- •Мобильный телефон в повседневной жизни молодёжи (на примере молодёжи города Апатиты)
- •Введение
- •Глава первая. Мобильный телефон как социокультурный феномен
- •1.1. Социальное значение мобильного телефона
- •1.2. Особенности мобильной коммуникации
- •1.3. Мобильный этикет
- •1.4. Потребительские предпочтения молодежи в отношении мобильного телефона.
- •Глава вторая. Повседневные практики использования мобильного телефона молодёжью: результаты исследования.
- •2.1. Общее описание исследования
- •2.2. Способы и мотивы подключения молодёжи к услугам мобильной связи.
- •2.3 Потребительские предпочтения молодёжи в сфере мобильных товаров и услуг.
- •2.4. Социальные функции мобильного телефона
- •2.5. Особенности мобильного этикета среди молодежи
- •Заключение
- •Список литературы:
- •Приложение №1 Программа социологического исследования
- •Приложение №2
- •Приложение №3
- •Приложение №4
- •Приложение №5
- •Приложение №6
- •Приложение №7
- •Приложение №8
Приложение №3
Транскрипт интервью.
Информант: Андрей
Возраст: 21 год
Место проведения: город Апатиты
Социальный статус: студент
Хронометраж: 42 минуты
Дата проведения: 16.04.2010
Место записи: место жит информанта
Интервьюер: Большое спасибо за то, что согласились дать интервью. Само интервью будет посвящено теме: «Мобильный телефон, в повседневной жизни молодежи». В связи с этим у меня первый вопрос: когда впервые Вы купили мобильный телефон?
Информант: Ну, впервые я купил свой мобильный телефон в 2005 году, мне было 17 лет. Покупал я его, точнее мне его купили вследствие договоренности с мамой. То есть она мне сказала: «Поступи в университет, а я тебе куплю всё, что ты захочешь». И я выбрал мобильный телефон, потому что все сверстники и одноклассники в 11 классе ходили с мобильниками. А я как лох ходил без мобильника. Выбрал я его по принципу: тогда все фанатели от Nokia и Simensa в основном, а я как-то решил выделиться, и решил взять Sony Ericson. И мне обязательно нужен был телефон чёрного цвета. Потому что все остальные балдели от серого цвета. Так и получилось, что я купил Sony Ericson стоимостью 3500 тысячи, чёрного цвета.
Интервьюер: Можете ли Вы ответить на вопрос: для чего вы купили мобильный телефон?
Информант: На самом деле для того чтобы не выделяться из толпы. Ну, все ходили с мобильниками, а я что...
Интервьюер: А мобильный телефон как средство общения, или как говорят «понт»?
Информант: Да, возможность коммуникации, возможность общения. Выпендриться моим первым телефоном было сложно. Потому что в нём не было ничего кроме цветного дисплея и функции вызов.
Интервьюер: Теперь, что касается самого мобильного телефона. При выборе мобильного телефона, что для Вас наиболее значимо: внешний вид, бренд, или что-то еще? Собственно, почему Вы купили тот мобильный телефон, который купили?
Информант: Я купил свой мобильный телефон потому что, я хотел себе Sony Ericson чёрного цвета. Собственно так и получилось, что я увидел в магазине Sony Ericson чёрного цвета. А именно эту модель, потому что когда-то я думал, что джойстик посередине телефона – это фотокамера, или видеокамера. А это оказался просто джойстик. Это было таким неприятным удивлением, разочарованием даже. Но в принципе телефоном был вполне доволен, работал без глюков, без всего. До тех пор пока я его не уронил. Он разлетелся на множество частей, я его собрал, но он потом уже не работал, как следует. А потом он вовсе перестал работать (смех).
Интервьюер: А Вы, например, консультировались с продавцом, узнавали функциональные возможности телефона?
Информант: Нет, у меня нету такой привычки. У меня по жизни такая особенность: если я что-то хочу купить, я заранее увижу, что я хочу купить, и когда я прихожу за покупкой я сразу беру, то, что мне надо. Я присмотрел себе этот телефон уже давным-давно. И когда появились деньги, я пришел в магазин и наконец, купил его.
Интервьюер: В данный момент, сколько у Вас телефонов и sim-карт?
Информант: В данный момент у меня один телефон рабочий и два сломанных. Два сломанных Sony Ericson как ни странно. В результате, вследствие этого горького опыта я понял, что больше никогда не куплю себе Sony Ericson, а буду покупать Samsung, потому что как я понял, Samsung работает без глюков абсолютно.
Интервьюер: А sim-карт у Вас сколько?
Информант: Sim-карт у меня четыре штуки. Один «Мегафон», два «Билайн», и один «Tele-2».
Интервьюер: Возникает закономерный вопрос, зачем Вам такое количество sim-карт?
Информант: Не могу сказать зачем, могу сказать, с чего они появились. Первая sim-карта «Мегафона», появилась потому что в то время «Мегафон» котировался больше всего. Потом мне немножко надоело тратить столько-то рулей за минуту, И я решил приобрести себе новую sim-карту «Билайна» с тарифом «Жара», 1,45 первая минута и все остальные по 5 копеек. Я на нём сидел где-то полгода или даже год. Потом до меня дошли слухи о ещё одном тарифе «Билайна», честно, не помню, как он назывался. Проблема в том, что первая минута 2,40, все остальные по 25 копеек, но я на это повёлся. Оказалось, что я был не прав – это всё так же дорого. Ну, и в итоге я всё-таки пренебрег своих друзей и знакомых не брать sim-ки «Tele-2», поскольку связь плохая. Но всё-таки взял, потому что 2 рубля первая минута и 10 копеек последующие – это всё-таки очень и очень выгодно. И по сей день сижу на этой sim-ке и не особо жалуюсь.
Интервьюер: О внешнем виде мобильного телефона, Вы как-то заботитесь?
Информант: По сути, не забочусь (пауза)... Смотря, что считать внешним видом?
Интервьюер: Ну, скажем, заботитесь Вы о том, чтобы не поцарапался дисплей, чтобы телефон не покарябался, чтобы на нём не было пылинок, пятен, разводов?
Информант: По сути, я не создаю таких ситуаций, по которым мог бы поцарапаться дисплей или появиться какие-нибудь разводы.
Интервьюер: Я ношу телефон в кармане, у меня поцарапался дисплей...
Информант: Я ношу телефон в кармане, у меня ничего не было с телефоном, до того как один товарищ на него сел. В результате чего потёк дисплей, и мой телефон за 9900 рублей стал абсолютно не нужен с потёкшим дисплеем, придётся покупать новый. Сейчас я сижу с телефоном моей мамы. А внешний вид. У меня есть две навязчивые идеи. Чтобы он был обязательно чёрным, и обязательно моноблок, в народе «кирпич». Потому что слайдеры у них есть такая нехорошая особенность, при неаккуратном обращении (а я соответственно неаккуратно обращаюсь с телефонами) верхняя часть дисплея она может в один прекрасный момент куда-нибудь улететь далеко и надолго. А «раскладушки» у них... ну я же могу раскладывать «раскладушки» как положено. Я их раскладываю очень резкими такими неаккуратными движениями. В результате чего пружина этой «раскладушки» сломается банально. Поэтому моноблок оптимальный выбор. А почему чёрный? Не могу объяснить, люблю чёрный цвет.
Интервьюер: Какую сумму денег Вы в среднем тратите на мобильную связь? Ну, скажем в неделю, в месяц
Информант: Ну, скажем так, мне хватает 50-ти рублей, при моём теперешнем тарифе, 50-ти рублей в неделю. Соответственно это где-то рублей 200 в месяц. Экономный тариф, больше не требуется.
Интервьюер: Вы как-то ограничиваете свои затраты на мобильную связь?
Информант: Не ограничиваю. Этих 50-ти рублей, которые я только что назвал, вполне хватает на все нужды.
Интервьюер: Вы покупаете, дополнительны аксессуары к мобильному телефону? Например, шнурки, чехлы съемные панели. Считаете ли вы вообще это нужным?
Информант: Шнурки, абсолютно не нужны. Съемные панели – это так для эстетов каких-нибудь. А чехлы для людей, у которых есть реальный бзик покарябать, покоробить или что-нибудь сделать со своим мобильным телефоном. У меня, например, его нет. Поэтому я считаю лично для себя – это абсолютно не нужным. Это портит внешний вид телефона.
Интервьюер: Какими услугами мобильного телефона вы обычно пользуетесь?
Информант: Самого мобильного телефона, или оператора связи?
Интервьюер: И телефона, и оператора связи.
Информант: Ну, оператора я пользуюсь только «попрошайками», то есть маячком, соответственно вызовами.
Интервьюер: Я не знаю, например Вы пользуетесь своим мобильным телефоном для выхода в интернет, отправки электронных писем, всё, что касается видео, аудио съемки?
Информант: Нет, всё, что связанно с интернетом я телефоном не пользуюсь. Поскольку у меня есть соответственно интернет дома. И для чего мне нужен телефон? Соответственно его основная функция звонить. Далее есть такая замечательная функция MP3 плеер, особенно с хорошей гарнитурой. Так, далее, ну фото и видеосъемка тоже. Мультимедиа всякие, то есть игры позволяют убить досуг.
Интервьюер: Вообще, Вы всегда берете с собой мобильный телефон, выходя из дома?
Информант: Да, абсолютно всегда, мне проще забыть дома штаны, чем мобильный телефон. На самом деле. В данное время я считаю без мобильного телефона (пауза)... ну представьте свою жизнь без мобильного телефона, если вы вдруг забыли дома мобильный телефон, ваши ощущения? Наверняка будет очень неприятно. Это знаете, это всё равно, что если бы курильщик забыл дома пачку сигарет, или зажигалку, или спички. Была бы такая же трагедия на весь день.
Интервьюер: Хорошо, а были случаи, что Вы забывали дома телефон?
Информант: К сожалению, были, это были худшие дни в моей жизни.
Интервьюер: Можно поподробней описать Ваше состояние, ощущения по этому поводу?
Информант: Отойдя пару шагов от дома, я вдруг понял, что нужно что-то написать, или кому-то позвонить. И вдруг понимаю, что у меня нет приспособления, чтобы написать или позвонить. Сразу мысли: у меня нет связи с людьми и собственно с человечеством, и у него нет связи со мной, то делать дальше? У меня была жуткая паника. Я постарался сделать побыстрее все свои дела, вернуться, наконец, домой и взять в руки телефон. И когда я вернулся домой, обнаружил большое количество вызовов и sms-ок: «Почему я не беру телефон».
Интервьюер: То есть можно сказать, что при отсутствии мобильного телефона Вы ощущаете сильное неудобство и внутренний дискомфорт?
Информант: Я ощущаю очень сильный дискомфорт. Как будто у меня нет какой-нибудь части тела. Так что это всё серьёзно.
Интервьюер: А ночью вы отключаете телефон, или ночью вы тоже отвечаете на звонки?
Информант: Нет, ночью я не отключаю телефон, но и на звонки я тоже не отвечаю. Хотя бы, потому что ночью меня ничто не разбудит, даже пушечный залп.
Интервьюер: То есть если ночью будет звонок, Вы перезвоните в течение следующего дня?
Информант: Да, именно так.
Интервьюер: Всё-таки смогли бы Вы отказаться от мобильного телефона, или это неотъемлемая часть вашей жизни?
Информант: Это абсолютно неотъемлемая часть моей жизни. Слишком неотъемлемая я бы сказал. Долго объяснять, но без мобильника... ну никак без него теперь.
Интервьюер: Знаете ли Вы и вообще есть ли для вас ситуации, когда необходимо ограничить пользование мобильным телефоном?
Информант: Ситуации? Ну, например сеанс в кинотеатре. По своему опыту знаю, что люди, которые начинают в самый ответственный момент разговаривать по телефону, особенно, если человек сидит рядом с вами это очень и очень раздражает. Особенно, если у него телефон стоит не на вибрации, а на мелодии. И когда заиграет какой-нибудь Дима Билан или «Чёрные глаза», или ещё что-нибудь. Ну, это не знаю, ну раздражает.
Информант: Давайте подробней. Если, например, в режиме лекции Вам позвонят, Ваши действия?
Информант: Мои действия, выключить звук, да. Но если с другой стороны я жду этого звонка, то я выхожу в коридор и отвечаю на него.
Интервьюер: То есть Вы просите у преподавателя разрешение выйти, и отвечаете на звонок? Правильно я Вас понял?
Информант: Да, но только наши преподаватели не требуют разрешения. Просто можно взять спокойно выйти.
Интервьюер: Предположим, кто-то из друзей дал Ваш номер телефона, без Вашего при этом разрешения и ведома постороннему, неизвестному Вам человеку. Как Вы к этому отнесётесь?
Информант: Ну, если этот человек просто абсолютно не знакомый подошел и к моему другу и сказал: «Дайте мне чей-нибудь номер» и он его дал. Ну, другу придётся очень долго объяснять, почему он это сделал. А если это был какой-нибудь человек, известен моему другу, и он может за него поручиться, за того кому он дал мой телефон, то в принципе я думаю ничего страшного. Если, очень нужен был мой телефон.
Интервьюер: Такие случаи были?
Информант: Были пару раз.
Интервьюер: Можете описать Вашу реакцию в этих случаях?
Информант: Сперва удивление, когда тот самый человек, которому дали мой номер телефона позвонил мне. Потом я спросил этого человека, откуда у него мой номер? И он любезно сообщил мне, что оттого-то и того-то. А потом я спросил, а почему мой номер телефона оказывается у людей, которых я вообще не знаю? Ну, обычно следует логическое объяснении почему. Но это неважно уже, какое.
Интервьюер: Есть ли для Вас критерии кому давать, а кому не давать свой номер телефона? То есть какие-то веские причины, по которым Вы человеку несмотря ни на что не дадите свой номер телефона?
Информант: Только если этот человек вызывает у меня очень негативные эмоции. И я не желаю общения, с ним ни в каком виде.
Интервьюер: То есть если человек Вам эмоционально не приятен?
Информант: Да именно так.
Интервьюер: А вообще Вы всегда отвечаете на телефонные звонки?
Информант: Да, чаще всего всегда отвечаю, потому что следую своему принципу: «Если звонят, надо ответить».
Интервьюер: Всё-таки, для Вас есть какие-то ситуации, когда можно не ответить, проигнорировать звонок?
Информант: Если это звонок от человека, которого я не хочу слушать. Либо если это звонок от человека, который звонит просто с целью поболтать. Либо если я очень чем-то занят, или я устал и не хочу ни с кем говорить. Или если я в плохом настроении и не хочу ни с кем говорить.
Интервьюер: В каких случаях, Вы предпочитаете позвонить человеку, а в каких отправить sms-сообщение?
Информант: Отправкой sms-сообщений я занимаюсь, если только я знаю, что человек в данный момент занят или просто занят (на работе, на учёбе, или чем-нибудь ещё). Чтобы не отвлекать его звонком, просто предпочитаю отправить ему sms. Если сам не могу позвонить, то отправляю sms. Ну, и ещё одна причина, пять секунд дайте вспомнить, если человек вдруг не берёт трубку после моего звонка, а мне что-то нужно от него. То я посылаю sms ему.
Интервьюер: Хорошо, есть темы, на которые Вы никогда не будете разговаривать по мобильному телефону?
Информант: Только если эти темы касаются того если бы я нарушил закон. Если б я кого-то убил, изнасиловал, об этом я бы никогда не стал говорить по телефону. А так всё остальное приемлемо.
Интервьюер: Вы как-то обозначаете контакты в мобильном телефоне с помощью мелодий, картинок?
Информант: Ну, да, контакт матери у меня обозначен фотографией и специфической мелодией «Мамка звонит!». Контакты особо близких друзей у меня тоже обозначены фотографиями и мелодиями тоже. А все остальные просто.
Интервьюер: Как Вы считаете, может «рассказать» мобильный телефон что-нибудь о его владельце?
Информант: Ну, с одной стороны внешний вид телефона, допустим какого-нибудь в буквальном смысле «кирпича» допотопного, с чёрно-белым дисплеем и только с одной функцией вызова и так сказать игры в «змейку». Я не считаю, что это говорит о его плохом материальном положении. Это может сказать о том, что человеку нужен телефон для его основной функции дозвона другому абоненту. С другой стороны, если у человека телефон тысяч за 20, как у одного моего знакомого, это говорит не о том, что он хочет выпендриться телефоном за 20 тысяч, а о том, что телефон за 20 тысяч не зря стоит 20 тысяч. Следовательно, у него много функций, в которых этот человек знает толк, и которые могут оказаться полезными в повседневной жизни. Поэтому, я считаю, что телефон абсолютно не важен, если хочешь составить психологический портрет человека.
Интервьюер: С чем для Вас связана смена телефонного номера?
Информант: Ну, во-первых, смена sim-карты для меня, ну меняю sim-ки я только в трех случаях. Если, допустим, нахожу более выгодный в экономическом плане тариф, который дешевле предыдущего. Если этот тариф принадлежит именно к другому оператору. Например, на «Tele-2» можно со старого тарифа перейти на этот самый новый тариф, то я соответственно не буду менять sim-карту. А если нужно именно поменять оператора, то я покупаю sim-карту. Далее, второй случай, я меняю sim-карту, если хочу окончательно вычеркнуть какого-нибудь человека, с кем я не очень хочу общаться, который знает номер моей старой sim-карты. Ну, и третий случай, если в результате какой-нибудь форс-мажорной ситуации моя старая sim-карта уже не может выполнять своих основных функций.
Интервьюер: Какое количество контактов в записной книжке Вашего мобильного телефона?
Информант: В районе 100 контактов.
Интервьюер: Вы как-то их редактируете, удаляете, обновляете?
Информант: Иногда удаляю те контакты, которые просто так сказать для массовки висят, с которыми я не общаюсь. И людей, с которыми я созванивался последний раз года 2 назад. Зачем они нужны мне в телефонной книжке? Это всё равно место и в памяти телефона и в памяти sim-карты.
Интервьюер: Записная книжка у Вас присутствует только в телефоне или на бумажном носителе она тоже есть?
Информант: На бумажном носителе её нет. Она существует только в мобильном телефоне. Либо основные номера существуют в моей памяти.
Интервьюер: На Ваш взгляд, какие недостатки существуют у мобильного телефона и сотовой связи как таковой?
Информант: Недостатки сотовой связи, то, что она доступна не везде. Да, то есть стоит спуститься в подвал и сотовой связи как не бывало. Плюс недостатки так сказать именно мобильного телефона, наверное, только в его радиоактивности. Как ни крути это всё-таки радиация – это плохо. Особенно если носить телефон на ремешочке, на груди – это чрезвычайно плохо. И в кармане джинсов, плохо для потенции.
Интервьюер: Как Вы думаете можно с помощью телефона контролировать поведение и действия человека?
Информант: По сути, люди, которые очень помешаны на sms-общении, то они какими-нибудь тонкими психологическими маневрами могут манипулировать. И всяческие правительственные сверхсекретные разработки, которые позволяют манипулировать посредством какого-то измененного сигнала поступающего из динамиков мобильного телефона во время разговора. Это по сути вроде, как известно, и это есть. Но кроме этого ничего сказать не могу.
Интервьюер: Были такие случаи, что Вы каким-нибудь образом зашифровывали, кодировали sms-сообщение? Чтобы оно было понятно только Вам и адресату.
Информант: Да это было и не раз. Были такие случаи, когда дело касалось таких тем разговоров, которые могли бы не понравиться правоохранительным органам. Или людям, которые находились бы рядом с моим собеседником, или рядом со мной, которые могли бы краем глаза уловить содержание sms-сообщения. Поэтому приходилось его как-то зашифровывать. Ну, например, такое sms-сообщение: «Есть, что почитать?», а предполагает: «Есть, что покурить?». Ну, вы прекрасно знаете, что покурить.
Интервьюер: Всё, я думаю на этом можно завершить интервью. Еще раз большое спасибо!
