Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник обучающихся.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Список использованных источников

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 4) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.

2 О правопреемстве фирменных наименований акционируемых государственных предприятий : пост. ВС РФ от 15.04.1993 г. № 4814-1 // Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 614.

3 Тимонин Д. А. Возникновение права на фирменное наименование : исторический аспект / Д. А. Тимонин // История государства и права. 2012. № 6. С. 18–22.

4 Тимонин Д. А. О сущности фирменного наименования / Д. А. Тимонин // Юрист. 2013. № 5. С. 25–27.

5 Чежия Д. Ю. Гражданско-правовая охрана фирменных наименований : дис. канд. юрид. наук / Д. Ю.Чежия. СПб., 2007. 187 с.

УДК 347.122

В.А. Ковалев

Хабаровский государственный университет экономики и права

научный руководитель Н.В. Корнилова, канд. юрид. наук, доцент

Правосубъектность как основа определения статуса воинской части

Работа посвящена определению статуса воинской части, как субъекта гражданских правоотношений. Цель исследования – раскрыть понятие гражданской правосубъектности воинской части.

Ключевые слова: Гражданские правоотношения, Вооруженные силы РФ, субъект, воинская часть, правосубъектность, гражданско-правовой статус.

V.A. Kovalev

Personality as the basis of certain status of military unit

The work is dedicated to the definition of the status of a military unit, as the subject of civil legal relations. The purpose of research - to reveal the notion of civil capacity of a military unit.

Keywords: civil relations, the Armed Forces of the Russian Federation, military unit, legal personality, civil status.

Любая социальная система обладает характеристиками состава, структуры и функционирования, где состав это перечень элементов системы, структура - инвариант отношений между элементами системы (целевые связи), функционирование - это динамическое состояние системы в условиях технологической дисциплины. Если рассматривать гражданские правоотношения, как систему, то одним из элементов этот системы является ее субъектный состав.

Гражданские правоотношения, обладают индивидуальными признаками, выраженными в том, что их субъекты обособлены друг от друга, как в имущественном, так и в организационном плане, в силу чего они самостоятельны, независимы друг от друга. В связи с этим вопрос о правовом статусе субъектов гражданских правоотношений, вызванный рядом экономических и правовых причин, является актуальным. Экономическая ситуация внутри государства обуславливает статус субъектов гражданских правоотношений, и влияет на их индивидуальные признаки. Экономические причины объективно свидетельствует о необходимости привлечения воинских частей к участию в гражданском обороте, в связи с тем, что сформирована территориально-отраслевая система финансового обеспечения Вооруженных Сил РФ, в том числе и воинских частей. Установленное в Конституции РФ положение о правовом государстве (ст.1 п.1), определяет характер общественных отношений, который складывается между субъектами гражданского права, исходя из этого весь спектр общественных отношений регулируется нормами права. Однако объективная ситуация в сфере гражданских отношений складывается таким образом, что воинские части участвуют в гражданском обороте как субъекты права, но их статус нормативно не установлен.

Для достижения своих целей, таких как сдерживание и отражение военных и военно-политических угроз, либо посягательств на интересы РФ, защита экономических и политических интересов РФ, осуществление силовых операций в мирное время, применение военной силы, воинские части должны иметь необходимые для этого ресурсы. Снабжение этими ресурсами осуществляется, как правило, централизовано через довольствующие органы Министерства обороны Российской Федерации. Однако, система централизованных поставок не обеспечивает все потребности воинских частей в материально-бытовом и культурном плане, то есть в постоянном материально-бытовом обеспечении своей повседневной жизнедеятельности. Для реализации этих целей воинские части вынуждены непосредственно участвовать в гражданских правоотношениях, при заключении договоров на поставку электрической и тепловой энергии, водоснабжения, организации питания, технического обслуживания зданий, гражданской техники и т.п. Поэтому воинские части, выполняя для себя несвойственную деятельность, вынуждены вступать не только в административно-правовые отношения, но и гражданско-правовые.

Решение данного вопроса позволит единообразно осуществлять правоприменительную практику в воинских частях, в тех областях, где воинские части участвуют в гражданско-правовых отношениях. Нерешенность данного вопроса приводит к неоднозначному отношению судов всех уровней входящих в судебную систему РФ к статусу воинских частей, вследствие чего это часто приводит к необоснованному отказу в принятии исковых заявлений, тем самым затрудняя возможность воинских частей защищать свои гражданские права, и нарушению конституционного права на судебную защиту. Тот факт, что в настоящее время законодательно не урегулирована возможность воинских частей отвечать имуществом по своим обязательствам, также свидетельствует о неопределенности их гражданско-правового статуса.

Многие правоведы включают в содержание гражданских правоотношений термин «правосубъектность», это связано с тем, что необходимым элементом любого правоотношения являются его участники, иными словами его субъекты. Аналогичным образом состав субъектов определяется в правовых институтах, поскольку бессубъектного правового регулирования не может быть. Поэтому в данных случаях термин «правосубъектность» обозначает то же самое, что и «субъект права», лишь слагаемые этого термина – «право» и «субъект» - поменялись местами [1, С.11]. Поэтому понятно, что термин «правосубъектность» не является обозначением какого-то нового понятия, отличного от понятия «субъект права».

Понятие правосубъектности связано с возможностью участников имущественных и неимущественных отношений иметь субъективные правами и нести обязанности, т.е. обладать юридической способностью к участию в гражданском обороте, при наличии предусмотренных законом оснований.

Встает вопрос: какие субъекты общественных отношений должны наделяться статусом юридического лица [2], и, следовательно, обладать гражданской правосубъектностью. Очевидно, что те, которые исходя из своего экономического положения должны вступать в гражданский оборот, реализуя или приобретая имущество, являться стороной обязательства по выполнению работ, оказанию услуг, возмещению причиненного вреда. Те лица, которые не соответствуют указанным признакам, не должны наделяться статусом юридического лица, чтобы не быть препятствием в функционировании экономики и не мешать развитию рыночного хозяйства.

Определяя основные характеристики участия субъектов гражданского права в гражданских правоотношениях, через определение порядка, формы и характера их участия, реорганизации и ликвидации юридических лиц в качестве субъектов имущественных правоотношений, гражданская правосубъектность является одной из методологических категорий науки гражданского права. Категория юридического лица, в свою очередь играет основополагающую роль в системе гражданско-правовых способов воздействия на экономику[3].

Сама категория правосубъектности имеет фундаментальное значение в науке гражданского права. Например, О.С.Иоффе выделяет и ставит в один ряд по своей значимости для науки гражданского права три понятия, называя их центральными, - правосубъектность, право собственности и обязательство[4. C. 104]. Данная точка зрения разделяется нами, поскольку, не определив признаки правосубъектности, невозможно установить, кто же является субъектами гражданского правоотношения, что влечет отсутствие возможности к регулированию этих бессубъектных отношений. Поэтому для регулирования существующих отношений, необходимо определиться с кругом участвующих в этих правоотношениях лиц, следовательно, определить понятие и содержания правосубъектности.

Проблема определения правосубъектности государственных органов «представляет собой наиболее сложную среди всех проблем, относящихся к теме юридического лица»[5]. Несмотря на сложность проблемы, правовая конструкция юридического лица необходима для эффективного функционирования экономики, что обуславливает обязанность определить правосубъектность государственных органов в имущественном обороте, чтобы они могли нормально и эффективно осуществлять свою деятельность и выполнять возложенные на них задачи.

Воинские части и их соединения являются основными организационно-составными элементами Вооруженных Сил РФ. В воинских частях решается большинство вопросов боевой подготовки и административно-хозяйственной деятельности. Поэтому воинские части - это относительно самостоятельные боевые и административно-хозяйственные единицы Вооруженных Сил РФ.

В связи с этим, воинские части можно определить как боевые подразделения, финансируемые исключительно из федерального бюджета РФ, являющиеся тактически и административно-хозяйственно самостоятельными организационными единицами Вооруженных Сил РФ, основная деятельность которых регламентируется общевоинскими уставами РФ.

Наделение воинской части статусом субъекта гражданского права, признание за ней гражданской правосубъектности, означает признание за воинской частью способности быть субъектом имущественных и связанных с ними неимущественных правоотношений.

Таким образом, гражданскую правосубъектность воинской части можно определить как социально-экономическую возможность воинской части быть участником гражданских правоотношений.

Вместе с тем, существует мнение о целесообразности лишения воинских частей, а также соединений и объединений Вооруженных Сил РФ, статуса юридического лица, что будет влечь утрату гражданской правоспособности, однако это не имеет под собой глубокого научного основания, не учитывает гносеологию данной проблемы и сложившуюся правоприменительную практику.