Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
itogo_shum.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
412.96 Кб
Скачать

50. Обозначение места написания документа в заголовке, обозначение делопроизводственного номера

Место написания документа указывается под заголовком, с левой стороны на одном уровне с обозначением даты. В неофициальных документах оно приводится в заголовке независимо от указания его в тексте документа. Если в обозначении автора уже содержится указание на место его постоянного пребывания (например, минский губернатор и т. п.), то в этих случаях место составления документа в заголовке может не приводиться. Географические наименования в заголовках приводятся в их исторической форме: Вильна, Вильня, Вильно (до 1939 г.); Вильнюс (после 1939 г.); Менск, Менеск (до конца ХVIII в.), Минск (ХIX—ХХ вв.), Менск (1920-е гг.) и т. д.

В изданиях научного типа в заголовке указывается делопроизводственный номер документа, если он имеется. Обязательно указание делопроизводственного номера в пофондовых публикациях и изданиях документов одной разновидности.

51. Особенности составления библиографии в серийных изданиях. Оформление приложений, их назначение и состав.

Организация работы по выявлению документов для публикации мало чем отличается от любой научно-исследовательской работы. Как правило, ей предшествует составление по возможности полного библиографического списка по теме издания, включающего как монографии, статьи, так и документальные публикации. От того, насколько полно составлена библиография, зависит эффективность дальнейшей работы составителя. Изучение литературы по теме, периодической печати, документальных изданий дает возможность определить круг потенциальных источников выявления. Важным здесь представляется и знание сети государственных и ведомственных архивов в то или иное время, включая и учет происходивших реорганизаций государственных архивов, их научно-справочный аппарат, историю комплектования архивов фондами, их сохранность.

В тех случаях, когда документ имеет приложение (одно или несколько), оно воспроизводится после основного текста без порядкового номера и шрифтом, отличным от шрифта основного документа. Перед собственным заголовком приложения указывается «Приложение № 1», «Приложение № 2» и т. д.

52. Организация археографической работы в Беларуси в 1950—1960-е гг в учреждениях архивной отрасли, научных учреждениях

Так называемая “хрущевская оттепель”, наступившая в СССР после ХХ съезда КПСС и знаменовавшая собой завершение эпохи сталинского тоталитаризма, оказала позитивное воздействие на развитие всех гуманитарных наук, включаю и археографию. Был нарушен “обет молчания” в области публикации документов советского периода: из недр государственных и партийных архивов начали извлекаться и вводиться в научный оборот многие лежавшие до этого под спудом исторические источники, созданные после 1917 года.

Возрождается историко-архивная периодика: вместо “Красного архива” с 1955 г. начинает издаваться “Исторический архив”; вместо “Архивного дела” (с 1959 г) --“Вопросы архивоведения”. В 1956 г. создается наконец-то и в Беларуси “Информационный бюллетень Архивного управления МВД БССР”, на страницах которого, несмотря на его ведомственный характер наряду со статьями и информационными сообщениями по вопросам архивного дела, архивоведения и делопроизводства появляются и небольшие подборки документов и материалов, извлеченных из государственных архивов республики, а также публикации по проблемам камеральной и эдиционной археографии.

Летом 1958 г. белорусские архивисты пытаются реорганизовать его в историко-архивоведческий журнал “Исторический архив Белоруссии”, а затем, очевидно, после отрицательного отношения со стороны высшего партийного органа республики к этой идее (как и в 1930-е гг.)—в “Научно-информационный бюллетень” с периодичностью издания 2-3 раза в год . В письме министра внутренних дел республики С.И.Сикорского, 23 декабря 1959 г. направленном в адрес секретаря ЦК КПБ К.Т.Мазурова, автор, ссылаясь на существование подобных изданий в России, Украине, Грузии, Азербайджане, подчеркивал, что изданные к тому времени 7 номеров “Бюллетеня” “получили положительные отзывы институтов Академии наук БССР, Московского историко-архивного института, Главного архивного управления МВД СССР и других научно-исследовательских учреждений” .

Начавший выходить с 1960 г. “Научно-информационный бюллетень АУ при СМ БССР” во многом заимствовал структуру московского аналога и содержал следующие разделы: а) документы; б) статьи; в) сообщения и заметки; г) хроника; д) библиография. Всего было издано 11 номеров (в 1956-59—семь, под грифом “ДСП” и в 1960-61—четыре) Макет оставшегося неизданным 12-го номера бюллетеня за 1962 г. включает в себя ряд довольно любопытных материалов по истории и методике белорусской археографии; среди них—статьи Л.Н.Яшенко “Некоторые вопросы публикации документов советского периода”, Я.Н.Мараша и А.Н.Плешевени “Использование документов в учебных и воспитательных целях”, Т.А.Трухиной “Выявление материалов по истории Белоруссии” и др.

К сожалению, в отличие от Москвы и Киева, сумевших реорганизовать архивные бюллетени в журналы (“Советские архивы” и “Архивы Украины”), в Беларуси подобного сделано не было и это не могло не сказаться в последующем на состоянии в республике археографии и архивоведения. Анализ содержания белорусских архивных бюллетеней свидетельствует, что благодаря им могли бы быстрее и эффективнее реализоваться деловые контакты между историками и архивистами, одинаково полезные и необходимые для обеих сторон. На это, в частности, указывают те немногочисленные обзоры архивных фондов, исторические справки, подборки документальных материалов, подготовленные архивистами совместно с историками и помещенные на страницах “Бюллетеня”.

Позитивную роль в деле публикации исторических источников и шире—развития археографии—сыграло принятое 31 марта 1956 г. совместное постановление ЦК КПБ и Совета Министров республики “О мерах по упорядочению режима хранения и лучшему использованию архивных материалов министерств и ведомств БССР”. Оно обязывало архивные органы и учреждения республики наладить систематическое издание различных видов научно-справочного аппарата к документам архивов, а научно-исследовательские институты и вузы—совместно с архивами—сборников документов, обратив при этом особое внимание на источники советского периода. Для выполнения данного постановления в “археографической части” последнего намечались коренные преобразования как в структуре архивных учреждений, ориентированных в конце 1930-х—40-х гг. на приоритетное исполнение справочных функций, так и в издательском деле.

На необходимость реформирования архивных учреждений указывали также и руководители МВД и его Архивного управления в докладной записке, летом 1958 г. направленной на имя секретаря ЦК КПБ К.Т.Мазурова. В ней, в частности, говорилось: “Архивные учреждения не имеют возможности в должной мере, как того требует постановление ЦК КПБ и Совета Министров БССР, заниматься публикацией документов. Несмотря на большой объем работы ни в одном из центральных и областных государственных архивов нет штатной должности археографа-публикатора, а публикацией время от времени занимаются сотрудники, выполняющие другие виды работы.

Большим тормозом в развитии научно-публикаторской работы является также слабое обеспечение подготовляемых публикаций издательской базой. Белгосиздат и Издательство АН БССР обеспечивают издание не более чем по одной публикации в год. В результате подготовленные сборники задерживаются изданием, не решен вопрос о месте издания путеводителей по архивам”.

Последовавшие далее шаги организационного характера (имеется в виду передача архивных органов и учреждений из ведения МВД в подчинение Совету Министров республики, произошедшая в марте 1960 г.) оказали позитивное воздействие на активизацию в республике публикационной деятельности. В утвержденном 3 марта 1962 г. правительством республики “Положении об Архивном управлении при Совете Министров БССР” одной из основных задач, возлагавшихся на управление, определялась задача по организации выявления документов Государственного архивного фонда и их всестороннего использования в интересах развития народного хозяйства, науки и культуры, а также изучение , обобщение и распространение передового опыта работы архивных учреждений в области архивного дела, археографии.

Для реализации этой задачи в структуре управления создавался научно-издательский отдел, который совместно с другими организациями, ведущими археографическую деятельность, должен был планировать издание документальных сборников, а также координировать публикационную деятельность архивных учреждений .

Организационные преобразования происходят в это время и в структуре академических учреждений республики.

В 1956 г. в Институте истории АН БССР создается специальный сектор публикации документов. Его возглавил известный белорусский историк К.И.Шабуня, введенный с созданием в Москве Археографической комиссии АН СССР в ее состав. Плодотворное сотрудничество Института истории с архивными органами и учреждениями, начавшееся с середины 1950-х и продолжавшееся до конца 1980-х гг., способствовало появлению в республике десятков документальных изданий различных типов, видов и форм, включавших источники широкого хронологического диапазона. Подключение к археографической деятельности Института истории партии, в структуре которого находился партийный архив, хранивший помимо фондов центральных партийных и комсомольских органов и организаций и документы Белорусского штаба партизанского движения, материалы партизанских бригад и отрядов и другие “непрофильные” фонды, способствовало изданию документальных сборников об участии населения республики в Великой Отечественной войне, о довоенных преобразованиях, имевших место в промышленности, сельском хозяйстве, культуре Беларуси, о событиях в Западной Беларуси в 1920-30-е гг. и др.

Несмотря на возникшие в данное время благоприятные условия для развития и совершенствования археографии, белорусские историки и архивисты не смогли, к сожалению, организационно оформить создание единого научно-координационного и методического центра в сфере публикационной деятельности. Более того, достигшая в 1960-70-е гг. своеобразного пика практическая археография в конце 1980-х –начале 90-х гг. фактически затухает. На это указывает как отсутствие в это время сколько-нибудь заметных документальных публикаций или исследований по проблемам теории и методики археографии, так и сама организация публикационной работы в республике. С реорганизацией в октябре 1992 г. Главархива в Комитет по архивам и делопроизводству существовавший ранее в структуре управления отдел публикации и использования документов был вообще ликвидирован, хотя в соответствии с Положением о Главном архивном управлении при Совете Министров республики, утвержденном в июля 1980 г., именно на него возлагались обязанности по координации археографической деятельности, ведущейся в республике не только архивными, но и другими научно-исследовательскими учреждениями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]