Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА И КОНТРАЗВЕДКА Н.Г.Боттом и Р.Р.Дж.Галлати.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.18 Mб
Скачать

Отсутствие контрмер приносит беду

Уязвимость к промышленному шпионажу в определенной мере зависит от отсутствия у корпораций необходимых ресурсов для борьбы с этой опасностью. Большинство подразделений безопасности корпораций имеет дело с несложными преступлениями (например, кража продукции или материалов); отвечают за соблюдение мер по охране труда, законодательства по здравоохранению и противопожарных мер.

Единственным успешным методом борьбы с агентами контршпионажа является контрразведка. Если служба безопасности не понимает этой задачи или не имеет средств для ее выполнения, то компания станет легкой жертвой секретных агентов. На создание эффективного контрразведывательного подразделения требуется время.

Общим недостатком как правительственных учреждений, так и деловых концернов, служит неспособность должным образом классифицировать информацию, могущую стать объектом шпионажа, чтобы затем разработать и применить меры ее защиты. Пренебрежение системой классификации может таить такую же опасность, как и отсутствие установленных мер безопасности. Классификация служит одним из способов борьбы со шпионажем.

Развитие передовой технологии и научной специализации затрудняет выработку единой системы классификации. Например, в подразделении безопасности вряд ли найдутся эксперты, необходимые для того, чтобы определить, какую математическую или химическую формулу следует засекретить. Классификация может принять рабочую форму только в тесном контакте с работниками исследовательского подразделения.

Категории информации, требующие засекречивания и дальнейшей охраны, включают протоколы заседаний правления, сведения о персонале и заработной плате, информацию о маркетинге и производстве, планы обеспечения безопасности и действий в кризисной ситуации, данные по НИОКР и расписание мер по развитию и экономии. Все компании, даже самые маленькие, обладают информацией, нуждающейся в защите от несанкционированного доступа или раскрытия.

Сотрудники службы безопасности научились уважать статус определенных служащих корпорации, даже если это затрудняет проведение мер безопасности. Любое отсутствие сотрудничества в проведении контрразведывательных мер внутри корпорации будет резко повышать угрозу успешного шпионажа.

Высшее руководство должно поддерживать контрразведывательную деятельность своей службы безопасности. Оно также должно соблюдать меры обеспечения безопасности, подавать пример другим сотрудникам. Если приоритеты, выбранные высшим руководством, уменьшают внимание к мерам безопасности, возможность успешного промышленного шпионажа возрастает.

Телефонную связь трудно защитить. Использование микроволновых линий связи подвергает большинство корпораций угрозе перехвата переговоров. Положение с предотвращением установки подслушивающих устройств на кабельной сети еще хуже. На федеральном уровне производилось изучение имеющейся электронной аппаратуры для связи, доступной на рынке. В результате в 1976 г. было опубликовано заключение, в котором указывалось, что лица с начальной профессиональной подготовкой в электронике вполне могут организовать подслушивание домашнего телефона в пригороде; профессиональные инженеры, специализирующиеся в области связи и обработки данных, могут подслушивать отдельные переговоры в телефонной сети.

Президент Рейган предпринял попытку исправить весьма плачевное состояние контрразведки на национальном уровне, когда он в конце 1981 г. разрешил ЦРУ сбор имеющей значение иностранной разведывательной информации внутри Соединенных Штатов. Администрация Форда и Картера резко ограничила разведывательную деятельность. Они причинила немало вреда, особенно в отношении промышленного шпионажа, которым пользуются террористы и враждебные государства. Решения Рейгана были направлены прежде всего на том, чтобы приостановить рост враждебного шпионажа внутри нашей страны.

Выступая в декабре 1981 г. в Лос-Анджелесе перед советом по международным проблемам, министр юстиции У.Смит (William French Smith) отметил серьезные трудности в борьбе с угрозой советского шпионажа. В его выступлении перечисляются следующие группы потенциальных агентов промышленного шпионажа:

• Во-первых, дипломаты. Около трети персонала стран советского блока в посольствах, консульствах, ООН и других международных организациях считаются профессиональными работниками разведки. А в течение последнего десятка лет число официальных представителей правительств стран, проводящих враждебную разведывательную работы в нашей стране, выросло на 400%.

• Во-вторых, торговые представители. В Соединенных Штатах насчитываются десятки корпораций, в значительной мере или целиком принадлежащих странам советского блока. Недавно представитель польской торговой компании в Лос-Анджелесе был приговорен к пожизненному заключению за покупку секретных документов у служащего одной из крупнейших компаний, выполняющей военные заказы.

В-третьих, студенты, ученые и журналисты. Обмены между Соединенными Штатами и странами советского блока выросли за последнее десятилетие очень резко. И их ряды забиты штатными или полуштатными работниками разведки.

В-четвертых, иммигранты и беженцы. Почти не существовавшая до 1973 г. иммиграция из Советского Союза достигла примерно 150 тыс. человек. Совсем недавно большой поток беженцев хлынул с Кубы. Только в прошлом году он превысил 100 тыс. человек. Мы полагаем, что не очень большую, но все же значительную долю в этом потоке составляют агенты кубинской и советской разведок.

Наконец, нам известно, что враждебные разведывательные службы продолжают засылать к нам агентов под фальшивой личиной. В 1980 г. ФБР раскрыло, что десяток лет назад полковник КГБ Рудольф Герман проник вместе с женой и сыном в нашу страну через Канаду и с тех пор жил в пригороде Нью-Йорка, выдавая себя за внештатного фотографа. Предположительное число иностранных шпионов под подобными масками за последнее десятилетие значительно выросло. К сожалению, наши средства не выросли. Было время, когда число сотрудников ФБР составляло пропорцию один к одному по сравнению с количеством подозреваемых разведывательных агентов Враждебных государств в США. Теперь же число враждебных агентов выросло настолько, что оно значительно превосходит число агентов контрразведки ФБР.

Угроза национальной безопасности не поддается подсчету, так как мы зависим от нашей более передовой технологии. В отражении опасности со стороны Советского Союза, превосходящего нас в людской силе и общем объеме вооружений. Показанный несколько месяцев назад "Канэдиан бродкастинг компани" (Canadian Broadcasting Company) телевизионный документальный фильм о КГБ, например, содержит утверждение, что кража технологии системы инерциального наведения советской разведкой улучшила точность советских МБР и сделала уязвимыми американские стационарные наземные ракеты, что вызвало необходимость дорогостоящей программы создания системы ракет "MX", которая обойдется во многие миллиарды долларов, что доказывает эффективность советской разведки.

Может быть, еще более коварной представляется угроза враждебных "активных действий" в нашей стране, которые, направлены на оказание влияния на общественное мнение и политические процессы путем "дезинформации" и "агентов влияния". Но самой серьезной, однако, остается угроза международного терроризма. Хотя нам повезло, что наша страна не испытала той степени терроризма, которому подверглись некоторые наши союзники в Западной Европе, мы не можем себе позволить самоуспокоенность. Небольшое число хорошо обученных фанатиков может в один момент изменить нашу судьбу. Как все вы знаете из газет, угроза эти сейчас реальна. Способность Ливии организовать действия с целью убийства высокопоставленных правительственных деятелей в США представляет отрезвляющий пример. Как члены открытого общества, являющегося мишенью агрессивных иностранных держав, мы все должны осознать серьезную угрозу враждебной разведывательной деятельности и необходимость более эффективной американской разведки и контрразведки.

Авторы надеются, что деловое сообщество примет во внимание эти замечания, т.к. угрозы, о которых говорит Смит, будут реальны и для бизнеса в предстоящие годы.