Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория (1).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
182.27 Кб
Скачать

Вопрос о сложном сказуемом

Сказуемое может включать в свой состав три и более компонента: Улан, своей невольник доли, был должен ехать с нею в полк (Пушкин); Я хочу быть желтым парусом в ту страну, куда мы плывем (Есенин). Есть несколько моделей подобных сказуемых. Наиболее употребительны следующие:

1) глагол-связка + краткое прилагательное с модальным значением + инфинитив: Я, как брат, обняться с бурей был бы рад! (Лермонтов); Так вот как все это должно было кончиться! (Тургенев); Все встречаю, все приемлю, рад и счастлив душу вынуть (Есенин); Готов весь мир я пересечь (Софронов). Модальные прилагательные обозначают возможность (готов, горазд, способен), долженствование (должен, обязан), эмоциональную оценку (рад, счастлив) и т.п. и по функции аналогичны вспомогательным глаголам в составном глагольном сказуемом. Связка в данной разновидности многокомпонентных сказуемых, как и во всех остальных, может быть и материально выраженной, и нулевой;

2) глагол-связка + краткое прилагательное с модальным значением + инфинитив связки + именная часть: Ты должен был оказаться сильнее (Гранин); Имя ее не должно быть произносимо вами (Тургенев); Вы достойны быть королевой (Грин);

3) вспомогательный глагол + инфинитив глагола-связки + именная часть: Он встал, он хочет непременно пришельцу быть проводником (Лермонтов); Авдюхин пруд, возле которого Наталья назначила свидание Рудину, давно перестал быть прудом (Тургенев); Все лица стали казаться ему пошлыми, жалкими, почти комичными (Куприн); Под конец мечта дойти до линии фронта начала казаться им несбыточной (Симонов);

4) фазовый вспомогательный глагол + модальный вспомогательный глагол + инфинитив основного глагола (один из вспомогательных глаголов стоит в личной форме, другой – в инфинитиве): Озорник тяжело дышал и, судя по глазам, хотел продолжать шалить (Чехов); Бабушка не могла начать готовить обед;

5) существительное с модальным значением + глагол-связка + инфинитив. В подобных сказуемых употребляются существительные мастер, охотник, любитель, мастак и т.п.: Какой вы мастер определять человека! (Тургенев); Судья у нас хороший человек и в преферанс играть охотник (Тургенев); Но так как лгать Наташка была не мастерица, то и пришлось ей развивать в себе другое уменье: увертываться (Бунин).

Относительно квалификации подобных сказуемых в современной литературе единого мнения нет. Их рассматривают или как осложненные, или как сложные.

П.А. Лекант не выделяет сложное сказуемое как отдельный структурный тип. Те сказуемые, которые названы выше как модели 1 и 5, он относит к аналитическим формам составного глагольного сказуемого. Специфику подобных сказуемых он видит в том, что в них раздельно выражаются компоненты грамматического значения: связкой – основное грамматическое, именем – модальное. Таким образом, аналитизм проявляется во вспомогательном компоненте, который состоит из двух членов, но функционально адекватен спрягаемому модальному глаголу1.

Сказуемые типа хочу начать читать (см. выше модель 4) П.А. Лекант квалифицирует как осложненные составные глагольные. К ним же он относит сказуемые бросил пытаться выйти, имел стремление закончить работать, был не должен сметь говорить и т.п. Специфика подобных сказуемых состоит в том, что во вспомогательном компоненте выражается основное (спрягаемой формой глагола) и добавочное (инфинитивом вспомогательного глагола) грамматическое значение. Вещественное значение сказуемого осложнением не затрагивается.

Сказуемые типа продолжал казаться невозмутимым, должна быть восхищением (см. модели 2, 3) П.А. Лекант рассматривает как осложненные составные именные. Осложнение заключается в том, что вспомогательный глагол вносит в грамматическое значение сказуемого дополнительное значение – фазовое или модальное. Связка в таких сказуемых перестает выражать модально-временное значение сказуемого и его связь с подлежащим; эти функции переходят к вспомогательному глаголу.

Е.С. Скобликова также не выделяет сложные сказуемые так отдельный тип и рассматривает многокомпонентные сказуемые в числе составных глагольных и именных.

В работах В.В. Бабайцевой сложное сказуемое выделяется. Его именной или глагольный характер определяется компонентом, выражающим вещественное значение: если это имя, то сказуемое сложное именное указанные выше модели  и , если глагол – сложное глагольное модели , , 5.

1 См.: Скобликова Е.С. Указ. соч. С. 109.

2 Лекант П.А. Синтаксис простого предложения… С. 87–89.

1 Лекант П.А. Синтаксис простого предложения… С. 93.

2 Л.Д. Чеснокова, говоря об отличии знаменательной связки от других, указывает, что «на фоне связочного значения, которое становится для этих глаголов основным, продолжает ощущаться конкретное, частное значение этого глагола, но уже как нечто добавочное к основному, связочному значению». См.: Чеснокова Л.Д. Проблема членов предложения в теоретическом и методическом аспектах. Ростов-н/Д, 1991. С. 118.

1 Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М., 1976. С. 91, 94.

2 Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М., 1976. С. 100–103.

3 Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1982. С. 283.

1 Лекант П.А. Синтаксис простого предложения… С. 81.

12