Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Deti_s_narusheniem_privyazannosti.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.53 Mб
Скачать

Глава 16

МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НП

НЕКОТОРЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ

Повседневная жизнь должна быть спланирована таким образом, чтобы дать членам коллектива место и время обмениваться сво­ими реакциями на поведение детей с НП. Это можно осуществить с помощью профессионального наблюдения со стороны внештат­ного психолога, но в основе этой дискуссии должно лежать соб­ственное желание команды создать хороший рабочий климат. Мы приводим несколько упражнений, которые можно использовать на ваше усмотрение для достижения позитивного рабочего климата в группе. Используйте только те методы, которые, на ваш взгляд, соответствуют вашим актуальным потребностям:

ОТОБРАЖЕНИЕ "НАВЫКА ПРИВЯЗАННОСТИ" В КОМАНДЕ

Хороший способ познакомить между собой членов команды - это составить карту возможностей с помощью следующего интер­вью. Можно начать делать ее в парах, а затем перенести на общее

обсуждение, если группа большая. На эту работу стоит потратить день. В небольших группах, до 6 человек, обсуждение сразу может быть общим.

Цель данного интервью - дать каждому члену команды возмож­ность выразить свои основные предположения о проблеме НП у детей. Это делается только с учетом собственных "ранних рабочих моделей", собственного раннего опыта. Пережитые травматические события являются ресурсом, потому что они - ключ к эмпатии у ребенка с НП и к пониманию вашей собственной эмоциональной мотивации для выполнения этой работы. Чем больше вы осознаете, каким образом ваш ранний опыт и реакции сформировали вашу личность, тем более ценными они окажутся для вашей работы.

Вы можете не знать ответы на все вопросы. В этом случае отве­чайте на вопрос интуитивно.

  1. Какова была в целом ситуация у ваших родителей, когда ваша мать была беременна вами? Что вы знаете об отношении ваших родителей к появлению ребенка? Сколько лет было тогда вашим родителям? Каковы были их ресурсы?

  2. Каков был ваш вес при рождении и как проходили роды? Это были трудные роды?

  3. Каков был ваш общий паттерн реакции после рождения? Какой у вас был темперамент, как вы росли? Какие рассказы вы слышали о том, каким ребенком вы были?

  4. Знаете ли вы о периодах физического разлучения с матерью до 3 лет? (например, пребывание в инкубаторе, болезнь или отсутствие матери, госпитализация и т.д.)? Если да, то знаете ли вы, как вы реагировали на это в то время?

  5. Каковы ваши первые впечатления от разлуки или потери родителей или любимых людей? Как этот опыт повлиял на такие основные понятия, как доверие, гнев, горе, независимость?

  6. Каковы ваши первые впечатления о том, что значит быть близким, любимым, признаваемым, привязанным? Как этот опыт повлиял на такие основные понятия, как уверенность в себе, вера, надежда, доверие, толерантность к фрустрации?

7. Если сегодня вы попадаете в эмоциональную или стрессовую ситуацию, как вы реагируете?

Гнев, неуверенность, отказ от своих чувств, самобичевание и стыд - каков паттерн вашей реакции?

  1. Когда эти ранние впечатления сделали вас сильнее и выносливее, а когда - уязвимыми?

  2. Пожалуйста, обобщите все, что вы думаете о ресурсах (которые помогли вам справиться с отчуждением в раннем дет­стве), которые помогают вам понимать ребенка с НП.

  3. Как вы можете использовать ваш собственный ранний опыт в своей профессиональной работе, не навязывая при этом вашу собственную жизнь и решения ребенку с НП?

После небольших групповых интервью их участники могут обобщить свой опыт и паттерны реакций на доске, чтобы проиллю­стрировать "фонд ваших знаний о личности" группе: это то, что мы сами узнали о потере и разлуке в нашей жизни. Можно прове­сти дискуссии на следующие темы:

  • Что полезного делает этот фонд знаний для вашей повсед­невной работы с детьми с НП?

  • В каких случаях мы узнаем паттерны наших собственных реакций в паттернах пациентов?

  • Каким образом этот опыт вызывал проблемы с учебой и социальные проблемы, и как он заставил нас развить новые способности и стать сильнее? Как можно перенести это знание на нашу работу?

"БОЛЬШОЕ УХО"

Раз или два в неделю в группе практикуется упражнение «Боль­шое ухо». В группе выбирается ведущий. У каждого участника есть ровно 5 минут, чтобы рассказать о своих эмоциях, реакциях или мыслях, которые работа с ребенком или детьми вызывает у него. Остальным участникам не разрешается ничего говорить или произносить звуки, выражающие согласие или несогласие, они должны внимательно слушать. Если выступающий не может собраться с мыслями в течение 2 минут, то у него еще остается 3 минуты. У следующего выступающего тоже 5 минут и т.д. После выступлений начинается свободная дискуссия в группе по 5 минут по каждому из следующих пунктов, которой руководит ведущий:

  1. Если взглянуть на то, что было сказано во время раунда, то каково состояние в группе в целом? Важно, чтобы любое личное заявление рассматривалось как выражение того, что происходит в группе. Если кто-то выразил гнев, значит, гнев как таковой присутствует в группе. Участники должны нау­читься принимать на себя ответственность за все чувства, выражаемые в группе. Не важно, кто их выразил.

  2. Что произошло между нами и ребенком или детьми, что вызвало эти эмоции и мысли? Какие события и реакции из вашего детства активизировались? Каждый отдель­ный участник может интерпретировать это. Участники не должны прерывать выступающих.

  3. Как мы сейчас можем описать, что происходит в группе? Не пытайтесь навязывать "решения", лучше проявите интерес к описанию, что на самом деле происходит в группе - даже если это кажется отрицательным на первый взгляд.

Если ведущий не соблюдает регламента, ему следует сразу на это указать. Структура ограничения времени уменьшает волнение, поэтому участники должны поддерживать друг друга, уважая регламент.

ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ВЗАИМНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Если поведение ребенка вызывает множество эмоциональных про­блем у воспитателей, то можно использовать следующее интервью в небольших группах (2 или 3 участника). Интервьюер только задает вопросы и слушает ответы без комментариев, дает достаточно вре­мени после каждого вопроса, делает заметки и потом показывает их интервьюируемому. После окончания интервью (примерно 45 минут) роли меняются, и начинается новое интервью.

  1. О каком ребенке или инциденте с ребенком вы хотите рас­ сказать?

  2. Какие чувства вы испытываете, когда рассказываете о нем - описываете их один за другим, это могут быть противоречи­вые чувства (жалость, гнев, презрение, раздражение и т.д.). Не избегайте отрицательных чувств.

  3. Где вы можете идентифицировать себя с ребенком? Основы­вается ли это на ваших собственных детских впечатлениях?

  4. Когда вы находитесь с ребенком - как вы повторяете пове­денческие модели и реакции из вашего собственного дет­ства? Что вы раньше делали или чувствовали или что делали или чувствовали ваши родители или другие взрослые?

  5. Как это ваше поведение определяет поведение ребенка?

  6. Как вы можете изменить свое поведение, чтобы сломать пат­ терн ваших с ребенком реакций друг на друга?

  7. Если вы попытаетесь увидеть ребенка "изнутри", как бы вы описали взрослых вокруг вас - старайтесь использовать слова и тон голоса, который бы использовал ребенок.

  8. Если вы посмотрите на ребенка с отстраненной безэмоцио­нальной позиции, как бы вы описали его?

  9. Трудно ли вам проявлять одновременно беспристрастность и эмпатию по отношению к ребенку?

  1. Что делает ребенок, чтобы вызвать у вас негативную реакцию?

  2. Где вы действуете неуверенно (теряете ваше намерение или эмоциональное состояние)?

  1. Что вы тогда чувствуете?

  2. Насколько эти чувства схожи с чувствами ребенка?

  3. Кому вы позволяете помочь вам, когда работа трудна для вас?

  4. Какие мысли или ассоциации пришли вам на ум во время интервью?

Если это интервью регулярно использовать в трудных ситуациях, это постепенно поможет участникам эмоционально отгородиться от ребенка, что позволит выбрать более профессиональный под­ход и реакции вместо того, чтобы дать себя бессознательно вов­лечь в условия, предлагаемые ребенком для контакта.

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ - ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА И АЛЬТЕРНАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

Это метод предназначен для решения проблемных ситуаций аль­тернативными решениями.

Выбираются участник, имеющий проблему, и ведущий. Про­блема излагается перед слушателями (4-6 участников), сидящими напротив опрашиваемых, но стола между ними нет. Также выби­рается участник, следящий за временем.

  1. Проблема с ребенком излагается в течение 5 минут. Все молча слушают и делают заметки.

  2. Каждому из присяжных дается 5 минут, чтобы записать, что они думают по поводу этой проблемы со своей точки зрения (они не должны поддаваться влиянию изложенного объяс­нения).

3. Каждому присяжному дается две минуты для изложения своих мыслей по поводу проблемы. Таким образом собира­ется 4-6 мнений. В этом раунде не разрешается предлагать свое решение. Это только анализ проблемы. Участник, изла­гающий проблему, молча слушает во время презентации.

  1. Каждому участнику дается 5 минут, чтобы написать свое предложение по поводу решения проблемы.

  2. Каждому участнику дается две минуты, чтобы изложить свое предложение. Излагающий молча слушает, делая заметки.

  3. Излагающий участник рассказывает группе, что он услы­шал, и как это изменило его собственные идеи по поводу решения проблемы, или идею о том, что можно сделать в данной ситуации.

  4. Свободная дискуссия в течение 5 минут.

В этой ситуации должны быть соблюдены два условия: участники должны по-разному анализировать ситуацию и не перенимать версию того, кто рассказывает о проблеме. На стадиях 1-3 не пред­лагается решений для ситуации, эти стадии предназначены только для анализа. Соблюдение этих условий помогает взглянуть на про­блему с других точек зрения и выработать правильные идеи.

ВЫВОД, КАСАЮЩИЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Здоровая система для людей с НП концентрирует свои усилия на создании здорового индивидуального и группового климата. Лече­ние средой подразумевает поддержание такой среды, которая обе­спечивает осуществление тщательно подобранных и гибких пси­хологических функций, позволяющих детям с НП воплощать и развивать их в повседневной жизни. Для того, чтобы достичь цели, опекуны должны стараться достичь высшего уровня эмоциональ­ного и организационного самосознания.

ПОСТСКРИПТУМ И

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

В самой сложной задаче - работе с людьми - нет абсолютных истин или методов. Моя цель состояла в том, чтобы быть экскурсоводом, ведь экскурсовод - это просто еще один любопытный студент. Единственная квалификация экскурсовода - побывать на месте и составить карту территории, хотя и не полную. Я надеюсь, что эта карта окажется полезной в вашем путешествии в страну понима­ния загадок привязанности и ее компаньонов - расстройств, свя­занных с нарушением привязанности.

У меня самого было столько экскурсоводов, что я не знаю, кого благодарить первого.

Я благодарю персонал и руководителей приемного дома Himmelbjerggaarden, которые в течение 10 лет демонстрировали неутомимую преданность своему делу и профессионализм, сви­детелем чего я был. Родителей 48 детей, которые поведали мне интимные детали своей жизни, включенные в мое исследование.

Gunnar Hjelholt, психолог социальных отношений и один из основателей Европейского Института Транснациональных Иссле­дований Группового и Организационного Развития (БИТ), кото­рый перенес свой опыт из нацистских концлагерей в дело всей своей жизни - создание гуманитарных профессиональных учреж­дений. Будучи моим руководителем, он научил меня пониманию тесной связи между организацией личности и социальной орга­низацией.

Международное Общество Исследования Расстройств Лично­сти за вдохновляющее и глубокое понимание диагностических проблем с учетом различных культур. В частности, я благодарю

профессора Erik Sinonsen, бывшего профессора МОИРЛ за под­держку в опубликовании результатов.

Francoize Halle, одного из основателей PETALES, которая также по своей собственной инициативе решила перевести эту рукопись на французский язык. Ее профес­сиональное отношение и знания произвели на меня глубокое впе­чатление.

Я благодарю своих датских коллег, Helgi Rasmussen за его бес­компромиссный поиск истины и поддержания традиции Обще­ства Tavistock и Nicolaj Lunoe за его введение и исследования работ William Schulz.

Я благодарю свою бывшую жену Suzanne Siggaard, гештальт-терапевта и организационного консультанта, за ее глубокое интуи­тивное понимание маленьких душ и два моих сокровища, Johanne и Jacob за то, что они мне показали, что любовь покоряет все.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]