Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мобильный телефон в повседневной жизни молодёжи.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
576 Кб
Скачать

2.5. Особенности мобильного этикета среди молодежи

Как пишут А. Байбурин и А. Топорков, «само понятие «этикет» обособилось сравнительно недавно. Определить его границы и сегодня не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Обычно под этикетом понимается «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Это определение, однако, не учитывает различий между бытовыми, этикетными и ритуальными ситуациями, ведь «поведение в общественных местах», «обхождение» с окружающими» могут иметь как чисто бытовой, сугубо утилитарный характер, так и ритуальный, предопределенный мифологическим сценарием, а не только этикетный». [4]

Анализ текстов проведённых интервью позволяет нам сделать вывод, что все без исключения информанты осознают необходимость ограничения пользования мобильным телефоном в определенных местах и ситуациях. Б. Латур отмечал: «Мы смогли делегировать вещам не только усилия, но также ценности, обязанности и этику» [37: С. 206].

«Так что я считаю, что телефон должен использоваться не везде. И человек должен понимать, где его можно использовать, а где нет». (А., 24 г.)

Прежде всего, ограничение пользования мобильным телефоном связано с нахождением в общественных публичных местах, среди которых информантами были отмечены следующие:

  1. Образовательные учреждения:

«Да, взять тот же пример, вчера у ребенка была на празднике в детском саду. Конечно, в детском саду отключила мобильник». (Т., 30 л.)

«Ну, в университетах, я уже сказал, это можно включать его только на переменах, или когда просто ты выходишь поговорить, у тебя виброзвонок стоит». (А., 24 г).

Следует отметить, что информанты-студенты практически никогда не отключают телефон в момент лекции, предпочитая переводить его на бесшумный режим или режим виброзвонка:

«Я всегда сидел на лекциях, и у меня всегда телефон был на беззвучном режиме. Даже я писал сообщения. Я клал его рядом с собой, и смотрел на него. Я вижу, что он загорается, мне пришло какое-то сообщение, или кто-то звонит. Если кто-то звонит, я могу сбросить, написать sms-сообщение: «Я занят», или «Я на учебе», что-то в таком роде. Но чтобы он звонил на парах, это для меня как-то, ну, не очень хорошо». (А., 24 г.)

«Мои действия, выключить звук, да. Но если с другой стороны я жду этого звонка, то я выхожу в коридор и отвечаю на него... наши преподаватели не требуют разрешения. Просто можно взять спокойно выйти». (А., 21 г)

2.Медицинские учреждения:

«Ну, я думаю, что на приёме, конечно лучше отключить. Сидишь, а у тебя телефон начинает бренчать (смех). Ну, нужно как-то уважать того человека с кем ты будешь общаться». (А., 33 г)

«... в кабинетах у врачей в поликлинике». (Т., 30 л)

3.Места проведения культурно-массовых мероприятий:

«Я считаю, что в Апатитском ДК, когда мы находимся на каком-то концерте, или на каком-то выступлении, нужно ограничить использование мобильного телефона». (А., 24 г.)

«Ситуации? Ну, например сеанс в кинотеатре. По своему опыту знаю, что люди, которые начинают в самый ответственный момент разговаривать по телефону, особенно, если человек сидит рядом с вами это очень и очень раздражает. Особенно, если у него телефон стоит не на вибрации, а на мелодии. И когда заиграет какой-нибудь Дима Билан или «Чёрные глаза», или ещё что-нибудь. Ну, это не знаю, ну раздражает». (А., 21 г.)

В перечне тем, которые информанты никогда не будут обсуждать по мобильному телефону, можно условно выделить темы связанные с совершением преступных действий, и темы касающиеся аспектов личной жизни респондентов. Что объясняется опасением прослушивания и подслушивания телефонных звонков:

«Только если эти темы касаются того если бы я нарушил закон. Если б я кого-то убил, изнасиловал, об этом я бы никогда не стал говорить по телефону. А так всё остальное приемлемо». (А., 21 г.)

«Личной жизни? Ну, грех, что там, изменил жене, что об этом говорить по телефону? Хотя есть, конечно, люди, у которых полная голова маргарина. Я к таким не отношусь». (А., 33 г.)

Среди причин игнорирования телефонных звонков информанты перечислили следующие: занятость, отсутствие времени, нежелание говорить, и (по выражению одного из участников исследования) « если звонят просто поболтать»:

«Если это звонок от человека, которого я не хочу слушать. Либо если это звонок от человека, который звонит просто с целью поболтать. Либо если я очень чем-то занят, или я устал и не хочу ни с кем говорить. Или если я в плохом настроении и не хочу ни с кем говорить». (А., 21 г.)

«В каких ситуациях? Когда, например чем-то я занята, и знаю, звонит какая-то подруга, которая будет сейчас двадцать минут или больше что-то рассказывать. Я просто проигнорирую. Не то, что с человеком не хочется общаться, а нет времени у меня. И не то, чтобы просто звонит, чтобы поболтать, я знаю, что она позвонит в любой момент, чтобы поболтать. А дело в том, что я не располагаю временем, просто поболтать, я могу не ответить. Да и когда скажешь, я сейчас занята, она скажет: «...ну подожди я всё равно не долго», приходится не отвечать». (Т., 30 л.)

Примечательно, что в ситуации игнорирования телефонного звонка практически все информанты используют один и тот же сценарий:

«Нет, сбрасывать я никогда не сбрасываю, я просто не возьму трубку. Я думаю, что разумный человек несколько раз сделает звонок, и я не буду брать трубку... Он либо напишет sms-сообщение, либо прекратит мне звонить. Я думаю, что он должен это всё понять». (А., 24 г.)

Следует подчеркнуть тот факт, что в обратной ситуации, то есть в том случае, когда не отвечают на звонки самих информантов, это вызывает у них чувство сильного раздражения:

«Да, это меня безумно раздражает, конечно. Когда я звоню маме, она постоянно не берёт трубку. У неё телефон либо в кармане, либо в сумке. И у меня всё время такие эмоции, думаю, зачем вообще этот телефон нужен был? Если в какой-то экстренный момент, ну, на мой взгляд, или что-то важное необходимо сказать маме, а она трубку не берёт категорически. Целый день может не брать, дома может оставить телефон вообще. Ну, как-то не знаю видимо взрослые люди, не такая потребность у них в этом телефоне. Она забыла, она возвращаться естественно не станет за телефоном. А я целый день пробиваюсь, звоню, и вот конечно потом вся на эмоциях, и начинаю ругаться. Потом под вечер, когда мама вернётся с работы, и вдруг берёт трубку: «Ой, а у меня телефон был дома». А я уже такая вся в раздражении, всё и сразу такую важность приобретает, когда не можешь сказать то, что хотел именно в этот момент сказать. Это становится вообще такой архи важности событием». (Т., 30л.)

При этом для информантов практически нет критериев, (кроме личной неприязни, и в ситуации, если это незнакомый человек) в вопросе кому давать, и кому не давать номер своего телефона:

«Только если этот человек вызывает у меня очень негативные эмоции. И я не желаю общения, с ним ни в каком виде». (А., 21 г)

«Нет, я думаю, таких критериев у меня нет. Если я с человеком знаком, я с ним поделюсь своим мобильным номером. Если он мне приятен. Если я почувствую, и он почувствует, что между нами какие-то есть дружеские взаимоотношения, приятельские взаимоотношения. Вообще отношения какого-либо характера. Почему бы нет, и не поделиться своим номером телефона? И потом встретиться, обсудить какие-то вопросы, просто провести вместе досуг. То есть, для меня таких критериев нет. Я считаю, что это личное дело каждого человека, давать свой номер телефона или нет». (А., 24 г.)

При этом информанты негативно оценивают ситуации передачи их телефонного номера посторонним, незнакомым лицам, кроме случая крайней необходимости:

«Ну, если этот человек просто абсолютно не знакомый подошел и к моему другу и сказал: «Дайте мне чей-нибудь номер», и он его дал. Ну, другу придётся очень долго объяснять, почему он это сделал. А если это был какой-нибудь человек, известен моему другу, и он может за него поручиться, за того кому он дал мой телефон, то в принципе я думаю ничего страшного. Если, очень нужен был мой телефон». (А., 21 г.)

«Я отнесусь к этому негативно. Потому что, как я уже говорил, телефон – это моё личное устройство, которым я полностью распоряжаюсь. Может быть, это говорит о том, что я немного закрыт к миру. Но я считаю, что это мой личный телефон, номера которого я даю сам». (А., 24 г.)

«Негативно, у меня была такая ситуация, я могу её рассказать. У меня был конфликт с бывшим молодым человеком, вплоть до драки... В общем, его девушка, она попыталась меня достать. Но я не хотела с ней, ни о чём разговаривать, да и с ним в принципе тоже. Потому что мы разговаривали посредством милиции. И он хотел мне позвонить, то ли угрожать, то ли ещё что-то. В общем, он позвонил нашему общему знакомому, и спросил мой номер телефона. А тот не спросив меня, дал мой номер телефона. После чего у нас с эти человеком произошел конфликт. Я спрашивала: «Зачем ты дал мой номер телефона, без моего ведома!? Ну и что, что вы друзья! Но это же, мой номер – это моё личное». Я очень сильно ругалась». (С., 23 г.)