Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник обучающихся.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Список использованных источников

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М. : Омега-Л, 2014.

2 Об опеке и попечительстве : ФЗ от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ.

3 Дежнев А. Принятие мер попечения о несовершеннолетних детях, оставшихся без присмотра и помощи в связи с задержанием или заключением обвиняемого (подозреваемого) под стражу / А. Дежнев // Уголовный процесс. 2010. № 1. С. 87.

4 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 552.

5 Статья 30 Федерального закона РФ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. №. 29. Ст. 2759.

6 Пункт 7 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. // Бюллютень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51.

7 Кассационное определение Верховного Суда РФ от 15.12.2005 г. Дело № 58-о05-53 // СПС «КонсультантПлюс».

8 Статья 13 Федерального закона РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26.

УДК: 346.9

М.Г. Оськин

Хабаровский государственный университет экономики и права

научный руководитель Н.В. Корнилова, канд. юрид. наук, доцент

Общая характеристика и история развития корпоративных захватов в российской федерации

Работа посвящена анализу такого явления, как корпоративный захват (враждебное поглощение), основных этапов возникновения данных процессов на территории Российской Федерации, их закономерностей и видов.

Ключевые слова: корпоративный захват, рейдерство, гринмэйл, корпоративный шантаж.

M.G. Oskin

GENERAL DESCRIPTION AND HISTORY OF CORPORATE CAPTURE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The work is devoted to analysis of the phenomenon as a corporate takeover (hostile takeover), the main stages of the emergence of these processes on the territory of the Russian Federation, their patterns and species.

Keywords: corporate capture, raiding, greenmail, corporate blackmail.

Дать полную правовую характеристику такому явлению, как корпоративный захват (враждебное поглощение) достаточно сложно, т.к. данный вид правонарушений возник в РФ относительно недавно.

Определенные недостатки реформирования социально-экономической, правовой и прочих областей деятельности РФ, несовершенство законодательно-правовой базы являются основными причинами возникновения корпоративных захватов [1].

Исходя из данных компаний, специализирующихся на правовой защите бизнеса, можно сделать вывод, что ежемесячно в РФ возникает не менее 20 корпоративных конфликтов, которые освещаются в СМИ. В связи с тем, что огласке придается лишь малая часть случаев, можно предположить, что реальное количество корпоративных конфликтов превышает вышеуказанную цифру в два-три раза.

Некоторые специалисты считают, что актуальность темы враждебных поглощений снижается, но актуальным остается анализ дружественных слияний для контроля над бизнесом с позиции конкурентного законодательства [2].

Характеризуя понятие корпоративного захвата, с целью выявления закономерностей и основных этапов данного процесса, необходимо рассмотреть историю развития враждебных поглощений.

Совершенствование механизмов крупных корпоративных захватов в РФ непосредственно связано с процессом проведения приватизации.

Процесс приватизации 90-х годов XX века оказал негативное влияние на структуру корпоративного управления, владельцами компаний становились их бывшие директоры, практически даром получившие активы. [3].

Крупные корпоративные захваты в РФ осуществлялись еще задолго до 2000 – 2004 годов, когда только начали появляться первые публикации о новых явлениях: «недружественные поглощения», «рейдерство» и «корпоративные захваты» [4].

Изначально корпоративные захваты предприятий проходили достаточно просто, по тому же алгоритму, при котором крупные игроки получали наиболее выгодные объекты государственной собственности. Только предметом купли-продажи были уже акции, а не ваучеры, как в период приватизации. Рейдеры скупали акции по договорам купли-продажи у акционеров за минимальную цену, а после формирования необходимого пакета акций (51%) проводили внеочередное собрание акционеров компании и меняли руководителя организации. [5]

Внесение изменений в учредительные документы, проведение внеочередных собраний учредителей, обжалование в судебном порядке действий руководителя организации – все эти действия совершаются рейдерами для захвата контроля над компанией и ее активами. Но даже в том случае, когда захватчики не обладают необходимой долей участия в компании (акции, доля в уставном капитале), у них остается возможность произвести корпоративный захват данной организации. Зачастую для этого рейдеры использую процедуру банкротства.

Существует несколько видов рейдерства: «белое» (greenmail), «серое» и «черное». Greenmail ставит своей целью получение необоснованного обогащения либо как получение имущественных или неимущественных отступных за отказ от претензий, либо как продажа с завышением цены своего пакета акций, либо как получение таких выгод и преимуществ, которые законным образом в существующих условиях хозяйственного оборота получить невозможно. Анализируя деятельность рейдеров, практикующих greenmail, необходимо разделить между собой понятия «недружественное (враждебное) поглощение» и «greenmail» (корпоративный шантаж).

Враждебное поглощение направлено на получение полного контроля над организацией-целью против воли собственника этой организации.

Целью greenmail же является продажа собственникам компании пакета акций миноритарного акционера по высокой (намного выше рыночной) цене. Greenmail представляет собой высокоинтеллектуальное вымогательство.

Завладев пакетом акций (пусть даже небольшим), захватчик (уже акционер) или его законный представитель, действующий на основании доверенности, начинает активно препятствовать нормальной деятельности и функционированию компании. Захватчик использует свое законное право на обращение в судебные органы и оспаривает решения, принятые Советом директоров или общим собранием акционеров, инициирует внеочередное собрание акционеров, требует отменить принятые исполнительным органом общества решения и т.д. Вышеуказанные действия рейдера усугубляют положение компании еще и тем, что помимо обращения в суд с исковым заявлением, захватчик требует принятия мер по обеспечению иска, направленных на наложение ареста на пакеты акций добросовестных акционеров компании, запрет голосования на общем собрании акционеров и т.д.

Всеми вышеуказанными действиями корпоративный захватчик, использующий greenmail, фактически вынуждает владельцев компании заплатить такому акционеру своего рода отступные, которые чаще всего намного превышают стоимость пакета акций, находящегося в его собственности.

Организации, основной деятельностью которых является greenmail, имеют в своем арсенале большое количество ресурсов для создания ограничений и препятствий нормальному функционированию компании-цели. Грамотно выстроенная стратегия greenmail вполне может повлечь за собой враждебное поглощение компании, либо является первоначальным этапом в процессе корпоративного захвата. Если же попытка враждебного захвата не привела к должным результатам, рейдеры, как правило, компенсируют свои затраты на провалившийся проект отступными, размер которых значительно превышает потраченные в реальности средства.

На территории РФ greenmail – достаточно редкое явление, в силу того, что руководство компаний-целей, прошедшее период передела собственности 90-х годов XX века, достаточно спокойно воспринимают угрозы, связанные с манипулированием акциями компании. В данном случае захватчики прибегают к «серым» схемам рейдерства, нарушая при этом гражданско-правовые отношения. Если же и эти действия не приводят к необходимому результату, то в ход идет нарушение норм уголовного права (так называемое «черное» рейдерство).

Несмотря на то, что риски для захватчиков при «сером» и «черном» рейдерстве намного выше, чем при greenmail, корпоративные захватчики нередко в первую очередь применяют именно их. Это связанно с большими временными и интеллектуальными затратами при сложных легальных схемах враждебных поглощений и с высокой эффективностью незаконных схем по сравнению с корпоративным шантажом [6].

Можно выделить две условные группы организаций, занимающихся корпоративными захватами:

1) Олигархические группы, которые поглощают активы и компании в целях диверсификации или развития собственного капитала. Данные компании, как правило, обладают мощными ресурсами, необходимыми для враждебных захватов (финансовыми и административными), а также нанимают профессиональных корпоративных юристов.

2) Инвестиционные компании, корпоративные поглощения для которых являются основным бизнесом. Данные компании ставят своей целью корпоративный захват организаций или части ее активов с последующей перепродажей по максимально возможной цене, либо диверсификацию активов собственного бизнеса. Эти компании также обладают достаточно мощными ресурсами, необходимыми для захвата компании-цели [7].

Вышеуказанные организации, занимающиеся гринмэйлом, стараются максимально использовать интеллектуальные возможности юристов, и нацелены в основном не столько на поглощении компании-цели, сколько на получении денежной компенсации, в качестве отступных.

В настоящее время большинство компаний занимающихся корпоративными захватами представляют собой крупные организации, официальным видом деятельности которых являются инвестиции. Практически все из них были организованы в 1990-х годах и основной своей деятельностью выбрали корпоративные захваты. С учетом специфики деятельности (получаемых результатов) к настоящему времени такие компании владеют не только предприятиями, но и большим количество недвижимости и земли. Используя аффилированность представителей власти (в том числе и в правоохранительных органах), а также все многообразие ресурсов, такие компании эффективно занимаются корпоративными захватами [8].

Стоит отметить, что рейдерство в РФ преследует спекулятивные, а не производственные цели. В городах центральной части РФ, областных центрах и других, в которых велика стоимость недвижимого имущества, враждебный захват компаний осуществляется с целью завладеть их недвижимостью. Инфраструктура же таких организаций (научно-исследовательские базы, производственные мощности) ликвидируются захватчиками ввиду ненадобности. Это лишает государство уникальных производств и научных групп.

Нередка практика, когда враждебное поглощение напрямую связанно с незаконным банкротством компании-цели. Очень часто среди рейдеров можно встретить бывших арбитражных и кризисных управляющих, имеющих огромный опыт в сфере банкротства организаций [9].

Исходя из вышеописанного, в развитии корпоративных захватов в РФ можно выделить следующие этапы:

1) Процесс распада СССР (1990-1993г.г.). На данном этапе для проведения внеочередного общего собрания акционеров с целью избрания нового руководителя компании достаточно было владеть 3% акций. Далее захватчики через суд добивались полного управления всей компанией-целью.

2) Процесс приватизации и залоговых аукционов (1995-1999г.г.). На данном этапе сформировалось большинство собственников финансовых ресурсов, которым необходимы были еще большие активы. В этот период доходность корпоративных захватов доходила до 1000%.

3) Так называемое «Дело ЮКОСа» (начало 2000г.). Этот этап специалисты характеризуют началом государственного рейдерства. После «дала ЮКОСа» начался глобальный передел собственности.

4) Мировой финансовый кризис (2008-2010г.г.). Мировой финансовый кризис вызвал у большого числа организаций дефицит финансовых активов, в частности оборотных средств, что повлекло за собой парализацию хозяйственной деятельности этих компаний. Т.к. значительная часть недвижимого имущества таких организаций выступала в качестве залогов в банковских организациях, характер корпоративных захватов переместился в сторону применения «серых» схем и отказа от насильственных способов захвата компаний.

5) Принятие так называемых «антирейдерских» поправок в законодательство РФ (с 2010г. по настоящее время).

Проведя анализ специальных научных литературных источников можно сделать вывод, что изучение такого явления как враждебные поглощения представляют особый интерес для современных исследователей в сфере многих правовых отраслей, в том числе и гражданского права, однако степень такого рода исследований невелика.