Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник обучающихся.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Список использованных источников

1 Уголовный кодекс Российской Федерации : ФЗ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.03.2015 г. № 67-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2 Баранов Ю. В. Система стадий ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания / Ю. В. Баранов // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 135–140.

3 Баранов Ю. В. Сущность ресоциализации осужденных к лишению свободы и лиц, освобожденных из мест лишения свободы / Ю. В. Баранов // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 25–31.

4 Гришко А. Я. Правовое обеспечение реформы исполнения наказаний в виде лишения свободы / А. Я. Гришко // ЧЕЛОВЕК : преступление и наказание. 2011. № 3. (66). С. 20–29.

5 Евтушенко И. И. Вопросы социальной адаптации лиц, освобожденных досрочно из мест лишения свободы / И. И. Евтушенко, М. В. Рудик // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 12–22.

6 Калиненко А. А. Смысложизненные ориентации осужденных пенитенциарных учреждений, находящихся в условиях длительной социальной депривации / А. А. Калиненко // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. 2012. № 26. С. 118–122.

7 Колесникова Н. Е. Актуальные проблемы ресоциализации осужденных молодежного возраста, отбывающих наказание в виде лишения свободы / Н. Е. Колесникова, А. И. Шипилов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3 (58). С. 45–56.

8 Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь – декабрь 2014 г.) : информационно-аналитический сб. Тверь, 2015. 243 с.

9 Садовникова М. Н. Институционализация ресоциализации несовершеннолетних осужденных в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы / М. Н. Садовникова // Вестник Томского гос. ун-та. - 2011. № 336. С. 115–118.

УДК:343.542.2

Е.О. Зоркальцева

Хабаровский государственный университет экономики и права

научный руководитель А.Б. Утямишев, канд. юрид. наук, доцент

Проблемы предупреждения сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних

Работа посвящена мерам, направленным на усиление уголовно-правовой охраны половой неприкосновенности и половой свободы личности. Цель исследования – определение основных тенденций изменения уголовного законодательства в части усиления ответственности за преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова: преступления сексуального характера, половая неприкосновенность несовершеннолетних.

E.O. Zorkaltseva

PROBLEMS PREVENTION OF SEXUAL CRIMES AGAINST JUVENILES

The work is devoted to measures aimed at strengthening the criminal law protection of sexual inviolability and sexual freedom of the individual. The purpose of research – to determine the main trends of the criminal law to strengthen accountability for crimes against life, health and sexual integrity of minors.

Keywords: sexual offenses, sexual inviolability of minors.

Обеспечение безопасности детей - основополагающая составляющая мира и безопасности в стране. В последнее время общественность крайне обеспокоена участившимися посягательствами на жизнь и здоровье несовершеннолетних, педофилией, влиянием Интернета на сознание и нравственность детей. Повышенная виктимность несовершеннолетних, в особенности лиц до 14 лет, приводит к тому, что они часто становятся жертвами преступлений, среди которых особо следует выделить преступления против половой неприкосновенности, оказывающие наибольшее негативное воздействие на формирование личности, порой наносящие непоправимый урон ее нормальному физическому и нравственному развитию.

Пункт 38 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определяет, что "главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью…[1]

Как показывает та же статистика и результаты рассмотрения уголовных дел, в российском обществе недооценивается опасность последствий посягательства на половую неприкосновенность несовершеннолетних. Например, возросло количество прекращенных дел в связи с примирением сторон по ст. 134 Уголовного кодекса РФ – с 9 до 491 за период с 2003 по 2013 годы. Если в 2003 году по этой статье дела прекращались лишь в отношении каждого восьмого (12%), то в 2013 году - практически в отношении каждого третьего (32,2%). Причем около 90% прекращенных дел были закрыты в связи с примирением растлителя с потерпевшим[2].

Учитывая определенную тенденцию к увеличению количества половых преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, законодатель принимает меры, направленные на усиление уголовно-правовой охраны половой неприкосновенности и половой свободы личности. Существенные изменения, усиливающие уголовную ответственность за данного вида посягательства, были внесены в УК РФ Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних»[3]. К сожалению, внесенные изменения не лишены системных противоречий и формально-логических неточностей.

Изменения уголовного законодательства в части усиления ответственности за преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних по своему содержанию условно можно подразделить на следующие группы: изменения и дополнения, которые произвели усиления наказуемости преступлений против жизни, здоровья, половой свободы и неприкосновенность несовершеннолетних (ст. 47, 79, 80 УК РФ и т.п.); изменения, которые установили дополнительные квалифицированные составы в отношении данной группы посягательств (п. "в" ч. 2 ст. 105, п. "б" ч. 2 ст. 111, п. "в" ч. 2 ст. 112 УК РФ и т.п.); изменения редакций статей уголовного законодательства (ст. 131, 132, 134, 135 УК РФ и т.п.); появление уголовно-правовых новелл (примечания к ст. 134 УК РФ и т.п.). Казалось бы, введение в действие и применение на практике новой редакции уголовного закона должны сопровождаться процессом значительного повышения эффективности уголовно-правовой защиты ребенка от посягательств, сопряженных с сексуальными совращениями и сексуальной эксплуатацией. Насколько точно и правильно будут применяться новые уголовно-правовые нормы в судебной практике, во многом будет зависеть в целом успех в деле борьбы с преступностью в отношении несовершеннолетних. Однако, как показал анализ уголовного законодательства и практики его применения, проведенные изменения не смогли устранить недостатки УК РФ, а некоторые из новелл создали серьезные противоречия уголовно-правового регулирования.

Во-первых, вызывает критику установление такого квалифицированного признака, отягчающего ответственность, как совершение преступлений в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста. Общественная опасность любого посягательства в отношении несовершеннолетнего связана с особенностями возрастной характеристики потерпевшего. Именно по этой причине уголовное и уголовно-процессуальное законодательство вносит дополнительные гарантии в защиту интересов несовершеннолетнего.

Также законодатель исключил из числа квалифицирующих видов посягательств на половую свободу и неприкосновенность несовершеннолетнего признак "заведомость". Таким образом, сегодня правоприменитель поставлен в "тупик", так как согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 11 при применении закона об уголовной ответственности за совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего лица либо не достигшего четырнадцатилетнего возраста ответственность наступает лишь в случаях, когда виновное лицо достоверно знало о возрасте потерпевшего лица (являлось родственником, знакомым, соседом) или когда внешний облик потерпевшего лица явно свидетельствовал, например, о его возрасте[4]. Добросовестное заблуждение, возникшее на основании того, что возраст потерпевшего лица приближается к 18-летию или в силу акселерации оно выглядит взрослее своего возраста, исключает вменение виновному лицу данного квалифицирующего признака. Исключение признака "заведомости" из текста уголовного закона нельзя признать обоснованным, поскольку создаются предпосылки для объективного вменения[5, стр13].

Раскрывая в диспозиции ст. 134 УК РФ дефиницию "иные действия сексуального характера" законодатель указал только два из множества форм подобных действий "мужеложство или лесбиянство", тем самым оставив за рамками квалификации многие другие формы действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего 16 - летнего возраста.

Многие нормы данной группы преступлений содержат разного рода противоречия, вызванные законодательными погрешностями и ошибками. Проблема предупреждения сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних нуждается в дальнейшей теоретической проработке. Законодатель еще не раз будет возвращаться к вопросам обновления уголовно-правового запрета по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних.