Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА И КОНТРАЗВЕДКА Н.Г.Боттом и Р.Р.Дж.Галлати.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.18 Mб
Скачать

Контроль за риском и юридические меры

Потери в результате промышленного шпионажа со стороны конкурирующей фирмы можно до некоторой степени компенсировать за счет страхования или возмещения ущерба по суду. Однако страхование - дело дорогостоящее и в лучшем случае обеспечивает неполную выплату ущерба в результате кражи торговых секретов или иной важной информации. Если шпионаж раскрыт и расследован, и виновником признана наша конкурирующая фирма, то в суд может быть подан иск на крупную сумму. Однако нельзя рассчитывать на большую компенсацию, если виновником шпионажа является иностранная конкурирующая фирма. Если за спиной агентов шпионажа стоит иностранное государство, то фирма вообще не получит никакой компенсации. В любом из перечисленных вариантов сумма компенсации в результате судебного разбирательства редко соответствует реальному ущербу.

В качестве примера можно привести дело о шпионажа фирмы "Мицубиси Пластик индастриз" [Mitsubishi Plastic Industries) против американской фирмы "Целаниз Пластике" (Celanese Plastics Co.), шт. Южная Каролина. Фирма "Мицубиси" получила путем подкупа сотрудников технические торговые секреты, связанные с процессом производства кинопленки, фирма "Целаниз Пластике" подала иск в федеральный суд о нарушении федерального закона о рэкете. При рассмотрении дела в суде против фирмы "Мицубиси" и трех ее японских сотрудников обвинение в нарушении федерального закона о рэкете было снято. Фирма была оштрафована в общей сложности на 300 тыс. долл. Таким образом, за 300 тыс. долл. фирма "Мицубиси" получила торговых секретов фирмы "Целаниз Пластике" на миллионы долларов.

Ни страхование, ни судебные иски не являются достаточной мерой защиты от промышленного шпионажа. Нельзя сказать, что более широкий, чем носящие скорее предупредительный характер страхование и юридические меры, контроль за риском является недостаточно эффективным в борьбе с промышленным шпионажем; наоборот, в сочетании с контрразведкой все это может оказаться действенным оружием против шпионажа.

Разведка может помочь в приобретении страховок и скрытом вложении капиталов. Контрразведка и контроль за риском смогут обеспечить защиту страхования.

Фирма может принять такие предупредительные юридические меры, как условия в контракте при найме на работу, связанные с патентами и торговыми секретами, а также печатание и рассылку руководящих материалов.

Трудовые резервы в США очень мобильны, что серьезно затрудняет охрану торговых секретов. В этом отношении полезными могут оказаться ограничительные условия, оговоренные в контракте. Контракт может ограничивать использование и разглашение торговых секретов в период работы на фирме, а также после перехода на другую работу, либо ограничивать использование опыта и информации, полученных на фирме, в своей будущей работе. Основная трудность при заключении такого рода контрактов - нарушение права бывшего служащего на получение более выгодной работы, связанной с его предыдущим опытом. В результате в большинстве случаев суд не удовлетворяет такие иски фирм. Один из самых лучших способов выиграть в суде такое дело - продемонстрировать на конкретном случае, что контрразведка указала на необходимость предпринять эти юридические шаги в данном конкретном случае (случаях).

Использование разведывательной информации как в контроле за риском, так и в выборе юридических мер для борьбы с промышленным шпионажем существенно важно с точки зрения удовлетворения критерию "стоимость - эффективность" страховых решений и разработки законных ограничений на разглашение секретов фирмы. Предупредительные юридические действия необходимы и в случае проведения операций по выявлению и преданию суду агентов шпионажа. Контрразведка направляет такие действия и помогает увериться в их успешности.

Во многих случаях контрразведка может использоваться исключительно на собственной фирме. Наша разведка развивается и используется нами для многих целей, упомянутых в этой главе. Это хорошо настолько, насколько глубоко она проникает, проблема заключается в том, что она может быть недостаточно глубока. В собранной контрразведкой информации есть скрытая проблема - рациональный, хорошо продуманный обмен этой информацией с другими разведками.

Мы не сможем добиться общей цели, если не будет взаимного обмена информацией между сотрудничающими фирмами. Каждый из нас будет вынужден начинать все с нуля; мы будем сотни, а возможно и тысячу раз дублировать действия, которыми бы могли успешно воспользоваться вместе со всеми.

Процесс рассылки разведывательной информации, собранной и обработанной с таким трудом, иногда ценой огромных затрат и риска, всегда труден. Проблема обмена информацией между правительственными агентствами всех уровней существовала всегда. Местные агентства и агентства штата часто жалуются на федеральные, которые пользуются их информацией, но отказываются поделиться собственной. Они называют обмен данными разведки дорогой с односторонним движением. На основе личного опыта авторы книги могут подтвердить обоснованность этих жалоб. Однако те же агентства штата и на местах очень неохотно делятся собственными данными разведки с другими агентствами - штата или местными.

Можно было бы организовать и поддерживать гораздо более эффективную контрразведку при меньших затратах, если бы можно было наладить обмен данными и координировать разведывательные усилия всех сотрудничающих фирм. Американский частный сектор промышленности и правительство развивают контрразведку параллельно или даже соперничая, чего нет в деятельности оптимально использующего свои ресурсы КГБ.

Избегая дублирования и обеспечивая доступ к разведывательной информации всех, кто в ней нуждается, КГБ создал мощнейший аппарат. Аналогичная ситуация сложилась в области шпионажа между конкурирующими фирмами. Сотрудничество и координация контрразведывательных усилий в этой области ничтожна. Не существует единого фронта борьбы со шпионами и их хозяевами. Агенты иностранных держав, конкурирующих иностранных фирм и собственных нечистоплотных конкурентов, совершая акты промышленного шпионажа, сталкиваются со слабой, разрозненной обороной. Не удивительно, что они так часто добиваются успеха. Не удивительно также, что наше технологическое превосходство, завоеванное ценой такого труда, утекает, словно через сито, а передача наших технологий за рубеж стала скандальной действительностью.

Должен наступить день, когда мы перестанем так крепко прижимать к груди свои разведывательные данные, что они начинают нас душить. Если он не наступит, для нас все может кончиться. Неужели у нас не должно быть хоть капли веры в наших соотечественников? Неужели мы не должны доверять своим деловым партнерам, хотя бы не из конкурирующего бизнеса? Контрразведка должна указать с какими агентствами и промышленными фирмами мы могли бы сотрудничать на взаимной основе. Это не означает, что мы собираемся делиться торговыми секретами. Нам необходим обмен разведывательной информацией об угрозе шпионажа, откуда бы она не исходила.

Можно ли контролировать обмен информацией? Еще совсем недавно обмен информацией об организованной преступности в органах наблюдения за соблюдением законности практически отсутствовал. Каждое федеральное, а также агентства штатов и наиболее крупные местные агентства имели собственные подразделения борьбы с организованной преступностью. Их досье были недоступны даже для сотрудников собственного отделения, не говоря уже о межведомственных коллегах, которые нуждались в их информации. Поделиться этими перлами разведки с другими отделениями или агентствами - никогда!

Исследование ситуации в масштабе штата позволило выявить дублирование, неправильные предположения, сделанные на базе сугубо местной информации, отсутствие в досье чрезвычайно важных сведений, которые имеются в досье другого агентства в том же районе, близорукий, лишенный глубины анализ, просто плохой анализ и неудовлетворительное содержание досье, неточные базы данных и отсутствие перспективы в масштабе страны или штата.

Все недостатки, выявленные в процессе этого исследования, несомненно можно обнаружить сегодня при изучении досье промышленной контрразведки. Потребность в контролируемом обмене информацией и взаимопомощи велика. Необходимо делиться разведывательными сведениями с коллегами и общественными агентствами. Эти сведения, имеющиеся в распоряжении контрразведки, можно обменять на другие важные сведения, которыми располагает контрразведка других фирм. Не может быть оптимальной контрразведывательной деятельности без взаимопомощи и контролируемого обмена информацией.

Многие руководители служб безопасности опасаются, что, раскрыв свои досье, они потеряют контроль за разведывательными сведениями. Это совершенно необоснованное предположение, если, прежде чем поделиться информацией, будут Проанализированы и оценены следующие факторы:

  • характер информации;

  • источник информации;

  • гриф секретности;

  • надежность предполагаемого потребителя;

  • запрет на допуск к этой информации "третьего участника";

  • причина запроса на эту информацию;

  • область использования информации, запрашиваемой потребителем;

  • необходимость в знании и право на знание запрашиваемой информации;

  • предшествующий опыт обмена разведывательной информацией.

Решение об обмене информацией будет приниматься с учетом ряда факторов. Разумеется, полностью исключается передача сведений, являющихся собственностью фирмы. Существует так много другой информации, которой необходимо обмениваться. Угроза промышленного шпионажа реальная и существует всегда. Если бы мы стояли перед угрозой физического нападения, то сплотили бы свои ряды. Однако сейчас нас подстегивает более опасная угроза - невидимый враг готов подкупить сотрудников фирм и разрушить нашу промышленность. Настало время объединить наши усилия для ответного удара. Самое мощное оружие в этой борьбе - жизнеспособная контрразведывательная деятельность на базе самой оперативной информации и глубокого анализа.