Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мобильный телефон в повседневной жизни молодёжи.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
576 Кб
Скачать

Заключение

Таким образом, анализ материалов проведённых интервью позволяет сделать ряд выводов предварительного характера:

1. Мобильный телефон в молодёжной среде является скорее предметом практической необходимости, средством связи, а не объектом престижного потребления. Для информантов мобильный телефон – «друг», «помощник» организующий повседневную жизнь. Подтвердилась точка зрения, согласно которой, «если раньше сотовый телефон представлял собой своеобразный элемент роскоши, то сегодня это лишь средство общения. Снижение цен на мобильные телефоны и расширение их ассортимента привело к тому, увидеть данный аппарат можно не только у владельца Мерседеса, но и у студента, и даже в сумке у бабушки пенсионерки» [48].

2. По результатам исследования, гендерная специфика использования мобильного телефона проявилась только в сфере потребительских предпочтений. Если для мужчин принципиально важным является наличие в мобильном телефоне определённых функций (например, видеокамеры, или плеера), то для женщин мобильный телефон – это удобная вещь, (по словам одной из информанток) с минимальным количеством «навороченных» функций.

Следует так же подчеркнуть тот факт, что сам мобильный телефон с течением времени обрастает гендерными стереотипами и маркерами, вписываясь в существующую гендерную систему. Так, мобильные телефоны могут быть, условно обозначены как «мужские» и «женские». Например, для «мужского» телефона важно чтобы он не был «слишком тонким», «не терялся в ладошке», «можно было нормально нажимать на кнопочки» и.т.д.

3. Рассматривая мобильный телефон в социокультурном контексте, мы можем говорить о том, что помимо своей основной функции общения, мобильный телефон выполняет ряд важных социальных функций таких как: координация совместных действий (назначение времени и места встреч), контроль (как на уровне государственных институтов по отношению к отдельному индивиду, так и между отдельными участниками внутри социальной сети), хранения (аудио, видео материалов, а также, информации о своей персональной сети с последующей возможностью её структурирования).

4. Также мы можем утверждать, что все без исключения информанты осознают необходимость ограничения использования мобильного телефона в определенных публичных пространствах и ситуациях (здесь важную роль играет личный опыт пользования мобильным телефоном), что позволяет сделать нам вывод о осознании респондентами такого понятия как «мобильный этикет». В связи с этим приведем слова одного из участников исследования: «Не у всех людей присутствует такое понятие как «мобильная этика». Ну, может быть, я просто слишком легко назвал это «мобильная этика». Но я считаю, этикет мобильный, он должен присутствовать у каждого человека». (А., 24 г.)

Как отмечал В. Голофаст: «Сегодня приходится заново переосмыслять и пересматривать основные категории человеческого или социального мира: сознание и знание, информация и виртуальность, реальность и культура, поведение и деятельность, исполнение и игра» [27].

В качестве возможного варианта продолжения исследования мы рассматриваем необходимость проверки гипотезы о наличии возрастной специфики использования мобильного телефона, что предполагает сбор соответствующего эмпирического материала и увеличения числа информантов.