Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник обучающихся.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Список использованных источников

1 Матросов Л. Д. Правовая статистика : курс лекций / Л.Д. Матросов. М. : МВД России, 2008. 83 с.

2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // СЗ РФ. 1993. № 4. Ст. 445.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации : ФЗ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

4 Тимошина Е. М. Криминологическая характеристика краж // Общество и право. 2010. № 4. C. 206–214.

5 Кочева Т. В. Выявление криминогенных факторов, способствующих совершению квартирных краж / Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 34. С. 17–25.

6 Буслов М. М. Социально-экономические факторы краж и грабежей, совершаемых молодежью / Вестник Тамбовского ун-та. 2011. № 7 (99). С. 227–233. (Гуманитарные науки).

7 Число зарегистрированных преступлений по видам правонарушения / Население / Официальная статистика / Росстат [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/ infraction/#

8 Аванесов Г. А. Криминология / Г. А. Аванесов. М. : Дашков и К, 2011. 258 с.

9 Никитенко И. В. Общее и специальное предупреждение преступности нелегальных мигрантов : отечественный и зарубежный опыт // Проблемы укрепления законности и правопорядка : наука, практика, тенденции. 2013. № 6. С. 354–365.

10 Никитенко И. В. Криминологическое обеспечение миграционной безопасности азиатской части России : дис. ... д-ра.ю. наук. Хабаровск, 2014. С. 143, 269.

11 Антонян Ю. М. Криминология. Избранные лекции [Электронный ресурс] // http://velib.com/read_book/antonjan_jurijj_miranovich/kriminologija_izbrannye_lekcii/

12 Антонян Ю. М., Никитенко И. В. Причины преступности в России / Ю. М. Антонян, И. В. Никитенко [и др.]. М. : ВНИИ МВД России; СПб. : Нестор-История, 2013. 348 с.

УДК 343.326

С.А. Пустынников

Хабаровский государственный университет экономики и права

научный руководитель А.Б. Утямишев, канд. юрид. наук, доцент

Проблемы квалификации содействия террористической деятельности (ст.205.1 ук рф)

Работа посвящена проблемам квалификации содействия террористической деятельности. Цель исследования – определение уголовно-правовых acпектoв oтветcтвеннocти зa coдейcтвие террoриcтичеcкoй деятельнocти.

Ключевые слова: террoриcтичеcкая деятельнocть, склонение, вербовка, подстрекательство.

S.A. Pustynnikov

THE PROBLEMS OF QUALIFICATION OF ASSISTANCE TO TERRORIST ACTIVITIES (article 205.1 OF THE CRIMINAL CODE)

The work is devoted to problems of qualification to facilitate terrorist activity. The purpose of this study is to determine criminal liability for assistance to terrorist activity.

Keywords: terrorist activity, inducing, procuring, incitement.

Проблема противодействия терроризму для России до сих пор остается актуальной. Российское законодательство отражает антитеррористическую политику государства. Эта политика целенаправленно осуществляется правоохранительными органами и силовыми структурами.

Одним из примеров борьбы с террористической деятельностью на территории России является уголовно – правовая ответственность, установленная нормами ст. 205.1 УК РФ – «Содействие террористической деятельности»[1]. Согласно ее диспозиции содействие террористической деятельности может выражаться в склонении, вербовке или ином вовлечении лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, вооружении или подготовке лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно в финансировании терроризма.

Таким образом, в данном случае наблюдается пример специальной криминализации пособничества и подстрекательства к террористической деятельности. Подобная законодательная мера с точки зрения криминологической обоснованности является оправданной, поскольку данные преступные действия соучастия осуществляются в сфере общественных отношений, представляющих наибольшую общественную опасность.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» «под склонением, вербовкой или иным вовлечением лица в совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в части 1 статьи 205.1 УК РФ, следует понимать, в частности, умышленные действия, направленные на вовлечение лица в совершении одного или нескольких указанных преступлений, например путем уговоров, убеждения, просьб, предложений (в том числе совершенные посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-телекоммуникационные сети), применения физического воздействия или посредством поиска лиц и вовлечения их в совершение хотя бы одного из указанных преступлений»[2]. Данный пункт не раскрывает по отдельности характеристику каждого из трех действий - "склонение", "вербовка" и "иное вовлечение лица", - а дает им в целом, безотносительно к каждому из них, общую характеристику. Таким образом, в законодательной формулировке диспозиции части 1 ст. 205.1 УК РФ речь идет о трех альтернативных действиях, за каждое из которых наступает уголовная ответственность, однако законодатель в правоприменительном акте не раскрыл каждое из трех альтернативных действий – «склонение», «вербовка» и «иное вовлечение лица», конечно, с учетом их общей характеристики, изложенной в вышеназванном Постановлении.

Склонение лица к совершению хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, - это действия, направленные на убеждение лица в необходимости совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных данными статьями. Убеждение происходит путем уговоров, обещаний, просьб, предложений, призывов к религиозным чувствам, чувствам патриотизма, помощи, взаимовыручки и т.п., т.е. путем применения ненасильственных методов.

Склонение лица к совершению хотя бы одного из преступлений, предусмотренных указанными статьями, может быть направлено на убеждение лица в необходимости как самостоятельного, единоличного, так и в соучастии совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Несмотря на то, что отдельно понятию «склонение» не дано правового понятия и разъяснения в указанном Постановлении Пленума Верховного Суда, судебная практика относит сюда любые действия, стимулирующие формирование у лица стремления участвовать в совершении преступлений[3]. Для наличия состава склонения не имеет значения, какую роль собирается выполнять склоняемое лицо в преступлении. Она может состоять, в частности, в непосредственном участии в выполнении объективной стороны преступления террористического характера или в пособнических действиях при совершении такого преступления. Например, лицо может быть склонено к совершению террористического акта, выражающегося в установлении взрывного устройства в общественном месте, либо принять участие в совершении такого преступления путем изготовления взрывного устройства и передачи его непосредственным исполнителям. И в том и в другом случае действия лица, склонившего к участию в совершении террористического акта, являются содействием террористической деятельности и образуют состав преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ. Однако, эти же действия будут образовывать подстрекательство либо пособничество относительно тех террористических преступлений, которые совершает склоненное лицо.

Таким образом, одни и те же действия по склонению к совершению преступления террористического характера являются и подстрекательскими, и исполнительскими. Подстрекательство к террористической деятельности и пособничество всегда конкретны, нельзя склонить к совершению террористического преступления вообще, без указания реального объекта террористического посягательства, а также способов его совершения (взрыв, поджог, вооруженное нападение, распространение ядовитых веществ) и конкретных целей.

Согласно ратифицированной Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (CETS N 196) (Варшава, 16 мая 2005 г.) «вербовка террористов» означает привлечение другого лица к совершению или участию в совершении террористических преступлений или к присоединению к какому-либо объединению или группе с целью содействия совершению этим объединением или группой одного или нескольких террористических преступлений» [4, стр.21].

Таким образом, вербовка лица для совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ - это действия по найму другого лица для совершения или участия в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных указанными статьями, или для присоединения к какому-либо объединению или группе с целью содействия совершению этим объединением или группой хотя бы одного из указанных преступлений.

Однако, в юридической литературе существует и точка зрения, с которой необходимо согласиться, где действия по найму (за плату) отсутствуют в качестве определяющих сущность рассматриваемого понятия. Так, под вербовкой понимаются действия, носящие систематический характер, направленные на поиск соучастников указанных террористических преступлений, на формирование преступной группы, преступной организации, включении в них новых членов и т.д.[5,стр.387].

«Иное вовлечение» лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, - это действия, направленные путем принуждения на возбуждение у лица желания совершить хотя бы одно из указанных преступлений.

Иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных указанными статьями, является усеченным составом преступления и считается оконченным в момент «иного вовлечения» лица в совершение хотя бы одного из указанных преступлений. При этом для признания преступления оконченным не требуется, чтобы вовлекаемое лицо фактически совершило хотя бы одно из указанных преступлений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что постепенно формируется широкое понимание содействия терроризму как любой умышленной деятельности по оказанию интеллектуального (обучение, инструктирование, предоставление информации и т.д.) и (или) материального (финансирование, вербовка, обеспечение оружием и т.д.) содействия, нацеленного на обеспечение беспрепятственного и системного совершения преступлений террористического характера.