- •Раздел I
- •Глава 1
- •Глава 2
- •Раздел II
- •Глава 3
- •Глава 4
- •Глава 5
- •Глава 6
- •Глава 7
- •Глава 8
- •Глава 9
- •Раздел III
- •Глава 10
- •Глава 11
- •Глава 12
- •Глава 13
- •Глава 14
- •Глава 15
- •Глава 16
- •Глава 17
- •Глава 18
- •Раздел IV
- •Глава 19
- •Глава 20
- •Глава 21
- •Глава 22
- •Раздел V
- •Глава 23
- •Глава 24
- •Глава 25
- •Глава 26
- •Глава 27
- •Глава 28
- •Глава 29
- •Глава 30
- •Глава 31
- •Глава 32
- •Глава 33
- •Глава 34
- •Раздел I
Раздел IV
ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ
И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Глава 19
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
(КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Организация раскрытия и расследования преступлений – это самостоятельный раздел криминалистики, состоящий из научных положений и рекомендаций по планированию расследования, взаимодействию следователя с оперативно-розыскными аппаратами и другими службами внутренних дел, использованию помощи населения и иным направлениям деятельности следователя, имеющим преимущественно организационный характер, т.е. обеспечивающим максимальную эффективность работы по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений в целом, независимо от их вида и группы.
До недавнего времени вопросы, сосредоточенные в этом разделе, относили к другим разделам криминалистики. Однако, ни один из них не связан органически с каким-либо конкретным разделом науки. Между тем, система любой отрасли знаний должна быть, прежде всего, строй-
ной, логически оправданной; содержание каждого раздела науки должны составлять структурные единицы, относящиеся только к этому разделу и ни к какому другому. Прежняя, «четырехчастная» система криминалистики в последние годы перестала отвечать этому обязательному требованию. В криминалистике появились новые направления, новые научные теории; некоторые из них (особенно лежащие на стыке разных разделов) перестали «вписываться» в традиционную систему. В результате система криминалистики стала утрачивать стройность и упорядоченность.
Возьмем, к примеру, раздел криминалистической техники. В него, наряду с научными положениями и рекомендациями по применению технических средств, приемов и методов при работе с доказательствами, обычно включают подраздел «Криминалистическая регистрация». В этом подразделе речь идет о средствах, приемах и методах обработки и накопления информации в регистрационных массивах правоохранительных органов и об использовании соответствующих сведений в борьбе с преступностью. По существу никакого отношения к криминалистической технике криминалистическая регистрация не имеет. Конечно, при формировании отдельных учетов (дактилоскопической картотеки и некоторых других) используются научные достижения криминалистической техники; однако, в целом подразделы, входящие к криминалистическую технику (трасология, оружиеведение, документоведение, габитоскопия и др.) и криминалистическая регистрация относятся к различным отраслям криминалистических знаний и объединение их в одном разделе неоправданно ни в научном, ни в практическом отношениях.
Отсутствие внутреннего единства в последние годы стало наиболее характерным для раздела криминалистической тактики. В него, наряду с общими положениями и тактикой отдельных следственных действий, включают и иные подразделы – такие, как криминалистические версии и планирование расследования; взаимодействие следователя с оперативными работниками, специалистами и другими субъектами расследования; использование помощи населения и средств массовой информации в расследовании; профилактическая работа следователя; изучение личности подозреваемого и обвиняемого; теория следственных ситуаций и некоторые другие. С тактикой проведения отдельных следственных действий эти вопросы не имеют практически ничего общего. Их объединяет одно – все они связаны с расследованием по делу в целом в части, касающейся организации расследования.
Некоторые ученые, выступающие за сохранение традиционной структуры науки и учебного курса криминалистики, указывают, что организация расследования в ее криминалистическом аспекте относится на уровне отдельных следственных действий к криминалистической тактике, а на уровне организации расследования преступлений в целом – к криминалистической методике. По мнению этих авторов, «невозможно выделить из криминалистики вопросы организации расследования, т.к. это означало бы в сущности изъять из криминалистики всю тактику и всю методику, поскольку они и есть организация расследования»1.
Согласиться с такой точкой зрения нельзя. Организация в широком смысле – это подготовка к какому-либо действию или процессу и обеспечение в дальнейшем необходимых условий для успешного проведения этого действия (процесса). Поэтому можно, конечно, говорить об организационно-технических, организационно-тактических и организационно-методических вопросах криминалистики. Когда следователь или специалист прежде, чем сделать гипсовый слепок следа обуви, готовит раствор гипса, выстругивает палочки для арматуры, подыскивает веревку для прикрепления бирки и т.д. – это организация предстоящей работы со следом; когда следователь готовится к предстоящему сложному допросу и создает необходимые условия для его проведения – это организация следственного, т.е. тактико-криминалистического действия; когда следователь или дознаватель анализирует поступившие материалы о разбойном нападении либо о краже, дает указание об охране места происшествия, о вызове специалиста-криминалиста и т.д. – это организация расследования преступления конкретного вида. Разумеется, подобные организационные действия нельзя отделить от соответствующих разделов криминалистики, поскольку они органично входят в каждый раздел, составляют его неотъемлемую часть.
Речь, однако, идет не об этом. В криминалистике есть также комплексы вопросов (частнокриминалистические теории), относящиеся к расследованию преступлений в целом и не связанные напрямую ни с техникой, ни с тактикой, ни с методикой. Возьмем, например, планирование расследования. Ясно, что планирование отдельных следственных действий должно относиться к криминалистической тактике, а особенности планирования расследования отдельных видов преступлений – к криминалистической методике. Но ведь этими вопросами далеко не исчерпывается криминалистическое учение о планировании расследования – они составляют лишь его часть, причем далеко не главную. Главная же часть этого учения (понятие и значение планирования; его принципы; элементы планирования; техника планирования; общие вопросы планирования отдельных следственных действий и т.д.) совершенно не связана ни с тактикой, ни с методикой.
Несомненно, криминалистическое учение о планировании расследования как частнонаучная теория относится к разделу организации раскрытия и расследования преступлений. То же самое можно сказать и о взаимодействии следователя с работниками оперативно-розыскных аппаратов, и о других криминалистических теориях, входящих в этот раздел.
Как уже отмечалось в криминалистической литературе, раздел «Организация расследования преступлений» имеет свой предмет, являющийся частью предмета криминалистики и отличающийся от предмета других ее разделов; с помощью положений и рекомендаций этого раздела решаются задачи, отличающиеся от технико-криминалистических, тактико-криминалистических и методико-криминалистических задач1.
Организация расследования преступлений как раздел криминалистики тесно связана с другими ее разделами. Для успешной подготовки и проведения соответствующих организационных мероприятий следователь должен хорошо знать технические возможности современной криминалистики и умело их использовать. В частности, без знания криминалистической техники невозможно организовать эффективное взаимодействие со специалистом-криминалистом, пользоваться системой криминалистических учетов, вести целенаправленный розыск скрывшихся преступников. Не зная криминалистической тактики и методики нельзя планировать производство отдельных следственных действий, а также расследование преступлений отдельных видов и групп. И наоборот – знание общих основ взаимодействия между субъектами раскрытия и расследования преступлений, криминалистической регистрации, теоретических положений розыскной работы следователя позволяет с максимальным эффектом решать технико-криминалистические, тактико-криминалистические и методико-криминалистические задачи.
Из других наук раздел криминалистики, посвященный организации раскрытия и расследования преступлений, наиболее тесно связан с уголовным процессом, уголовным правом, логикой следствия (в части, касающейся выдвижения и проверки версий), теорией оперативно-розыскной деятельности, судебной психологией (проблемы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности и некоторые другие), криминологией (профилактика преступлений по материалам расследования), научной организацией труда и т.д.
Источники организации расследования преступлений в основном те же, что и у криминалистической тактики и методики: нормы уголовно-процессуального и уголовного законодательства; положения других разделов науки криминалистики; опыт раскрытия, расследования и предотвращения преступлений; положения других наук, используемые в правоохранительной деятельности. Среди последней группы источников необходимо особо отметить положения научной организации труда следователя.
В структуре организации расследования преступлений, как и в других разделах криминалистики, можно выделить: 1) подраздел, посвященный общим положениям, речь о которых шла выше, и 2) подразделы (применительно к учебному курсу – темы), составляющие основное содержание этого раздела.
Организация расследования преступлений как самостоятельная часть криминалистики в настоящее время находится в стадии становления и окончательно еще не сформировалась. Однако, уже сейчас в ее состав с полным основанием можно включить следующие подразделы или частные криминалистические теории:
– криминалистические версии и планирование расследования;
– криминалистическая регистрация;
– взаимодействие следователя с оперативно-розыскными аппаратами, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб органов внутренних дел;
– розыскная работа следователя;
– использование помощи населения и средств массовой информации при раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений;
– изучение личности подозреваемого и обвиняемого;
– основы применения ЭВМ в раскрытии и расследовании преступлений.
Особо следует сказать еще об одном подразделе, который до последнего времени считался вообще не относящимся к криминалистике – о доследственной проверке материалов, содержащих признаки преступления.
В криминалистической литературе высказывалось мнение, согласно которому при возбуждении уголовного дела вся сложность может заключаться лишь в оценке собранной информации. Однако, далеко не всегда имеющиеся в распоряжении следователя материалы о событиях, в которых имеются признаки преступления, позволяют сразу однозначно решить вопрос о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Не случайно ст. 109 УПК РСФСР устанавливает возможность принятия решения по такого рода материалам в срок не более трех, а в исключительных случаях – не более десяти суток. Однако, как правило, предварительная проверка должна проводиться гораздо быстрее – в считанные часы с момента выявления признаков преступления, поскольку даже самое незначительное промедление с возбуждением дела может привести к тому, что раскрыть преступление и установить виновного окажется уже невозможно.
Ясно, что необходима научная разработка целого комплекса специальных криминалистических приемов и методов, обеспечивающих проведение предварительной проверки быстро и на должном уровне. Поэтому одним из перспективных направлений развития науки криминалистики является исследование проблем, связанных с деятельностью следователей и работников дознания по проверке материалов о событиях, имеющих признаки преступлений, т.е. доследственной проверки.
Приемы и методы доследственной проверки не могут относиться ни к криминалистической технике, ни к тактике, ни к методике; их место может быть только в разделе, посвященном организации раскрытия и расследования преступлений.
Приведенный выше перечень подразделов, входящих в раздел, посвященный организации раскрытия и расследования преступлений, не является исчерпывающим: он будет пополняться по мере разработки в криминалистике других вопросов, относящихся к организации следственной работы.
