Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА И КОНТРАЗВЕДКА Н.Г.Боттом и Р.Р.Дж.Галлати.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.18 Mб
Скачать

Тайное задание

В 1982 г. ФБР при помощи тайной операции заманило в ловушку японских бизнесменов, пытавшихся похитить секреты фирмы IBM. Директор ФБР У.Уэбстер, говоря о сотрудничестве работников фирмы во время проведения расследования, отметил: "Это было классические примером тайной операции, послужившей раскрытию кражи секретов передовой технологии".

Секретные сотрудники, участвующие в контрразведывательной операции, состоят на службе у корпорации или правительственного агентства. но прикидываются кем-то другим. Их задачей является сбор информации или доказательств, используемых в разведывательных целях. Доказательства используются также для проведения ареста и судебного наказания нарушителя. Мы считаем, что тайные агенты служат наиболее важным компонентом расследовательской деятельности контрразведки. Секретный агент, прославленный в литературе и средствах массовой информации, представляет собой просто тайного служащего.

Тайный агент более всего заботится о том, чтобы его не разоблачили и не лишили его прикрытия. Разоблачение может сорвать расследование и вызвать скандал. В худшем случае тайный агент может серьезно физически пострадать или погибнуть. Между тайным шпионом и тайным агентом контрразведки имеется четкое отличие. Тайный шпион работает на враждебное правительство, неэтичного конкурента, организованный преступный синдикат или террористическую группу. Другими словами, тайный шпион является частью совокупного врага. Тайный агент контрразведки выявляет тайных шпионов. Контрразведка стремится закрыть бреши в защите корпорации. Ее задачей служит обнаружить агента промышленного шпионажа, а затем разоблачить, нейтрализовать или перевербовать его. Поскольку у промышленного шпиона мало моральных принципов или они совсем отсутствуют, работа секретного агента контрразведки очень опасна.

Тайных агентов контрразведки можно использовать для того, чтобы проследить за украденными конкурентом авторскими правами или производственными секретами. Агентам предписывается проникнуть в конкурирующую компанию в виде служащего, посетителя или клиента. Агенту приходится оставаться в своей роли настолько долго, чтобы удостовериться, что конкурент действительно незаконно пользуется чужими секретами. Собранные доказательства предоставляются затем руководству своей корпорации, в суд или другие правоохранительные органы в зависимости от целесообразности. Контрразведывательная операция подобного типа обычно скоротечна.

Промышленные шпионы в своей работе пользуются любыми незаконными методами - убийством, грабежом, вымогательством, наркотиками и установкой подслушивающих устройств. Почти все, чем они занимаются, незаконно и неэтично. Промышленные шпионы гоняются за большим вознаграждением и их не останавливает высокий риск.

Агент контрразведки должен быть осторожен, чтобы не допустить незаконных действий. Однако проблема применения неэтичных методов во время контрразведывательных операций не столь четко обрисована. Борьба контрразведки со шпионом часто грязное и опасное дело, так как контрразведке приходится иметь дело с реальным, а не с придуманным миром.

Ключом к успеху или провалу шпионских действий служит отбор и обучение агентов. Но эта часто повторяемая аксиома не пользуется большой честью в практике корпоративного шпионажа. Нетерпеливость в проведении шпионской операции может привести к невниманию в отношении безопасности агента. Враждебные государства иногда затрачивают годы на обучение агента шпионажа, которому предстоит действовать в Соединенных Штатах. Террористы, как известно, тоже методично и тщательно планируют каждую свою акцию. Только конкуренты и организованная преступность часто ведут тайный шпионаж в беспечной или грубой манере.

Отбор и обучение служат ключом к провалу или успеху в контрразведывательной работе. Рассказывают, что Аллан Пинкертон беседовал с сотнями людей, прежде чем отобрать одного для работы тайным агентом. Точные критерии его неизвестны, но он добивался фантастических успехов в тайных операциях для банкиров, владельцев железных дорог, рудников и других. Руководящими принципами для отбора персонала должны быть пригодность для работы и способность действовать в конкретном окружении. Посмотрите на случай в Южной Калифорнии где-то в 70х годах. Говорящий на испанском языке тайный агент-мексиканец был выбран для секретной миссии на складе, где работало много иммигрантов из Мексики. Сам он происходил из среднего класса, что и отражалось на его привычках. Другие рабочие происходили из более низких слоев. В первый день тайный агент, зная, что рабочие приносят свой ленч с собой, вытащил свой сверток. Рабочие собрались за столом, и все глаза были на новичке. Как только он вытащил бутерброд с мясом, он понял свою ошибку: у всех остальных были маисовые лепешки с бобами. Агент не вышел на работу после ленча. Он "сгорел". (Хороший актер способен найти выход из любого положения; настоящие агенты понимают ограничения, которые накладывают расовые, образовательные, культурные и экономические различия).

Секретные агенты должны обладать аналогичными способностями. У них должна быть быстрая реакция, потому что им приходится действовать в быстро изменяющейся обстановке. Быстрота реакции подчас является единственным оружием тайного агента против потенциальной опасности.

В равной степени важно самообладание. Тайные агенты не могут раскрывать свои истинные чувства и естественные реакции на слова и действия. Вместо этого они должны внешне реагировать в соответствии с той ролью, которую они играют, для чего необходимо полное внутреннее самообладание.

Третьим важным качеством для тайной работы служит мотивация. Не всем тайным агентам приходится работать, как Джеймсу Бонду. По большей части секретная работа требует значительных личных жертв. Обстановка часто бывает неприятной и в любом случае трудно расслабиться из-за напряжения, связанного с выполнением задания.

Для выполнения требований, предъявляемых к выполняющему секретное задание, нужен отбор агента. Часто вместо того, чтобы поручить конкретное задание штатному сотруднику контрразведывательной и службы, лучше подобрать человека с подходящими биографическими данными и обучить его методам контрразведки. Многие люди совершенно несправедливо относятся к секретной работе как к чему-то грязному. Необходимо осторожно и тщательно выяснить отношение кандидата к контрразведывательной работе вообще, прежде чем делать предложение.

Лицо, осуществляющее постоянный контакт с тайным агентом, часто называют контролером. Контрольный агент составляет звено связи между секретным агентом на основе взаимного доверия и уважения. Контрольные агенты должны проявлять искреннюю заботу о благополучии тайных агентов, а не заботиться только об успехе операции. Хороший контрольный агент должен обладать такими качествами, как реализм и компетентность.

Тайные агенты не должны быть связаны юридическими правилами регистрации, существующими в штатах, потому что это может раскрыть их личность. Например, административный кодекс штата Калифорния содержит требование, чтобы все работодатели имели данные на своих служащих по месту основной работы, которые могли бы быть проверены инспекторами штата. Более позднее законодательство исключило из этого правила секретных агентов сроком на месяц. Исключение из списков регистрации на более длительный период требует разрешения начальника отдела по профессиональным стандартам штата. Секретные доклады не являются достоянием общественности в Калифорнии. В каждом штате есть свой кодекс в отношении частной службы безопасности. При планировании секретной контрразведывательной операции необходимо принимать их во внимание.

Подготовка агентов для тайных операций включает несколько важных элементов: детальное знание окружающей обстановки; подробные знания относительно подозреваемых лиц; профессиональное мастерство и полное понимание сценария или плана операции.

Шпионы, объекты агентов контрразведки, могут находиться в одном или более местах, в зависимости от нахождения нужной им информации или людей, за которыми ведется шпионская слежка. Сведения обычно находятся на рабочем месте, хотя многие администраторы берут важные сведения домой. Секретные данные административный персонал может брать с собой во время служебных поездок или отправлять в виде экспонатов на научную конференцию. Данные могут также передаваться по телефону или по микроволновым линиям связи. Тайного шпиона, пытающегося добыть сведения, обычно можно обнаружить в районе, где находится административное здание или завод корпорации.

Лица, которые владеют важными сведениями или имеют доступ к ним, находятся обычно в одном из четырех мест: рабочее место, дом, религиозная или общественная организация и. наконец, в пути. Шпионы могут встречаться с нужными им лицами либо в одном, либо в нескольких таких местах. Они могут выступать в качестве коллег по работе; поселиться по соседству или в одном жилом доме; посещать ту же церковь, общество по профессии или клуб, прикинувшись любителем. Путешествующие часто собираются в группы, находясь в отдаленных местах. Шпионы могут делать вид, что они находятся в данном городе в отпуске или по делам фирмы, не являющейся конкурентом ставшей их мишенью фирме. Шпион может принять любое обличье, на него можно наткнуться где угодно. Ветераны контрразведки часто подозревают почти каждого. Это подозрения основывается на солидном опыте, свидетельствующем о том, что любой может стать мишенью шпионских попыток компрометации.

Агенты контрразведки должны точно соответствовать той обстановке, в которой осуществляется шпионская операция. В ходе тренировки агент должен достаточно подробно ознакомиться с обстановкой, чтобы затем сосредоточиться на самой операции.

Ознакомление с обстановкой включает опрос людей, знающих район. Поскольку тайному агенту контрразведки необходимо сохранять анонимность, опрос должен проводиться третьим лицом. Агент может тайно прослушивать интервью или оно может записываться на пленку.

Чтобы облегчить наблюдение за подозреваемыми шпионами, агент должен ознакомиться с картами, фотоснимками и схемами районов. Это поможет агенту выжить, если ему придется скрываться из района при опасных обстоятельствах. Иногда по сценарию требуется, чтобы агент притворился, что район ему незнаком.

Сведения о подозреваемых должны быть по возможности самыми подробными. За период тренировки агенту нужно предоставить все биографические данные о подозреваемых. Особенно важны сведения о сообщниках подозреваемого. Любой из них может служить в качестве осведомителя шпиона либо его контролера.

Полезно знать привычки подозреваемого, его предубеждения и привязанности. Агенту легче войти в доверие к подозреваемому, если он будет разделять его взгляды и вкусы.

В целях наблюдения нужно усвоить пути передвижения подозреваемых. Как они добираются на работу? Какие торговые точки они наиболее часто посещают и как они туда попадают? Важно знать обычные пути возвращения с работы и маршруты выходного дня. Большинство людей пользуется своим излюбленным маршрутом, знание которого позволяет агенту предвидеть местонахождение своего подопечного на раннем этапе наблюдения. Это обеспечит возможность появления в таком месте раньше самого подозреваемого. Такие знания помогут исключить необходимость слежки с близкого расстояния, которую гораздо легче обнаружить, что может оказаться опасным для агента.

Мастерство включает проявление всех способностей, которыми обладает агент. Секретным сотрудникам контрразведки требуются способности во многих конкретных областях: он должен иметь хорошую память, так как ему нельзя будет делать записи открыто; быть наблюдательным, чтобы проводить слежку незаметно; знать коды и шифры для передачи зашифрованных посланий. Могут быть полезными и другие знания и способности, в зависимости от той роли, которую агент будет играть.

Тренировка способностей должна проводиться на практике. Любой способности, которая может пригодиться по ходу сценария, нужно уделить особое внимание. Практика служит ключом к успешному применению профессиональных знаний.

Сценарий включает в себя многие факторы. Хороший сценарий включает моделирование предстоящего расследования. В ходе моделирования ожидания руководства приводятся в соответствие с ограничениями полевых действий.

Сценарий служит полным планом действий секретного агента на протяжении всего периода операции. Каждую сцену плана нужно тщательно отрабатывать инструктору, руководству и самому агенту. Следует задавать вопросы, чтобы предвосхитить ход событий в будущем и предусмотреть необходимые альтернативы.

В ходе подготовки нужно уделить внимание этике и законным методам. Позволительно ли перехватывать почту подозреваемого? Вмешательство в работу почтовой службы является уголовным преступлением. Относится ли это к службе доставки посылок, услугам курьеров или посыльных? На эти вопросы должны быть даны точные ответы. Агентов контрразведки нужно приучать к осторожности, чтобы они в порыве усердия не прибегали к действиям, подпадающим под нормы уголовного или гражданского права.

Их нужно обучить технике отхода. Еще более важно обучить распознаванию признаков, что их прикрытие раскрыто. Здесь самое время утвердить главное профессиональное правило: всегда иметь запасную прикрывающую легенду. На деле лучше иметь две или три запасные легенды на случай, если будут предприняты интенсивные попытки раскрыть личность секретного агента. Подозрительные агенты шпионажа или их осведомители в ходе повседневной деятельности стараются получить биографические данные любого нового лица, появившегося в поле зрения.

Возможными запасными легендами для тайного агента могут быть бегство от ревнивой супруги или супруга, финансовые затруднения из-за азартных игр или грабительских займов, преступные намерения вроде мошенничества или кражи со взломом, а также выполнение секретного задания конкурента по промышленному шпионажу.

Прикрывающая легенда в виде укрытия от уголовного преследования или бегства из тюрьмы практически бесполезна. Мало того, что подобные истории нетрудно проверить, они невольно вызывают вопрос, а что же это за человек с такой биографией?

Во время приготовления сценария расследования полезно, чтобы агент, проходящий подготовку, побывал вместе с другими на предполагаемой месту действий. Это может потребовать закамуфлировать агента. Можно порекомендовать использовать для наблюдения микроавтобус, чтобы агент мог укрыться в нем от посторонних глаз. Во время разработки сценария нужно выбрать и опробовать средства связи. Одной из наиболее частых ошибок в установлении связи служит требование, чтобы агент появлялся с докладом в таких местах, которые сами по себе наводят на мысль о службе безопасности. Еще более опасна непосредственная встреча тайного агента с руководящим сотрудником службы безопасности в общественном месте. Вся тайная связь должна осуществляться посредством третьего лица. называемого на разведывательном жаргоне "рубильником". Рубильник тоже должен быть изолирован от прямых личных контактов с сотрудниками контрразведки.

Полевые агенты считают, что те, кто спокойно сидят в штаб-квартире, недостаточно им помогают. Такое настроение очень опасно, потому что вряд ли недовольный агент будет действовать эффективно в ходе операции. Причиной раздражения, мешавшей в прошлом успешному ходу операции, часто служил недостаток средств, особенно денег. Другим возможным источником недовольства служит снаряжение. Нельзя упускать из вида и такой источник, как несвоевременный ответ руководства на вопросы агента. Когда агенту контрразведки нужны ответы, время обычно является решающим фактором. Задержка со стороны штаб-квартиры, особенно если ее оправдывают выходными днями или необходимостью трудиться в нерабочее время, вряд ли будет спокойно воспринята полевым агентом.

Многие причины недовольства можно устранить, если четко информировать агента о тех средствах, которыми он может располагать. Нужно четко определить лимит денежных средств. Требуется установить гарантированное время ответов на запросы агентов с учетом неожиданностей, времени дня и дня недели.

В сценарий должна быть включена процедура оценки. Руководство ожидает успеха контрразведывательной операции. Его планы связаны со сроками проведения операции. Ожидания должны быть точно объяснены. Если сотрудники контрразведки считают, что руководство хочет слишком многого или слишком быстро, то уровень ожиданий может быть понижен. Таким образом можно избежать подрыва репутации контрразведывательной службы и особенно репутации тайного агента, играющего главную роль.

У руководителя службы контрразведки могут быть ожидания, отличные от тех, что питает руководство корпорации в целом. Они могут думать о том, как тайная операция повлияет на репутацию всего контрразведывательного подразделения. Полевой агент должен правильно оценить ожидания, чтобы не разочаровать босса и не испортить их профессиональные взаимоотношения.

У агента контрразведки будут свои личные ожидания. Тех. у кого есть семья, будут больше всего интересовать предполагаемые опасности. Опасения за любимых людей могут повлиять на его суждения и поступки. Полезнее награждать премией или дополнительным отпуском, чем похвалами по поводу успешной операции. И агент, и руководство должны иметь общий взгляд на вознаграждение.