Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
31-36.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
50.91 Кб
Скачать

31Экономические факторы в мировой политике

С конца прошлого столетия до середины 2007 г. в мировой эконо­мике наблюдался явный подъем. Затем его интенсивность снизилась. Падение темпов роста было вызвано финансовым кризисом, развернув­шимся вначале в США, а затем перекинувшимся на весь мир. К концу 2008 г. он стал перерастать в глобальный экономический кризис, кото­рый по масштабам был самым глубоким со времен Великой депрессии начала 30-х годов XX в.Парадокс состоит в том, что падение производства было вызвано теми же причинами, что и предшествовавший ему подъем. В их осно­ве — одновременное действие двух фундаментальных факторов: глоба­лизации и ускорения инновационного развития. Глобализация повлия­ла на количественные параметры происходящих в мировом хозяйстве процессов, инновации — на их качество.Подъем начала столетия опирался на глобализацию. Суть экономи­ческого измерения глобализации состоит в следующем:во-первых, в резком возраста­нии роли интернационального компонента всех звеньев общественного воспроизводства на национальных уровнях при преобладании внешних тенденций развития над внутренними в большем числе государств;во-вторых — в опережающем развитии международной экономики в целом по сравнению с внутренним производством в отдельных странах;в-треть­их — в интенсивном укреплении международных экономических взаи­мосвязей и росте взаимозависимости стран, регионов и хозяйствующих субъектов разного уровня.

По-настоящему нынешний этап экономической глобализации на­чался на рубеже 1980-1990-х годов, когда к главному течению процесса присоединились третий и особенно второй мир, в прошлом называв­шийся социалистическим Страны последних двух групп стали называться «формирующимися рынками» поскольку такими они казались по сравнению с развитым капиталистическим рынком.

Современный этап глобализации характеризуется ее теснейшим переплетением с инновационным развитием. В основе углубления меж­дународного разделения труда — растущая дифференциация высоко­технологичных конечных продуктов и полупродуктов.

Этот процесс про­исходит в условиях формирования:

- глобальных телекоммуникационных сетей,

- совершенствования информационных технологий,

- расширения сферы использования интернет-технологий,

- роста международной транс­портной инфраструктуры,

- применения передовых технических стандартов и методов корпоративного и государственного управления,

- развития транснационального предпринимательства, рассматривающе­го все мировое пространство как единое поле для бизнеса.

В большинстве стран в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) возрастает участие ино­странных фирм. ТНК создают новые научно-исследовательские цент­ры за пределами своей страны. В последнее время не менее половины всех заявок на патенты, поступавших в патентные бюро США и стран Евросоюза, имели иностранное происхождение, 3/4 лицензионного обо­рота приходилось на внутрифирменные отношения ТНК. Увеличива­ется круг стран, в которых происходит повышение наукоемкости производства, т.е. расширение масштабов НИОКР относительно размеров ВВП. Стали выравниваться показатели наукоемкости в развитых и ряде развивающихся стран.

На рубеже XXI в. наукоемкие производства давали 85% прироста мирового ВВП. В 2000-х годах возросло значение новых факторов про­изводства и создания стоимости. К ним относятся следующие виды ак­тивов:

- нематериальные (марки товаров, портфели заказов, лицензион­ные соглашения, клиентские базы данных);

- интеллектуальные (авторские права, ноу-хау, технологии);

- человеческие (образование, профессиональные компетенции, коммуникативные навыки);

- инфраструктурные (гудвил — условная стоимость деловых свя­зей, сетевые системы взаимодействия, коммуникационные тех­нологии). Распространение новых технологий не только при­вносит новые способы ведения хозяйства, но и формирует новые типы взаимоотношений в мировой экономике

Сочетание глобализации и инновационного развития обеспечило ускоренный рост мировой торговли товарами и услугами и еще более стремительный перелив капитала, нарастание потока мигрантов, транс­граничное движение огромных финансовых средств, намного обгонявшее темпы роста обслуживаемых ими производств и торговли, дальней­шую либерализацию внешнеэкономического обмена.

В 1990—2008 гг. объем мировой торговли расширялся в 1,6 раза быс­трее реального ВВП. Возрастало значение внешнего рынка в экономи­ческом развитии всех стран мира. С 1990 по 2006 г. доля экспорта в мировом ВВП возросла с 20,2 до 30,8%. Подобным же образом увеличивалась роль импортных поставок в удовлетворении внутреннего спроса.

Усилилось вымывание из товарооборота низкотехнологичных из­делий и ресурсоемкой продукции. Опережающими темпами развивалась торговля средне- и, особенно, высокотехнологичными товарами. Нарастали масштабы обмена узкоспециализированной уникальной про­дукцией. Этот процесс сопровождался развитием кооперации — меж­фирменной, подрядного кооперирования, совместного производства, договорной специализации. В условиях глобализации увеличивалось значение адресных поставок, а сами торговые связи приобретали ко­операционный характер. Вместе с тем за счет роста цен на промышленное сырье в течение 2000-х годов глобальные долгосрочные ценовые пропорции менялись в пользу сырьевого сектора мировой товарной тор­говли.

Услуги (маркетинг, инжиниринг, консалтинг, финансовые), которые локализованы гораздо больше, чем товары, и раньше имели в основном национальную привязку, активнее выходили в международный оборот. В настоящее время они составляют около 1/5 мирового экспорта това­ров и услуг. Причем это те коммерческие услуги, которые пересекли гра­ницу в открытой форме. Часть операций с услугами скрыта в торговле товарами. Значительный их объём мигрирует между странами в процессе зарубежного инвестирования капитала. Быстро развивалась такая форма международных экономических связей как офшорный аутсорсинг услуг — передача компаниями отдельных функций иностранным коммерческим организациям.

Глобализация способствовала ускорению международной миграции. По данным ООН, количество людей в мире, проживающих в иной стране, чем та, где они родились, возросло со 120 млн. в 1990 г. до 191 млн. человек в 2005 году. Подъем в мировой экономике охватывал все группы стран мира и был одним из самых синхронизированных за всю историю деловых цик­лов. Если в ходе предшествующего развития от глобализации экономи­ки выигрывали лишь развитые страны, то в 2000-х годах ситуация изме­нилась. Благодаря сочетанию глобализации и инновационного разви­тия благополучателями этого процесса стали ведущие развивающиеся страны, которые, наряду с США, стали локомотивами мировою эконо­мического подъема (табл. 1).

Основной вклад в высокую мировую динамику внесли Китай, Ин­дия, Бразилия и Россия. В 2000—2008 гг. ВВП Китая возрос вдвое, а Индии более чем на 70%. По объему этого показателя, измеренного в ценах, и по паритету покупательной способности национальных валют (ППС) в 2007 г. Китай вышел на второе место после США, а Индия опе­редила Германию.

Сильный импульс глобальному инновационному росту дал перевод исследовательских центров и лабораторий корпораций в развивающиеся страны, куда переместились промышленное производство, услуги и финансовые центры. Основными реципиентами стали Китай и Индия. По отдельным информационно-коммуникационным технологиям они перешли от «догоняющего» развития к «лидирующему».

Быстрое раз­витие производства в развивающихся странах, особенно Юго-Восточ­ной Азии, во многом опиралось на высокую норму сбережений и ог­ромный приток рабочей силы. Немалую роль в повышении динамики производства в них сыграл чистый приток капитала из развитых стран. Во многих из этих стран повысилась эффективность управления эко­номикой. В 2000-х годах увеличилась роль развивающихся стран в междуна­родных потоках ПИИ, притом не только в качестве импортеров, но и экспортеров капитала. Свою нишу, пока скромную, заняли страны Цен­тральной и Восточной Европы с переходной экономикой. Рост цен на сырьевых рынках обеспечивал подъем компаний этих стран. Важная черта современной транснационализации — возрастание корпораций из развивающихся стран в числе крупнейших ТНК. Если в 2006 г. среди 500 ведущих корпораций мира насчитывалось 20 компаний из стран БРИК (Бразилия. Россия, Индия, Китай), то в 2008 г. их число увеличи­лось до 62. Участились случаи приобретения ими контроля над запад­ными корпорациями.

Важный вопрос — роль развивающихся стран на мировых финансовых рынках. На них все активнее выходят компании и банки (государственные и частные) быстро развивающихся стран и стран с переходной экономи­кой — так называемых формирующихся рыночных экономик. Речь идет о Китае, Индонезии, Мексике, Южной Корее, Малайзии, Аргентине, Бра­зилии и России. Серьезную конкуренцию Нью-Йорку и Лондону создава­ли новые финансовые центры в Гонконге, Дубае, Сингапуре, Бомбее, Шанхае.

Изменилось соотношение сил в группе развитых государств. В 2000-х годах по объему ВВП и ВВП на душу населения США увеличили отрыв от стран Европейского союза и Японии. Сказались такие конкурентные преимущества США, как высокий инновационный и технологический потенциал, огромные вложения в человеческий капитал, мощь американских ТНК, а также сохранившееся положение доллара как главной резервной валюты.

Крупные изменения происходили в экономике Евросоюза, в которой продолжалось развитие интеграционных процессов. Формирова­ние экономического и валютного союза шло и вглубь. В 2004 г. число участников ЕС возросло с 15 до 25, к 2007 г. оно увеличилось до 27, а в 2013 г. до 28. Завершалось создание единого внутреннего рынка услуг. В 1999 г. была введена единая валюта — евро, начал действовать Европейский цент­ральный банк. С июля 2002 г. национальные валюты большинства стран ЕС были изъяты из обращения и осуществлен переход их хозяйствен­ного оборота на евро. В начале 2009 г. участниками зоны евро были 16 стран, в 2014 г. – 18 стран. За 10 лет своего существования евро, наряду с долларом, стал одной из двух ведущих валют мира.

В странах с переходной экономикой экономический рост возобно­вился в 1999 г., а с 2000 г. они стали развиваться динамичнее любой дру­гой группы государств мира. Формирование рыночной экономики и интеграция этих стран в мировое экономическое пространство способ­ствовали ускорению их развития. Вместе с тем их подъем происходил после столь глубокого спада, что уровень ВВП на душу населения в этих странах все еще не превысил уровень 1980 г.

В результате произошло перераспределение сил и мировом хозяйстве. Значительно укрепились позиции развивающихся, прежде всего азиат­ских, стран в мировой экономике. Заметно возросла роль стран с пере­ходной экономикой. Быстрорастущие экономики теснят старых лидеров. Несколько сократился разрыв по уровню экономического развития — ВВП на душу населения — между развивающимися и развитыми странами. На рубеже второго десятилетия нового века в мировой экономике сохраняется неопределенность. Принимаемые решения беспрецедентны в истории рыночной экономики, они во многом противоречат мно­гим фундаментальным ценностям и ориентирам, на которых основывается общество свободного предпринимательства. Неясно, когда ан­тикризисные меры, предпринятые правительствами и центральными банками ведущих развитых стран, позволят мировой экономике вер­нуться на траекторию быстрого развития. Бесспорно одно — эти меры создают принципиально новые условия для функционирования рыноч­ной экономики в будущем, в перспективе мировoe хозяйство будет раз­виваться на более эффективной основе. Важную роль в его оздоровле­нии сыграет глобализация, которая в конечном экономическом итоге необратима. Кризис расчищает путь для перехода к новому экономи­ческому укладу. Серьезную трансформацию, возможно, претерпят от­ношения собственности. Произойдет упрочение влияния государства в мировой экономике. Однако регулируемый рынок останется его фун­даментальной основой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]