Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
188.54 Кб
Скачать

2 Порядок заключения и содержание договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран снг

2.1 Форма и порядок заключения договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран снг

Процесс заключения договоров предопределен самой природой данной конструкции: если смысл договора состоит в соглашении, то тем самым его заключение предполагает выражение воли каждой из сторон и ее совпадение1.

Договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям и данное соглашение по своей форме соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода договорам.

При значительном совпадении регулирования заключения договора международной купли-продажи между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ в рамках Венской конвенции, национального гражданского законодательства, а также Принципов УНИДРУА в определенных случаях имеются и принципиальные расхождения, на которых следует остановиться.

В практике международного торгового оборота применяются различные способы заключения договора. Основными из них являются:

- составление и подписание сторонами одного документа;

- направление оферты одной стороной (оферентом) и ее акцепт другой стороной (акцептантом).

Традиционным для гражданско-правовой доктрины является выделение двух случаев заключения договора: между "присутствующими" лицами и между "отсутствующими"1. В обоих случаях можно выделить и аналогичные стадии заключения договора: предложение (оферта) и ее принятие (акцепт). Однако в первом случае, когда условия договора вырабатываются в ходе непосредственного контакта сторон, результатом которого является подписанный обеими сторонами текст договора, последовательность стадий не имеет юридического значения, поэтому процесс заключения договора между "присутствующими" не требует детального правового регулирования.

Несмотря на то что Венская конвенция не предусматривает нормы, регулирующие заключение договора путем подписания единого документа, как отмечает М.Г. Розенберг , сложилась устойчивая судебно-арбитражная практика, признающая, что и при оформлении договора в виде единого документа его заключение будет регламентироваться правилами Конвенции, коль скоро она применима к конкретным отношениям2.

В круг вопросов, относящихся к заключению договора международной купли-продажи между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ, следует отнести, в частности, следующие: понятие оферты и требования к ее содержанию, возможность отмены или отзыва оферты, момент вступления оферты в силу и прекращения ее действия, понятие акцепта и требования к нему, момент вступления его в силу, юридическое значение акцепта, содержащего дополнительные условия, порядок исчисления срока для акцепта, возможность отмены акцепта, момент заключения договора.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Венской конвенции офертой признается предложение о заключении договора, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, если оно достаточно определенно и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта. Предложение является достаточно определенным, если в нем обозначен товар или прямо или косвенно устанавливается количество и цена либо предусматривается порядок их определения.

В этой же статье Конвенции установлено, что предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, рассматривается лишь как предложение делать оферты, если только иное прямо не указано лицом, сделавшим такое предложение (п. 2 ст. 14).

Аналогично Венской конвенции определяет оферту гражданское законодательство стран СНГ.

Определенность адресата, достаточная определенность содержания и выражение намерения оферента считать себя связанным в случае акцепта являются основополагающими требованиями, предъявляемыми к оферте.

Сходный подход к оферте содержится в ст. 2.1.2 Принципов УНИДРУА.

Вместе с тем Принципы не раскрывают понятия определенности, оставляя возможность ее установления по отношению к каждому конкретному случаю. Более того, Принципы в ст. 2.1.12 закрепляют возможность заключения договора, содержание которого может быть изменено в одностороннем порядке после акцепта. Кроме того, ст. 2.1.14 Принципов допускает заключение договора с умышленно открытыми условиями, недостижение соглашения по которым не может привести к недействительности договора, "если стороны намерены заключить договор". В результате Принципы УНИДРУА допускают возможность считать договор заключенным, даже когда оферент обратился с недостаточно определенной офертой, но она выражала его намерение заключить договор в случае акцепта, и он ориентировался на то, что условия договора будут выработаны позднее1.

Согласно ст. 16 Венской конвенции оферта может быть отзывной и безотзывной. По общему правилу оферта презюмируется отзывной (в отличие от национального законодательства большинства стран СНГ) и может быть отозвана оферентом в любой момент до заключения договора, причем отзыв оферты считается правомерным, если извещение об ее отзыве получено адресатом оферты до отправки им акцепта. Однако оферент не вправе отозвать оферту, если в ней указано, что она является безотзывной либо по крайней мере в течение того определенного срока, который указан в ней для акцепта, а также если для адресата оферты было разумным рассматривать оферту как безотзывную и действия адресата оферты свидетельствовали о его отношении к оферте как отзывной.

Аналогичные нормы содержатся в ст. 2.1.4 Принципов УНИДРУА.

Наряду с правилами об отзыве оферты в Венской конвенции (п. 2 ст. 15) и Принципах УНИДРУА (п. 2 ст. 2.1.3) имеются положения об отмене оферты, согласно которому любая оферта, в том числе отзывная, будет считаться отмененной, если сообщение об ее отмене будет получено адресатом оферты раньше, чем сама оферта, или одновременно с ней. Различие между отзывом и отменой оферты состоит в том, что отмена возможна только до получения ее адресатом или в тот же день, когда оферта получена; после того как оферта вступила в силу, возможен лишь ее отзыв, если она не признается безотзывной.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Конвенции, п. 1 ст. 2.1.6 Принципов УНИДРУА заявление или иное поведение адресата оферты, выражающее согласие с офертой, является акцептом. Молчание или бездействие сами по себе не являются акцептом.

Вместе с тем в силу п. 2 ст. 19 Конвенции, а также п. 2 ст. 2.1.11 Принципов УНИДРУА ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, но содержит дополнительные или отличные условия, не меняющие существенно условий оферты, является акцептом, если только оферент без неоправданной задержки не возразит устно против этих расхождений или не направит уведомление об этом. Если он это не сделает, то условиями договора будут являться условия оферты с изменениями, содержащимися в акцепте.

Дополнительные или отличные условия в отношении цены, платежа, качества и количества товара, места и срока поставки, объема ответственности одной из сторон перед другой или разрешения споров считаются существенно изменяющими условия оферты (п. 3 ст. 19 Конвенции). В этих случаях ответ на оферту будет считаться не акцептом, а встречной офертой (п. 1 ст. 19 Конвенции).

Гражданское законодательство большинства стран СНГ аналогичным образом подходит к определению самого понятия акцепта. Однако такой акцепт должен быть полным и безоговорочным. Следовательно, если ответ содержит дополнительные или отличные условия, которые существенно не меняют условий оферты, он тем не менее не признается акцептом, а рассматривается как встречная оферта.

Исключением из этого правила являются соответствующие положения гражданских кодексов Молдовы и Туркменистана.

В случае, когда лицо предлагает заключить договор, оно имеет в виду договорные отношения на определенных условиях. Оферта должна содержать все те условия, при выражении согласия на которые договор можно было бы считать заключенным (существенные условия), а также иные условия, присущие данному договору и определимые в соответствии с применимым правом.

Наукой гражданского права выработана позиция, в соответствии с которой все условия гражданско-правового договора дифференцируются на существенные, обычные и случайные1. Существенными условиями считаются те условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Обычные условия отличаются от существенных тем, что их наличие или отсутствие никакого влияния на факт заключения договора не оказывает, и, поскольку они сформулированы в законе или иных нормативных актах в диспозитивных нормах, практически нет необходимости включать их в договор. Случайные условия, так же как и обычные, не влияют на заключение договора, но такие условия приобретают юридическое действие, лишь если они включены в договор. Они нередко решают вопросы, законом не предусмотренные, и отражают особенности взаимоотношений сторон. При этом если случайное условие указано в договоре лишь потому, что одна из сторон потребовала его согласования, то при наличии такого требования данное условие должно признаваться существенным1.

Среди всех условий всякого договора необходимо выделять те условия, которые составляют видообразующие признаки соответствующего договорного обязательства и поэтому включаются законодателем в само определение того или иного договора. Такие условия являются существенными условиями договора, ибо, называя их (включая в определение договора), законодатель тем самым дает понять, что указанные условия необходимы для данного вида договорного обязательства2.

Выделение существенных условий договора представляется важным и потому, что от их согласования зависит возникновение договорного обязательства.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. в п. 1 ст. 58 называли три вида существенных условий: условия, которые признаны существенными законодательством, включая условие о предмете договора; условия, необходимые для договоров данного вида; а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Действующее законодательство стран СНГ, несмотря на сохранившуюся общую концепцию выделения "объективно" и "субъективно" существенных условий, определяет их по-разному1.

Предмет договора является существенным условием договора в любой правовой системе. Более того, предмет договора можно признать единственной "в полном смысле существенной и необходимой частью договора"2. В Венской конвенции под предметом договора понимается непосредственно товар (п. 1 ст. 14), по отношению к передаче права собственности на который стороны заключают договор купли-продажи3 .

Указание на товар должно быть прямым. Вместе с тем и прямое указание на товар может быть сделано различными способами. Так, по некоторым товарам указание на их вид без приведения спецификации лишит адресата предложения возможности точно определить его предмет и, следовательно, выразить отношение к предложению4. Поэтому в каждом конкретном случае нужно принимать во внимание специфику товара: чем он сложнее, тем более детально его необходимо определять.

Согласно ст. 35 Конвенции продавец обязан поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора и который затарирован или упакован так, как это требуется по договору. С точки зрения согласования предмета договора из приведенных характеристик имеет значение лишь описание товара. Остальные условия являются "определимыми" в силу диспозитивных норм указанной статьи.

Описание товара (виды, марки, модели, год выпуска и т.п.) должно быть полным в соответствии с теми данными, которые содержатся в технической документации. Если существо товара невозможно достаточно коротко описать (например, при поставке сложного оборудования), должна быть сделана ссылка на техническую документацию, признаваемую неотъемлемой частью соглашения. При продаже товаров разных качественных характеристик или широкого ассортимента они перечисляются в спецификациях, прилагаемых к договору.

Следующим существенным условием является количество товара.

Пункт 1 ст. 14 Венской конвенции разделяет категории "товар" и его "количество", предусматривая, что количество и цена являются отдельными от товара условиями договора, которые наряду с товаром должны быть предусмотрены в оферте. Таким образом, Венская конвенция под товаром понимает его описание, а иные характеристики (количество, качество, цена и т.п.) являются отдельными условиями договора.

Как отмечалось выше, согласно Венской конвенции (п. 1 ст. 14) определение количества товара в оферте является обязательным. Оно может устанавливаться как прямо, так и косвенно либо путем указания порядка его определения. Количество товара, как правило, определяется в единицах измерения, принятых для данного вида товара1. Вместе с тем в Конвенции отсутствует прямое указание на то, что, если договор не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, он считается незаключенным. Поэтому вопрос о действительности договора, который на основании п. "a" ст. 4 Конвенции находится за пределами сферы ее действия, должен решаться в соответствии с применимыми нормами национального права.

Согласно ст. 14 Венской конвенции в оферте (договоре) должна быть прямо или косвенно установлена цена либо порядок ее определения.

Вместе с тем ст. 55 Конвенции, напротив, указывает, что в тех случаях, когда договор был заключен юридически действительным образом, но в нем прямо или косвенно не устанавливается цена или не предусматривается порядок ее определения, считается, что стороны, при отсутствии какого-либо указания об ином, подразумевали ссылку на цену, которая в момент заключения договора обычно взималась за такие товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли.

В целях преодоления разногласий предлагались различные решения. Согласно одному из них в данном случае применима ст. 6 Конвенции, позволяющая отступить от любого из ее положений или изменить его действие. При этом отсутствие в оферте условия о цене рассматривается как предложение оферента отступить от предписаний ст. 14, а акцепт такой оферты означает, что стороны договорились об отступлении от положения ст. 141.

Высказывалось также мнение, что, поскольку в ст. 55 Венской конвенции содержится указание на критерий "подразумеваемой" цены, его следует рассматривать как порядок определения цены, несмотря на отсутствие соответствующего условия в самом договоре. Таким образом, противоречий между ст. ст. 14 и 55 не усматривается.

Проведенный анализ регламентации заключения договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ позволяет сделать вывод, что по ряду вопросов правовые позиции, закрепленные в международных правовых актах и национальном законодательстве стран СНГ, не находят однозначного решения. Основные различия касаются регулирования порядка заключения договора посредством направления оферты и ее последующего акцепта, а также регламентации вопросов формы договора. Кроме того, нельзя не отметить и сохраняющуюся возможность неоднозначного толкования различными судами правовых норм, устанавливающих существенные условия данного договора.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]