Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА И КОНТРАЗВЕДКА Н.Г.Боттом и Р.Р.Дж.Галлати.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.18 Mб
Скачать

Этические отличия

Промышленный шпионаж - преступление. Однако между различными лицами могут существовать расхождения в определении степени его преступности. Если мы назовем его маркетинговым исследованием с целью защитить свои тылы и не дать себя обойти конкурентам, будет ли это неэтичным? Некоторые дельцы нанимают частных детективов, которые могут прибегнуть к сбору подобных сведений.

Высшей формой обмана служит занятие шпионажем подвидом контрразведки. Кто может сказать, что попытки защитить свои секреты и неприкосновенность личной жизни не этичны? Разве мы не имеем права на самозащиту? Если конкуренты прибегают к нечестным приемам, мы должны выработать защитную тактику. В таком случае контрразведка позволительна, правильна и этична. Не так ли? Этично ли думать как шпион, чтобы поймать шпиона? Все это трудные вопросы. Большинство из нас может сказать, что промышленная контрразведка - вещь правильная и этичная, а промышленный шпионаж - неэтичен и незаконен. Подобное заключение соответствует настроениям в обществе и общепринятым стандартам. Тем не менее, некоторые агенты контрразведки прибегают к таким же приемам достижения своих целей, что и сами агенты шпионажа. Некоторые используют приемы защиты столь же предосудительные, как и в шпионаже, который мы осуждаем.

Давайте, однако, не забывать, что большинство бизнесменов люди этичные и лично не станут заниматься промышленным шпионажем или нанимать кого-нибудь для этой цели. Некоторые промышленники не станут участвовать в подобном противоборстве за исключением тех случаев, когда они хотят проверить, достаточно ли защищены их уязвимые места при помощи стандартных методов. Они занимают и сохраняют действительно оборонительную позицию и не поддаются соблазну прибегнуть к сомнительным средствам. Однако их подчиненные могут быть не столь щепетильны.

Существует по крайней мере предполагаемая разница в философском, этическом и юридическом смысле между шпионажем и контрразведкой. Существует ли подобное различие между промышленным шпионажем исключительно для внутреннего потребления и тем, что ведется в пользу другого, возможно, недружественного государства?

Опасность сравнений между шпионажем в целях внутренней конкуренции и в интересах враждебного иностранного государства состоит в том, что провести между ними разделительную линию нелегко. С юридической точки зрения, конечно, существует громадная разница между шпионом и предателем. Промышленный шпионаж, включающий скрытые методы, чтобы получить преимущества в конкуренции, - одно дело; шпионаж в пользу недружественного зарубежного государства - совсем другое дело. Тайный шпионаж в любом случае занятие предосудительное, независимо от мотивов. Однако если целью такого шпионажа служит предательство, на сцену выступают совсем другие философские, этические и юридические последствия. Мало кто станет утверждать, что предательство этично или что предательский шпионаж этичен; многие, однако, не воспринимают внутренний промышленный шпионаж столь же серьезно. Есть пойманные и непойманные. Если внутренний промышленный шпион из-за ошибки, неосторожности или отсутствия мастерства попадает в ловушку, то он должен пенять сам на себя. Наказание не столь уж жестокое, и шпиону остается только ожидать неизбежного освобождения. Он не стал объектом всеобщего презрения, как если бы он оказался иностранным агентом.

Опасность такого типа неопределенных философских, этических и юридических норм заключается в том, что отсутствие негодования по поводу внутреннего промышленного шпионажа может повлечь тяжелые последствия для нации. Число шпионов растет; они предлагают свои услуги компаниям, которые стремятся узнать о деятельности, процессах, способах производства и секретах конкурента, чтобы обеспечить свое выживание. Реакция правительства на это тревожное явление очень слаба. С увеличением числа шпионов и ростом их мастерства количество добываемых ими сведений становится все больше и больше и может представить более высокую ценность для враждебного иностранного государства, нежели для собственных промышленников. Поскольку шпионаж - профессия неэтичная, трудно ожидать, что агент шпионажа не продаст добытую информацию тому, кто больше заплатит, а им может оказаться враждебное иностранное государство, действующее через тщательно выбранного посредника, меньше всего похожего на иностранного агента. Поэтому многие этические отличия, на которые мы указали, являются по сути отличиями, не имеющими различий.