Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краних Э.М. Речь формы растений.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.11 Mб
Скачать

6. Розоцветные (стр. 141-150)

К полной самостоятельности образования цвета относительно вещественной жизни в листьях и стеблях поднимается растение у розоцветных. Все они имеют чашечку, заключающую второе, более высокое бытие почки (бутона – Knospendasein). Этим освобождается развитие цветка и все его органы от вегетативной жизни. Благодаря чашечке растение поднимается на более высокую ступень в образовании цвета.

У лютиковых формы цветка ещё носят характер всего растения; у розоцветных цветы – с самостоятельным характером. Пятеричность цвета в них выражена для двудольных наиболее ярко. Это Венера ярко выражается у розоцветных. Образование цветка особенно сильно, цветы розы – выражение полноты и красоты цветов вообще. Стремительный прежде образ дерева погружается полностью в оболочку нежной и светлой отдачи в весеннее солнце.

Уже в зелёных побегах возвещают травы, кустарники и деревья о позднейших цветах. Всюду образуются листья, поднимаясь в 2/3 спирали, что являет закономерность цветообразования у большинства дикотиледонен уже на ступени вегетативной жизни. Всё же образование листьев примечательно в отношении многих других семейств растений. В основном, где листья стоят в стебле, находятся боковые листья. Они соответствуют подлистьям, в которых относительно верхних листьев отступает стебель листа и ширина. Розоцветные, как немногие другие растения, развиваются полностью уже в листьях, даже побочный лист ярко выступает в различных формах побочных листьев.

Прежде всего, как никакие другие растения, розоцветные стремятся над цветообразованием к последней ступени развития. Кроме того, созревающий плод становится сосудом семени. Особенно у деревьев розоцветных образуется не иссушенная, а утончённая субстанция плода. В яблоне, груше, вишне, сливе и др. растению удаётся возвыситься над нормальным развитием образования субстанции.

Полнота у розоцветных проявляется на всех ступенях развития. Образуются они в травах, кустах, деревьях. Они универсальны по форме роста.

Ботаническая систематика различает по формам фруктов четыре группы (подсемейства). Spiralordeen – тавомовые – у нас имеются различные сорта тавомовых кустарников; листья перистые, расчлененные, белые цветы; ка и у лютиковых, сухоё круглый плод с большим ядром. Особенно ярко проявляется этот тип розоцветных в цветах, покрывающих ветви, и в древесных стеблях. С деревенением связаны почти все розоцветные, даже травы – это процесс теплового иссушения растения. Это процесс связи с цвето- и плодообразованием. У розоцветных этот процесс идёт с самого начала образования растения, а не как у лютиковых.

Среди розоцветных нет водных растений, как у лютиковых. Только сабельник (Blutauge) живёт на мхах и торфяниках. Его ползучий, корнеподобный стебель растёт там во влажных подпочвах. На стебле возникают только маленькие пальцеобразные расчленённые листья, и над ними маленькие, тёмно-красные, тусклые цветочки. Влажность и лунное образование стебля позволяют развиться полно только до чашечки. Околоцветник и другие органы цветка из-за этого действия только неполно развиты. Тип образуется здесь очень односторонне, прежде всего из вегетативного.

Сабельник относится ко второй, чрезвычайно многообразной группе розоцветных – Rosoideen (розоидных). У них в отдельных плодолистиках развивается только одно ядро семени. Но много других плодолистиков образуют более высокую ступень образования плода, как у малины, ежевики, розы. Травы среди них образуют только маленькие сухие плоды. К ним принадлежат различные рода манжеток с их красивыми круглыми и пальцеобразными листьями. В этих кругах можно по утрам видеть сияющие росинки. Цветов возникает у них много, но маленьких и без кроны. Они зелены и мало отличаются от листьев. Они зелены и мало отличаются от листьев. Они струят сильный, сладкий запах. В факте, что листья в соцветиях не проходят метаморфозы, но только уменьшаются, как манжетка у розоцветных. Проявляется характер Меркурия.

У лапчатки (Fingerkraut), земляники (Erdbeere) и у различных видов гравилата (Nelken-Wurz) Венера приходит к проявлению в жёлтых или белых цветах. Стебель ползучий, цветы ещё замкнуты в стебель листьев. У других, особенно у гравилата и земляники, цветы поднимаются над вегетативной жизнью с ясностью. И здесь у земляники образуется плод. В точно ботаническом смысле можно красную землянику и не считать плодом. Ибо из плодолистиков идут маленькие зародыши на поверхность земляники. Это как раз указывает на особое образование плода у розоцветных. После опыления мощно набухает ось цветка (Blutenachse). Это развивается выдвинутое в цветке продолжение ростка, т.е. являющийся в цветке образ Солнца, до фрукта. Поэтому развивается маленькое иссохшее зерно фрукта во все стороны пространства.

К ещё более важному развитию приходит тип у репейничка (der Odermannig), лабазника (das Madesub) и кровохлёбки (der Wiesenknopf). Здесь цветы поднимаются в соцветиях высоко над областью листьев. Репейничек развивает сильно торчащие колосья цветов со множеством светлых жёлтых цветов – схоже с коровиком (die Konigsherze). У лабазника соцветия ещё выше над перистыми листьями, как зонтики со многими белыми цветами. Но у него не как у обыкновенного зонтика (цветы на стеблях из одной точки), но друг над другом из стебля. На периферии они сильно стремятся в высоту. Он напоминает крону лиственного дерева. У кровохлёбки отдельные цветы так и не проникают в ширину. Они образуют цветочные головки, которые ещё сильнее, чем у репейничка и лабазника, подняты над вегетативной жизнью. В разгар лета часто можно видеть корично-красные головки кровохлёбки над уровнем других растений. Итак, цветы вступают в узкие отрезки пространства; здесь они ориентированы во всё окружение. Но не так образована крона отдельных цветочков. Она отступает, чтобы образование цвета вчленялось в свет и тепло атмосферы.

Через тычинки и устройства образования плода и семени растение стоит со своими цветами уже в связи с верхними планетами. Но это может ещё сильнее проявляется в образе растения. Репейник развивает свой главный стебель далеко, как побеги цветов у двухгодичных трав, это – влияние Марса. У лабазника развитое в высоту соцветие – это как выражение Юпитера. У кровохлёбки стремительный жест в окружение, но с сильной сдержанностью – это выражение Сатурна. Так тип розоцветных проявляется в различных родах по образам планетного мира.

Далее, более значительное образование типа – в кустарниках, т.е. форме роста, в которой проявляется Марс. Своеобразный образ среди них – малина. Побеги идут вертикально и загибаются в стороны. В первый год только листья, большие, перистые. Из верхних пазушных почек на второй год идут побеги с цветами и плодами. Созрев, растение отмирает. Она – под двухгодичным ритмом Марса. Снизу растут другие побеги из подземных растущих стеблей, которые там под влиянием Луны. Родственна ей ежевика. Роза освобождается от остатка связи с Землёй, и потому проникает далеко в пространство.

У кустарников побеги цветов развиваются на более высокой ступени, чем у трав. Их почки возникают уже над землёй, куда травы должны ещё только заново подняться. Через одеревенение кустарники более пронизаны тепловым воздействием, иссушением. Цветы развиваются над растительной жизнью, т.е. цветы кустов подняты. Чем древеснее стебель кустарника, тем в более тёплых местах он растёт. Малина ещё не очень древесна. Ежевика более. Она любит уже тёплые места. В её метёлках много цветов с красно-белой кроной. Но к полному одеревенению приходит Роза (die Rose). Её ствол и ветви укрепляются из года в год. И здесь, когда в древесине преодолевается влажность, которая всё-таки ещё имеется в ежевике, достигает образование цвета розы невыразимой красоты и полноты.

В цветке розы всё необычно. Она интенсивно развивается внутри почки. Лепестки пушисты, сильная оболочка. Чашечка указывает на то, что цветок ушёл из связи с листьями. На ступени чашечки листья метаморфизируются. (Получаются на стебле колючки, на листьях – колючки, на лепестках – ворсинки, т.е. они пушисты). Так у розы на пути к цвету вступает принцип преобразования так, как ни у одного другого растения.

Роза красива уже в бутоне. Цветок распускается и являет широкие, нежные, красные лепестки (die Heckenose – собачья роза). В этих лепестках – знак чистой отдачи Солнцу. Из центра кроны сияет много жёлтых, устремлённых в высоту тычинок. Всё в розе достигает полноты развития - все метаморфозы, всё развитие и т.п., причём такой полноты, что можно охватить только в идее, но у розы это есть в действительности. Здесь проявляется откровение Венеры, всё растение проходит с особой силой через действующую динамику Марса.

У кустарников начинается настоящее образование цвета розоцветных; земляника – это только предшественник среди трав. Развитие плода стоит в тесной связи с одеревенением. Это основывается на том, что растение освобождается в росте и вызревании плодов через тепло из связи с внешними процессами природы и приобретает долговечность. В растительном царстве два процесса вызревания: один ведёт к древесине, другой – к плодам.

Из этого понятно, что малина и ежевика имеют другие плоды, чем у розы, ибо они ближе землянике по цветам и по плодам. Ягода, т.е. состоящая из маленьких красных или голубых фруктов-камушков (Steinfruchten) под влиянием Марса, ибо они располагаются вокруг оси, как Марс в своей сфере далеко уходит от Солнца, выдаётся. Фрукт – это проявление Юпитера.

У розы сильнее действует система стебля в одеревенении цветов и фруктов. Лепестки в основании: чашечка, крона, тычинки по краю. Здесь имеется характер Марса. В образовании плода субстанция преобразуется сильнее, чем у малины и ежевики.

Остальные кустарники наших розоцветных такие, которые не принадлежат к обоим родам, ежевики (Rubus – латынь) и розе (Rosa), имеют другой образ, нежели описанные. Боярышник (der Weissdorn), ирга (die Felgenbirne), мушмула (die Mispel), кизильник (die Zwergmischpel), слива колючая или тёрн (die Schlehe) не образуют дугообразных, прыгающих, т.е. пускающих корни в середине, побегов, но образуют несколько сильных стволов, из которых пускают снизу боковые ветви. Они всего в несколько метров высотой, но напоминают образ дерева. Их плоды сравнимы по построению с плодами древесных деревьев из розоцветных: яблони, груши, айвы (die Supkirsehe), сливы (die Pflaume), и других, но не так удачны, как у плодовых деревьев.

В этих деревьях приходят розоцветные к наивысшей ступени развития. Они широко простираются в пространстве и проводят развитие от почек до плодов в атмосфере, пронизанной теплом и светом, в тесной связи с Космосом. Здесь господствует Юпитер. Всё у них богато и сильно, вплоть до плода.

У помоидных (Pomoideen) (т.е. яблоки, груша, айва, рябина, боярышник, мушмула, ирга) видно относительно розы одно последнее повышение. Ось побега заключает лепестки полностью. Околоцветник и тычинка развиваются над покоящимися в ростке плодолистиками. Это проявляется Юпитер в образовании стебля, который затем развивает и плод, широкую сферу. У многих сливовых (Punus-Prunoiddeen), пруноидных, возникает в центре цветка только завязь, из которой возникает косточка [абрикос (Abrikose), вишня, миндаль (Mandellaum), персик (der Pfirsich), слива, черёмуха (die Trauenkirsche)].

Где плоды возникают с богатой мякотью, там это связано с целым образом дерева. Известный факт, что яблоня во время развития плода сдерживает общий вегетативный рост, особенно под землёй. Дерево, которое, как рябина, образует только маленькие плоды, имеет другое вегетативное развитие, чем яблоня. Рябина образует каждый год в своей светлой кроне более длинные побеги с перистыми листьями и зонтичноподобными соцветиями. На них созревает позднее ягода рябина (die Vogelberge) со скудной мякотью. У яблони крона тесная и густая. Цветы она распускает непосредственно из почек. Они образуются в прошедшем году под влиянием Луны и распускаются весной. Листья просты и большей частью на коротких ростках; после быстрого вегетативного развития наступает покой. На их месте возникает более высокая ступень преображённой вегетативной жизни – в плоде.

Фруктовые деревья понимают, если видят, что в них манифестирует Юпитер не как в обычных деревьях. Потому что отступившая вегетативная жизнь преобразуется в плодах в более высокую ступень, дерево само достигает вершины образования. Само собой разумеется, что природе это удаётся только через облагораживающее влияние человека. Это нужно развивать, чтобы действовало. У косточковых – пруноидных (Prunoideen) имеются плоды противоположного характера. Они развиваются без включения стебля только из завязи, это – отображение Луны. Внешние слои (Exokarp, Mesokarp) становятся кожей и мякотью, внутренние (Endokarp) твердеют до косточки вишни, сливы и т.д. Здесь как бы две оболочки семени. Та глубока разница семя- и косточко-фруктовых.

У семяфруктовых (Kernobst) плод достигает в процессе развития и преобразования субстанции своей высшей точки. Здесь интенсивное откровение Юпитера. У косточковых охватывается связанное с образованием семени сгущение и отчленение на плод. Луна и Сатурн приходят здесь к манифестации более, чем просто нормально.