммунологический эффект в значительной мере обеспечивается внутриклеточными антибактериальными компонентами, высвобождающимися при разрушении клеток крови в зоне поражения. Ней-трофильные лейкоциты выделяют лейкины (действуют бактерицидно на грам-отрицательную флору), фагоцитин (вызывает гибель грамположительных бактерий) и липосомальные ферменты. Эритроциты также высвобождают бактерицидные вещества (лизогематин, гематин, эритрин), усиливающие антибактериальную активность крови и тканей.
В первые 3-е суток после операции образование макрофагов подавляется, но уже через 3-е суток их количество восстанавливается до исходного уровня. Степень снижения продукции иммуноглобулинов прямо пропорциональна силе травматического воздействия.
При неосложненном течении ПОП, начиная с 3-4 суток, отмечается прогрессирующее затухание липидно-белкового катаболизма. Это проявляется задержкой выделения азота (с 15-20 до 5-7 г в сутки), торможением процесса окисления жиров (с 300 г до 100 г в сутки), снижением уровня гипергликемии.
В раннюю фазу ПОП (7-21 сутки) в организме превалируют анаболические процессы, устанавливается положительный азотистый баланс, сопровождающийся задержкой в организме 2-5 г азота (соответствует ежесуточному синтезу 30 г мышечного белка), создаются запасы гликогена, однако восстановления жировых резервов при этом не происходит, поскольку метаболические изменения в этом периоде обеспечиваются энергией, выделяющейся в результате окисления липидов.
Таким образом, ПОП характеризуется системными патофизиологическими изменениями, степень выраженности которых определяется исходным уровнем компенсации нарушенных функций и травматичностью хирургического вмешательства. Возникающие изменения носят закономерный характер и могут расцениваться как общая неспецифическая реакция организма на хирургическую агрессию. Под воздействием ряда факторов общая постагрессивная защитная реакция может трансформироваться в патологическую и стать основным фоном послеоперационных осложнений, в свою очередь усугубляющих функциональные нарушения, вызванные оперативным вмешательством.