Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник обучающихся.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Список использованных источников

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 1.10.2015 г.) // СПС «ГАРАНТ».

2 Быков В. М. Проблемы применения ст. 210 УК РФ в новой редакции Федерального закона от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ // Право и политика. 2011. № 1. С. 99–105.

3 Голик В. Ю. Вор в законе, а закон в понятии // URL: http://www.ng.ru/ng_politics/2009-11-17/15_vor.html.

4 Данные судебной статистики // http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=1776

5 Королев А. С. Борьба с преступными авторитетами в рамках новых положений Уголовного кодекса Российской Федерации (краткий анализ изменений, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ) // Российский следователь. 2010. № 19. С. 21.

6 Куфлева В. Н. Уголовное законодательство о борьбе с преступными сообществами (преступными организациями) : необходимость модернизации // Российский следователь. 2012. № 23. С. 27–29.

7 Никитенко И., Якушева Т. Организация преступного сообщества : проблемы квалификации // Уголовное право. 2010. № 5. С. 61.

8 Топильская Е. В. Некоторые проблемы реализации уголовной ответственности по статье 210 Уголовного кодекса Российской Федерации // Адвокатская практика. 2013. № 4. С. 27–31.

УДК 341.461

Я.С. Руссу

Хабаровский государственный университет экономики и права

научный руководитель Н.А. Корнилова, канд. юрид. наук, доцент

Эмиссионные ценные бумаги в корпоративном праве

Работа посвящена исследованию юридической природы эмиссионных ценных бумаг и их роли в корпоративном праве, а так же правовых коллизий в правовом регулировании ценных бумаг. Цель исследования – определить место эмиссионных ценных бумаг в российском корпоративном праве, провести исследование соответствия легальных дефиниций ценных бумаг в гражданском законодательстве.

Ключевые слова: Корпоративное право. Ценные бумаги. Эмиссия. Эмиссионные ценные бумаги. Коллизия в праве.

Y.S.Russu

EMISSIVE SECURITIES IN CORPORATIVE LAW

The article is devoted to research of the legal nature of emissive securities, and their role in corporative law, and also to research legal collisions in legal regulation of emissive securities. The aim of research is to identify the place of emissive securities in Russian corporative law, and to make a research the conformity of legal definitions of the securities in civil law.

Keywords: corporative law, securities, emission, emissive securities, legal collisions.

Действующее гражданское законодательство определяет эмиссионную ценную бумагу как любую ценную бумагу, в том числе бездокументарную, которая одновременно: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением формы и порядка установленной Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»[1]; размещается выпусками; и имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Эмиссионные ценные бумаги входят в более широкий институт гражданского права, именуемый ценные бумаги. Ценные бумаги представляет собой документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права (отметим, что ранее действующее законодательство определяло, что ценная бумага может удостоверять только имущественные права, что, по мнению Крашенинникова, сильно сужало определение и не отражало реального положения дел), осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов. Ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав (бездокументарные ценные бумаги). Как и иные ценные бумаги, эмиссионная ценная бумага является документарным удостоверением некой совокупности прав, и должна соблюдать определенную форму, то есть обладать обязательными реквизитами[2].

Однако от всех прочих ценных бумаг эмиссионная ценная бумага отличается тем, что не может быть введена в оборот в единственном экземпляре, поскольку размещается выпусками. Эмиссионная ценная бумага требует не только соблюдения формы, но и соблюдение особого усложнённого порядка её выхода в обращение. К тому же в отличие от остальных ценных бумаг эмиссионные ценные бумаги являются не индивидуально-определенной вещью, а вещами, определяемыми родовыми признаками[3]. Последнее объясняется однородностью содержания эмиссионных ценных бумаг одного выпуска.

Российское законодательство закрепляет 3 вида эмиссионных ценных бумаг:

Акции - эмиссионные ценные бумаги, закрепляющие права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акции являются именными ценными бумагами.

Облигация является эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Опцион эмитента представляет собой эмиссионную ценную бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента.

Хотя перечень видов ценных бумаг является открытым, он ограничивается возможность ввода в оборот ценных бумаг, только если они соответствуют требованиям закона (например, облигация с ипотечным покрытием). Иными словами если ни одним Федеральным законом не предусмотрены требования к ценной бумаге, то ввести его в договорном порядке в российской юрисдикции даже потенциально не получиться.

Рассмотрим место эмиссионных ценных бумаг в корпоративном праве. В настоящее время законодатель в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации признает корпоративные отношения самостоятельной частью гражданско-правовых отношений наряду с вещными и обязательственными отношениями (Ранее многие исследователи признавали корпоративные правоотношения частью обязательственных правоотношений). Корпоративным правом регулируются имущественные и неимущественные (организационно-управленческие) отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью и прекращением деятельности корпорации. Из чего следует, что корпоративные правоотношения, вытекающие из соответствующих ценных бумаг, являются не только имущественными правами, но и правами на управление корпорацией.

Из приведенных ранее эмиссионных ценных бумаг только акция имеет бесспорное значение в корпоративном праве. Облигация представляет собой инструмент исключительно имущественных отношений между эмитентом и контрагентами. Правовая природа опциона представляет для нас огромный интерес, однако требует отдельного исследования. Между тем, следует полагать, что эмиссия опциона не создает корпоративных правоотношений, а представляет собой юридический факт влекущий возникновение имущественных правоотношений.

Акция предоставляет её владельцу имущественные права и организационные права[5]. Отметим, что вопрос о видах прав, которые предоставляет ценная бумага её владельцу, является дискуссионным [6]. К имущественным правам, вытекающим из обладания акцией, относятся право на получение дивидендов и право на получение части имущества общества после его ликвидации. Акция не дает права требовать возврата денежной суммы, имущества в натуре или иных видов обеспечения. Это отличает права требования, вытекающие из обладания акцией, от имущественных прав вследствие участия в обществе с ограниченной ответственностью[7]. К организационным (управленческим) правам относятся все права, реализуемые акционерами в рамках полномочий общего собрания акционеров[8]. Как следует из норм гражданского законодательства, по общему правилу, держатели привилегированных акций не имеют прав на управления. Исключением будет участие привилегированных акционеров в работе общего собрания при решении вопроса о внесении изменений в устав, при решении вопроса о листинге (совокупность процедур по выставлению акций на фондовой бирже) акций из котировочных списков и делистинге (совокупность процедур по изъятию акций из котировочных списков). А также по всем прочим вопросам до уплаты дивидендов, если владельцам привилегированных акций не выплатили дивиденды. При этом объем управленческих прав зависит от количества акций.

При рассмотрении прав об управлении корпорацией открывается небольшая коллизия в правовом регулировании. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в качестве одного из основных признаков эмиссионной ценной бумаги рассматривает способность эмиссионной ценной бумаги закреплять совокупность имущественных и неимущественных прав. Однако исходя из статьи 142 ГК РФ ценные бумаги удостоверяют обязательственные (имущественные) и иные права. Что в свою очередь не противоречит, но и не совсем соотносится с содержанием статьи 2 ГК РФ. Действующая формулировка закона «О рынке ценных бумаг» основана на прежней редакции статьи 142 ГК РФ действовавшей до принятия Федерального закона от 02.07.2013 № 142-ФЗ. Однако даже между прежней редакцией и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» существовало несоответствие. Гражданский кодекс РФ закреплял за владельцами акций только имущественные права, в то время как закон «О рынке ценных бумаг» наряду с имущественными права закреплял еще и неимущественные. В результате возникает вопрос о необходимости приведения дефиниций в разных нормативно-правовых актах одной отрасли права к единому подходу. Конечно, можно согласиться с К.И. Скловским[9] о том, что легальная дефиниция лишь сужает возможности по выдвижению гипотез и формированию сомнений относительно существующих подходов. Однако следует полагать более правильным подход Ю. В. Байгушевой[10] о необходимости обобщений как в науке так и в нормотворчестве, и как следствие формирование легальных определений. Уязвимости (неточности) в определениях должны быть устранены внесением изменений.

С учетом формирования в статье 2 Гражданского кодекса РФ самостоятельной категории - корпоративные отношения возникает необходимость уточнения формулировки определения ценной бумаги в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг». По нашему мнению, это приведет в соответствие существующие определения ценных бумаг по отношению друг другу, исправит коллизию в существующем гражданско-правовом регулировании, а также будет соответствовать месту корпоративных правоотношений в гражданском праве.