Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник обучающихся.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Список использованных источников

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (1 ч). - Ст.5496.

2 Положения о фирме, утв. Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22.06.1927 г.

3 Лощилин, В.С. Соотношение прав на фирменное наименование и товарный знак: судебная практика /В.С.Лощилин // Корпоративный юрист.2012. №5. С.44-49

4 Старженецкий, В.К. Столкновение средств индивидуализации: подходы судебной практики / В.К.Старженецкий // Вестник ВАС РФ. 2011. № 2.С. 29-33

5 Постановление ФАС Северо-западного округа от 3.10.2008 г. по делу N А56-51664/2006 // СПС «Консультант +»

6 Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.12.2008 г. по делу N А79-3016/2008 // СПС «Консультант +»

УДК 347.122

В.А. Ковалев

Хабаровский государственный университет экономики и права

научный руководитель Н.В. Корнилова, канд. юрид. наук, доцент

Проблема участия воинской части в гражданско-правовых отношениях

Работа посвящена участию воинской части в гражданско-правовых отношениях, на основе этого определению статуса воинской части. Цель исследования - раскрыть статус воинской части в гражданско-правовых отношениях.

Ключевые слова: Статус, воинская часть, правовой статус, Вооруженные Силы.

V.A. Kovalev

Problems of participation of military units in civil law relations

The work is dedicated to the participation of the military in civil law relations on the basis of the definition of the status of a military unit. The purpose of research - to reveal the status of the military in civil relations.

Keywords: status, military units, legal status, armed forces.

Актуальность разработки темы данной статьи обусловлена потребностью формирования практики рассмотрения судебных споров с участием воинских частей. В научной среде имеются работы авторов, которые рассматривают правовые аспекты деятельности воинской части, однако автор считает необходимым рассмотреть вопрос о статусе воинской части как участника судопроизводства.

Исходя из норм, содержащихся в ч. 1 ст. 37 ГПК РФ, для того, чтобы сторона имела способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) она должна иметь статус организации.

В силу ч.1 ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Исходя из системного анализа вышеуказанных норм, следует, что являться ответчиком либо истцом в суде может организация, обладающая статусом юридического лица.

В связи с чем, у судей возникает необходимость установить статус воинской части как юридического лица.

Для разрешения данного вопроса проанализируем научно-правовые подходы и нормативно-правовые акты, регламентирующие статус воинской части.

Долгое время в российском гражданском и военно-административном праве вопрос правового положения воинской части, как хозяйствующего субъекта оставался открытым, вызывал много споров и противоречий.[1]

Вопрос о правовом статусе воинских частей как участников гражданских правоотношений и возможности их самостоятельного участия в этом впервые в юридической литературе был поставлен А.В. Дозорцевым.[2]

Однако глубокой разработки этот вопрос не получил. Первые фундаментальные научные результаты по данной проблематике были получены А.А. Беспаловым [3]. Предложенные им подходы к применению данного вопроса предопределили основополагающие взгляды на правосубъективность военных организаций и практические подходы к методам разрешения вопросов их деятельности в гражданских правоотношениях, однако правовой статус военной организации как участника данной деятельности рассматривается в условиях экономики советского периода.

В новых экономических условиях исследование вопросов правового статуса воинской части как юридического лица были предприняты В.В. Бараненковым [4], и другими юристами. Так, И.А. Нагорный определяет воинскую часть как самостоятельный вид государственной организации, представляющий собой организационно самостоятельную боевую и административную единицу во всех видах Вооруженных Сил, которая финансируется через государственный бюджет, имеет отдельный штат, самостоятельного управления и хозяйства, имеет права пользования гербовой печатью, оперативного управления имуществом и др. Особенности воинской части как вида государственной организации состоят в том, что ее организационная самостоятельность проявляется не только в административно-хозяйственной, но и в боевой деятельности; внутренний порядок в ней регулируется общевоинскими уставами; ей вручается Боевое знамя; она имеет собственное (действительное и условное) наименование; ее личный состав включает только граждан РФ и делится на военнослужащих, рабочих и служащих [5].

Анализ законодательства и иных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что воинские части имеются не только в составе ВС РФ, но и в других федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба.

В связи с чем судьям при рассмотрении споров с участием воинских частей при выяснении вопроса является ли «воинская часть» субъектом судопроизводства, т.е. обладает ли она правами и обязанностями как самостоятельный участник правоотношений, необходимо учитывать действующее законодательство, регламентирующее правовое положение федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Согласно ч.1 ст.2 ФЗ от 06.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" [6] военная служба проходит в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

На основании изложенного, судье необходимо определить в систему каких органов исполнительной власти входит воинская часть, являющаяся стороной по делу.

Согласно ст.11 Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, воинская часть наделана правовым статусом, которая занимается обеспечением поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности воинской части и подразделений, не входящих в ее состав, но состоящих у нее на обеспечении, осуществляет управленческие, обеспечивающие и иные функции в соответствии с законодательством РФ.

Указом Президента РФ от 16.08.2004г. №1084 "Вопросы Федерального агентства специального строительства" [7] определено, что инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования являются элементами Федерального агентства специального строительства. К указанным воинским формированиям относятся инженерно-технические воинские части и дорожно-строительные воинские части.

При анализе документов, определяющих статус «воинской части», суду на практике представляется сложным установить: является ли участвующая в деле воинская часть юридическим лицом, что впоследствии влечет за собой судебные ошибки.

Следовательно, чтобы правильно использовать правовой термин "воинская часть", правоприменителю необходимо в каждом конкретном споре разбираться в сущности регулируемых общественных отношений. Целесообразнее этот вопрос было бы решить единым нормативным правовым актом, закрепляющий правовой статус воинской части.

На взгляд автора, в данной ситуации был бы применим подход, изложенный Шестаковым А. в статье «Гражданско-правовая природа воинской части» [8], согласно которой на законодательном уровне закрепить статус воинской части, как филиала юридического лица, которое будет создано для обеспечения функций федеральных органов власти в области военной службы.