Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
itogo_shum.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
412.96 Кб
Скачать

4. Основные формы документальных публикаций на примере белорусских изданий.

По форме издания исторических документов могут быть корпусом (сводом), серией, сборником, моноизданием, альбомом, буклетом, плакатом, публикацией в периодическом и продолжающемся издании, приложением к научно-исследовательской или популярной работе. К сожалению, в Беларуси примеры издания документов в форме корпуса отсутствуют, поэтому сошлемся здесь на украинскую публикацию последних лет: «Архів Коша Нової Запорозької Січі: Корпус документів. 1734—1775». (Київ, 1998. Т. 1). Корпусные издания, как правило, включают в свой состав сохранившиеся в незначительном объеме уникальные документы, и потому предполагают их опубликование без каких-либо выпусков. Что касается серийных изданий, то они достаточно широко представлены «белорусскими томами» в общесоюзных сериях «История индустриализации СССР: Документы и материалы» — «Индустриализация Белорусской ССР (1928—1941 гг.)» (Мн., 1975), «Из истории гражданской войны в СССР: Документы и материалы» — «Борьба за Советскую власть в Белоруссии. 1918—19209 гг.: Сборник документов и материалов в двух томах» (Мн., 1968, 1971) и др. Примером белорусских серийных изданий могут быть следующие публикации: «Всенародное партизанское движение в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны» (Мн., 1967—1982. Т. 1—3), «Белоруссия в эпоху феода лизма» (Мн., 159—1979. Т. 1—4), «Белоруссия в эпоху капитализма» (Мн., 1983, 1990. Т. 1—2), «Знешняя палітыка Беларусі» (Мн., 1997—2002. Т. 1—5) и др. Признаком серийного издания является не только наличие нескольких томов, но и сохраняющееся в последних единство эдиционных приемов при их подготовке, унифицированный научно-справочный аппарат, одинаковое полиграфическое оформление. Нарушение хотя бы одного из этих признаков исключает издание из разряда серийных.

Сравнительно новой формой (не по времени ее возникновения, а по ее учету в нормативно-методических документах) является моноиздание, которое подразумевает издание в рамках книги одного отдельно взятого документа. Объем последнего при этом не имеет значения. Объектами моноиздания, как правило, выступают особо ценные, имеющие научное и культурологическое значение памятники письменности (законодательного, актового, нарративного характера). Опубликование документа в форме моноиздания не исключает возможности его повторного издания в форме отдельного сборника, приложения к научной, популярной работе и т. п. В подтверждение этого сошлемся на пример с многократным опубликованием Баркулабовской летописи, в том числе и в форме моноиздания, который мы уже приводили во второй главе первого раздела настоящей работы. В форме моноиздания дважды публиковался дневник Люблинского сейма (известным польским библиофилом, гр. А. Дзялынским в Познани в 1856 г. и профессором Петербургской духовной академии М. О. Кояловичем в Петербурге в 1869 г.). Из источников законодательного характера, опубликованных в форме моноиздания, укажем на издания статутов Великого княжества Литовского: Статут Великого княжества Литовского 1529 г. / Под ред. акад. АН Литовской ССР К. И. Яблонскиса. Мн., 1960; Лаппо И. И. Литовский статут 1588 г. Том ХІ. Текст. Каунас, 1938; Статут Вялікага княства Літоўскага 1588 г.: Тэксты. Даведнік. Каментарыі. Мн., 1989 и др.

Наиболее распространенной для фотодокументов формой публикации является альбом. Включение в него аннотированных документов, предисловий, примечаний, указателей придают изданию научный характер. К сожалению, продолжая традиционно рассматривать фотодокументы как некий «второстепенный исторический источник» (сравнительно с письменными документами), публикаторы, готовя альбомы для широкого круга читателей, не включают в них вышеперечисленные элементы научно-справочного аппарата, как это сделано, например, в изданиях: Белоруссия партизанская (Фотоальбом). Мн., 1974; Освобождение Белоруссии (Фотоальбом). Мн., 1974 и др. Попытка переломить подобную тенденцию была предпринята составителями второй редакции «Правил издания исторических документов в СССР»(М., 1990), которые не ограничивают объект публикации только письменными источниками, но и вводят в «Правила» разделы, регламентирующие приемы и методы подготовки к изданию и фотодокументы, равно, как и кино и фоноисточники.

Обнародование документов в форме плакатов, буклетов, в периодических и продолжающихся изданиях традиционно считалось и ныне считается так называемыми «малыми формами публикаций». Она сочетает в себе, с одной стороны, оперативность и экономичность подготовки, а с другой — широкую доступность. Характер периодического или продолжающегося издания (специализированное историческое, архивоведческое, археографическое; литературно-художественное; общественно-политическое), а также квалификация публикатора (с одной стороны, историк, архивист, археограф, литературовед, филолог; с другой — краевед, дилетант, любитель памятников старины и пр.) не могут не влиять на уровень подготовки документальных публикаций. Идеальным, конечно, является сочетание высокого научного уровня периодического или продолжающегося издания с профессионализмом публикатора, как это имело место в случае с публикацией Баркулабовской летописи в «Археографическом ежегоднике» (подг. А. Н. Мальцев). Отсутствие же такой гармонии может привести к существенным недостаткам: экономя журнальную площадь, редакция подталкивает составителя к усечению публикации за счет снятия кажущихся ей второстепенными частей текста, примечаний и пр. Тем не менее публикацию документов в периодических и продолжающихся изданиях, учитывая ее широкое распространение как в прошлом, так и в настоящее время, следует принимать во внимание как историкам, историкам права, филологам, литературоведам, так и археографам, текстологам. «Журнальную археографию», как называют публикацию документов в периодических и продолжающихся изданиях некоторые современные российские историки, можно и должно рассматривать как параллельно сосуществующую с «книжной археографией» практическую деятельность, призванную содействовать расширению археографической базы. Это тем более важно сделать, принимая во внимание огромное количество исторических источников, в буквальном смысле рассеянных по страницам всевозможных журналов, альманахов, ежегодников и крайне редко попадающих в поле зрения исследователей.

Заметим, кстати, что само понятие «журнальная археография» вызвало во многом справедливую критику со стороны нынешнего председателя Археографической комиссии Российской АН, члена-кор. РАН С. М. Каштанова. Полемизируя с В. Ю. Афиани, предлагающим заменить актовую археографию на «археографию актов», Каштанов, в частности, пишет: «В определениях типа «журнальная археография» вторичное (форма издания) заслоняет первичное (объект издания)…Если автор предлагает заменить актовую археографию на археографию актов, то почему бы вместо журнальной археографии не говорить просто о принципах издания исторических источников в журналах?» (Каштанов С. М. Актовая археография. М., 1998).

Публикации документов в форме приложений к научным или популярным работам дают возможность документально подтвердить сделанные авторами этих работ выводы, выдвинутые положения, конструируемые схемы и концепции и т.п. Наличие же аналитической части, играющей роль своеобразного расширенного предисловия и примечаний по содержанию, лишают авторов-составителей подобных работ необходимости давать отдельно научно-справочный аппарат к публикуемым в приложениях документам. Так, например, поступил и автор настоящего курса, ограничившись в предисловии к документальному приложению книги о проблемах реституции белорусских архивов следующим коротким замечанием: «Публикуемые ниже документы...поясняют, а в ряде случаев дополняют содержание первой части книги. Поскольку упоминание о каждом из них встречается в аналитическом разделе настоящей работы, они оставлены без примечаний по содержанию». Так же или примерно так были опубликованы в качестве приложений документы к популярным работам об истории белорусского национального движения в первой четверти ХХ в., Великого княжества Литовского и России середины ХVII в. и др. Так же, но без выделения в приложение, был опубликован нами факсимильным способом Манифест Временного рабоче-крестьянского советского правительства Белоруссии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]