Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коновалова - Версия_концепция и функции в судопроизводстве, 2000.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.07 Mб
Скачать

2. Розыскные версии

В числе версий, которые входят в общую классификацию, значительное место в расследовании преступлений принадле­жит розыскным версиям. Их роль определяется направленнос­тью деятельности лиц, осуществляющих розыск преступников, объектов преступного посягательства, вещественных доказа­тельств.

Сложность деятельности, направленной на розыск лиц и доказательственной информации, связана с решением много­численных мыслительных задач со многими неизвестными.

Розыскная версия — это предположение о месте нахождения лиц, совершивших преступление, и иной доказательственной информации. Такие версии отличаются высокой степенью не­определенности, поскольку для их формирования не всегда имеет место достаточное количество информации. В этом плане ро­зыскные версии отличаются от следственных малой степенью обоснованности и значительной динамичностью, зависящей от накопления в процессе розыска информационных данных. Не-

' Зелинский А.Ф. Указ. соч. С. 357.

- Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т.П. С. 357.

определенность и расплывчатость информации, особенно на пер­воначальном этапе исследования, не позволяет с достаточной четкостью сформулировать версию, что влечет за собой выдви­жение нескольких версий, степень обоснованности которых исходными данными невелика. Впоследствии, в ходе проверки выдвигаемых предположений подтверждается одна или две из выдвигаемых версий, остальные отпадают как недостаточно обос­нованные.

В формировании розыскных версий наиболее важное значе­ние имеют данные, являющиеся или используемые в качестве источников их выдвижения. В качестве такого источника может использоваться значительный круг данных, относящихся к лич­ности преступника и обстоятельствам преступления. Если обра­титься к версиям относительно скрывшегося преступника и воз­можного места его пребывания, то в качестве источников может быть использован определенный круг данных. Последние могут быть разбиты на группы: 1) данные, характеризующие личность преступника (данные о приметах внешности, опыте преступной деятельности, характере совершаемых преступлений, способах совершения и сокрытия, орудиях (оружии), применяемых при совершении преступления; 2) данные, характеризующие связи преступника (семейные отношения, дружеские связи, интим­ные связи, служебные, связи с лицами, проживающими в дру­гих регионах или других странах); 3) данные, характеризующие намерения преступника (накопить деньги и жить в каком-либо регионе у теплого моря, уехать за границу, посвятить свою жизнь путешествиям, использовать далее свой преступный опыт и т.п.; 4) данные о профессии лица (какова профессия, нет ли смеж­ных, использовалась ли профессия при устройстве на работу). Получение таких данных о личности преступника способствует формированию его социально-психологического портрета, ис­пользуемого в целях розыска.

Следует отметить, что такие данные собираются оператив­ными сотрудниками розыска в тех случаях, когда личность пре­ступника известна, то есть в ситуации очевидности совершен­ного преступления. При обстоятельствах, когда преступник скры­вается от следственных органов (расхититель, убийца, вымогатель и др.), собирание информации имеет иной характер.

Обычно в случаях розыска преступника по горячим следам после совершения преступления обстоятельства, связанные с

3 В Е Коновалова

65

64

получением информации о преступнике, резко отличаются. Преступник неизвестен, приметы внешности запечатлены не­точно, направление ухода, уезда с места происшествия во мно­гом неизвестны. Поэтому первоначальная информация допол­няется впоследствии данными, которые получены следователем при осмотре места происшествия, опросах возможных свидете­лей, по результатам поквартирного или подворного обходов. Незначительный объем полученных данных формирует версию о возможном направления движения преступника и месте его расположения.

Сотрудник оперативно-розыскных органов, используя полу­ченную информацию о личности преступника или потерпевше­го (в случаях розыска без вести пропавших), составляет психоло­гический портрет этого лица и формирует розыскную версию — то есть определяет место возможного нахождения разыскиваемо­го. При этом решается основная мыслительная задача с исполь­зованием рефлексивного мышления и управления. Для того что­бы решить вопрос о том, где может пребывать преступник, со­трудник розыска мысленно проигрывает все возможные варианты его нахождения, избирает наиболее оптимальный, однако не с позиции собственной, а с позиции разыскиваемого.

При этом учитываются наиболее благоприятные с точки зре­ния разыскиваемого позиции для его сокрытия. В процессе из­брания возможных вариантов сотрудник розыска учитывает все имеющиеся позиции, которые может использовать разыскивае­мый, а также его намерения, дружеские и родственные связи, отношения с сообщниками и, наконец, его профессию, знания и навыки которой он может использовать для устройства на ра­боту или в других целях. Избирая наиболее благоприятные ва­рианты, лицо, осуществляющее розыск, полагает, что их пере­чень ограничен и, следовательно, число розыскных версий так­же ограничено.

При избрании версии о месте пребывания разыскиваемого следует не забывать и то, что преступник, решая свою мысли­тельную задачу о наиболее удачном месте сокрытия, имитирует мышление сотрудника розыска, стараясь переиграть его в выбо­ре наиболее вероятной версии. При такого рода обстоятельствах не исключен вариант, когда разыскиваемый остается по месту жительства, инсценируя с помощью родственников и членов

66

семьи факт своего исчезновения в неизвестном направлении. С этой целью предпринимаются меры неправильной ориента­ции органов розыска — отправление писем из дальних регио­нов, иногда из других стран, и т.п. Следственной практике, как и практике розыска, известны случаи, когда объявлялся розыск, а лицо пребывало в месте своего постоянного жительства. И толь­ко усилия органов розыска и тщательный анализ при выдвиже­нии розыскных версий определяли успех при обнаружении пре­ступника. Избирая розыскную версию, сотрудник оперативно-розыскных органов должен учитывать и психологические характеристики разыскиваемого — его смелость, расчетливость, хитрость, умение маскироваться в определенных обстоятельствах, а также такие качества, как стремление к наживе, привычка ве­сти разгульный образ жизни, увлечение женщинами, наркоти­ками, азартными играми. Наличие таких данных способствует определению круга лиц, от которых можно получить интересу­ющую информацию, а также у которых либо с их помощью мож­но найти убежище.

Розыскные версии по своей структуре и источникам форми­рования аналогичны поисковым версиям при производстве обыс­ка, которые можно рассматривать как разновидность розыск­ных, обладающих ограниченной ролью. И в том, и в другом случае, в своем построении версии основываются на определен­ной информации, отличаясь в первом случае более широким диапазоном розыскных действий и определенностью разыски­ваемого объекта (лица). В процессе обыска место поисковых действий ограничено жилым помещением, участком местности, однако при этом не всегда имеет четкий объект поисковых дей­ствий, так как он обладает некоторой неопределенностью, обу­словленной видом и механизмом совершения преступления.

И в том, и в другом случае розыска превалирующая роль принадлежит рефлексивному мышлению розыскника и следо­вателя, имитирующих мышление лиц, как скрывшихся, так и скрывающих искомые объекты. Высоким уровнем рефлексии противоборствующих лиц определяется победа одного из них.

Розыскные версии, как и поисковые, отличаются большой динамичностью, обусловленной возможностями их быстрой про­верки. Так, если следственная версия в своем поступлении на этапе выведения следствий, допущений о необходимом нали­чии тех или иных доказательств, подтверждающих ее правиль-

з*

67

ность, требует значительного времени для проверки, то розыск­ные версии проверяются в короткие сроки, тем более, если та­кая проверка проводится оперативно. При этом значительная роль принадлежит обоснованности выдвигаемых версий. Они не могут быть беспочвенными, имеющими характер догадки, их обусловленность имеющейся либо поступающей информацией должна быть подчинена естественной логике рассуждений.

Розыскные версии самым тесным образом связаны со след­ственными версиями и в значительном числе случаев вытекают из последних. При совершении преступления, где в процессе его обнаружения участвуют следственные и оперативно-розыс­кные органы, в частности, при осмотре места происшествия, при заявлении об исчезновении лица по подозрению в его убий­стве, получая одновременно разностороннюю информацию, ко­ординируют свои усилия, направленные на установление пре­ступников и их обнаружение. В этом процессе происходит пер­воначальный обмен информацией, и версии строятся совместно, впоследствии уровень деятельности и задачи, стоящие перед оперативно-розыскными и следственными органами, определя­ют дальнейшее направление их действий. Однако на всех этапах расследования, в частности, при обычном обмене информаци­ей, анализе последней на оперативных совещаниях происходит уточнение определяемых направлений расследования и розыска в том числе, что позволяет выработать единую линию поведе­ния. Результаты проверки розыскных версий в случаях их опро­вержения способствуют коррекции планов следственной рабо­ты, успехи же розыскной деятельности определяют эффектив­ность расследования и установления виновных в совершении преступления.