Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник обучающихся.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Список использованных источников

1 Hinze J. Construction contracts. 2-th ed. NY, 2001. P. 317 – 327.

2 Russia Looks West. URL: http:// www1.fidic.org/ news/ issues/ fidic_news_September11.

3 International Federation of Consulting Engineers (FIDIC) (URL: www.fidic.org).

4 Conditions of Contract for Works of Civil Engineering Construction. Part I: General Conditions with forms of tender + agreement; Part II: Conditions of particular application + guidelines for preparation of Part II clauses  / FIDIC. 4th ed. Geneva, 1987.

5 Client/Consultant Model Services Agreement (White Book) / FIDIC, 4th ed. Geneva, 2006.

6 Conditions of Contract for Design-Build and Turnkey / FIDIC, 1st ed. Geneva, 1995. Part 1: General Conditions; Part 2: Guidance for the Preparation of Conditions Particular Application.

7 Conditions of Contract for Electrical and Mechanical Works / FIDIC. 3rd ed. Geneva 1987.

8 Conditions of Contract for Construction (Red Book) / FIDIC, 1st ed. Geneva, 1999.

9 Conditions of Contract for Plant and Design-Build (Yellow Book) / FIDIC, 1st ed. Geneva, 1999.

10 Conditions of Contract for EPC Turnkey Projects (Silver Book) / FIDIC, 1st ed. Geneva, 1999.

11 The Short Form of Contract (Green Book) / FIDIC, 1st ed. Geneva, 1999

12 Российское гражданское право : учебник : в 2 т. / отв. ред. Е. А.Суханов. М., 2010. Т. 1.

13 Контракты FIDIC : за и против (URL: http://i-fsr.ru/archive/11190).

УДК 343.9.02

М.Н. Рожок

Хабаровский государственный университет экономики и права

научный руководитель А.Б. Утямишев, канд. юрид. наук, доцент

Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней): уголовно-правовая характеристика

Работа посвящена уголовно-правовой характеристики организации преступного сообщества. Цель исследования – определение основных методов совершенствования уголовного законодательства.

Ключевые слова: преступное сообщество, иерархия, субъект, лидер.

M.N. Rozhok

ORGANIZATION OF CRIMINAL COMMUNITY

(CRIMINAL ORGANIZATION) OR PARTICIPATION IN IT:

CRIMINALLY LAW CHARACTERISTIC

The article is devoted to the criminally law characteristic of organization of criminal community. Purpose of the study is determination of the main methods for improving the criminal law.

Keywords: criminal community, hierarchy, subject, leader.

Борьбой с организованной преступностью в нашей стране в последнее время было вызвано значительное количество новелл, причем как на законотворческом, так и на правоприменительном уровне. Представляется, что такое стремление по обновлению правового массива свидетельствует о стремлении государства максимально повысить эффективность борьбы с преступными сообществами (преступными организациями).

Как известно, сами положения ст. 210 УК РФ лишь дважды за почти двадцать лет своего существования подвергалась изменениям. При этом, наиболее существенная переработка нормы произошла на основании федерального закона от 3 ноября 2009 г., когда в ст. 210 УК РФ была включена ч. 4, закрепляющая уголовную ответственность специального субъекта рассматриваемого преступления - «лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии». Это абсолютно новое понятие для российского уголовного законодательства, в связи с этим, именно практику его применения необходимо рассмотреть подробнее.

Как отметил в свое время председатель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин, рассматриваемую норму приняли для борьбы с «авторитетными людьми в преступном мире» теми, кто «взял на себя вот такое положение в иерархии преступного мира», т.е., другими словами, с «ворами в законе» [6].

Такое решение законодателя вызвало неоднозначную реакцию в юридических кругах. Так, одна группа авторов сходится на том, что «включенный в ст. 210 УК РФ новый квалифицирующий признак совершения преступления лицом, «занимающим высшее положение в преступной иерархии», безусловно, породит сложности на практике, поскольку эти дефиниции - «высшее положение», «преступная иерархия» - имеют во многом оценочный характер» [2].

Другая группа исследователей в целом ставит под сомнение использование на практике этой нормы, поскольку оценка преступников по степени их авторитета или влияния в уголовной среде не имеет общепризнанных критериев в уголовном законодательстве [5].

Как отмечает Ю.В. Голик: «Уголовный кодекс - это закон. И как всякий закон, он должен опираться на Конституцию и на всю систему законодательства страны, а также на международные нормативно-правовые документы... Какими критериями должен руководствоваться суд при отнесении того или иного субъекта к лицам, занимающим высшее положение в преступной иерархии? Разработанными самими преступниками? Других же нет» [3].

Безусловно, необходимо поддержать решение о введении такой нормы как направленной на усиление уголовной ответственности лидеров преступного мира, однако, в случае вынесения приговора по ч. 4 ст. 210 УК РФ государство признает воровские законы, в соответствии с которым данное лицо получило свой «особый статус». Вместе с тем, бесспорно, что «переходить на воровские понятия глупо и оскорбительно для всего нашего народа» [3].

Но даже если принять преступную иерархию лиц «в законе», возникнет другой вопрос: кто эти лица, занимающие высшее положение? Кого конкретно к ним относить?

Видимо, именно отсутствие однозначного ответа на данный вопрос привело к тому, то по данным Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации за весь период ее действия (то есть с 2009 по 2014 год) по ч. 4 ст. 210 УК РФ не было осуждено ни одно лицо [4].

Представляется более целесообразным поддержать тех авторов, которые предлагают выделить союз-собрание лидеров преступных группировок в отдельную самостоятельную ст. 210.1 «Организация объединения представителей преступных сообществ», где в ч. 1 будет предусмотрена ответственность за «создание объединения представителей преступных сообществ, а равно руководство таким объединением в целях разработки планов совместной преступной деятельности либо решения иных вопросов в интересах участников такого объединения», а в ч. 2 - за участие в таком объединении. Такое закрепление позволит более рационально применять статью в связи с тем, что перечень деяний, являющихся целью собрания лидеров преступных сообществ (преступных организаций), не будет ограничиваться лишь действиями, перечисленными в новой редакции ст. 210 УК РФ [8].

В таком случае представителем такого объединения должен признаваться не только его организатор или руководитель, но и любое иное лицо (в т.ч. рядовой участник), уполномоченное представлять интересы своего сообщества. Вместе с тем в данной статье необходимо (по аналогии со ст. 210 УК РФ и в целях унификации) предусмотреть ответственность не только за создание и участие, но также и за руководство таким объединением. Тем самым лицо, организовавшее сообщество, а затем организовавшее или вошедшее в объединение представителей преступных сообществ, будет подлежать ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 210 и 210.1 УК РФ.

Квалифицирующим признаком, как и в действующей редакции ст. 210 УК РФ, следует признать использование при этом своего служебного положения.