- •Глава 1. Теоретические аспекты изучения топонимических легенд и преданий…………………………………………………………………………6
- •Глава 2. Изучение топонимических легенд и преданий в крае у Байкала…...16
- •Глава 1. Теоретические аспекты изучения топонимических легенд и преданий
- •Понятие легенд и преданий
- •Топонимические предания и легенды
- •Глава 2. Изучение топонимических легенд и преданий в крае у Байкала
- •2.1. История Байкала в преданиях и легендах
- •2.2. Предания и легенды о происхождении народов живших в крае у Байкала
Топонимические предания и легенды
Предания, объясняющие происхождение отдельных объектов, их названий, учитывающих географию местности, в основном лаконичны, содержат в себе краткие сведения о том или ином объекте, выделяют наиболее характерные их черты, свойства.
Топонимические предания — древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах, прикреплены к определенным местностям. Основная особенность топонимических преданий состоит в том, что они объясняют характер, происхождение или названия географических объектов и населенных пунктов. С историческими преданиями они связаны тем, что прикреплены часто к определенным событиям или лицам, а тем самым и к историческим периодам.
Топонимические предания по их характеру можно разделить на две группы: предания, реалистично передающие сведения об исторических фактах, и предания, в которых значительное место занимает вымысел; причем в древних рассказах такого типа он имеет обычно форму фантастическую. Фантастика в топонимических преданиях может быть результатом олицетворений, остатков мифологических представлений и введения сказочных сюжетов. Олицетворяться могут реки, озера, горы.
Топонимические легенды — жанр устной народной несказочной прозы, изначально имеющий установку на достоверность, и объясняющий происхождение названий населённых пунктов или других географических объектов, а также храмов, монастырей и достопримечательностей. Данный жанр является ярким примером «народной этимологии», благодаря чему имеет немалую популярность в среде людей, далёких от понимания основ ономастики и топонимики.
Изначально топонимические легенды имели перед собой цель передачи познавательных знаний, что обусловлено, прежде всего, тем, что долгое время исторические и научные сведения, связанные с передачей знаний, умений и навыков, передавались устно, в связи с неграмотностью населения. Главной функцией данных легенд являлась именно познавательная функция, в отличие от функций сказки, выполняющей развлекательную роль.
Топонимические легенды и предания бурят близко примыкают к мифам. В топонимических легендах и преданиях в основном говорится о происхождении географических объектов – различных местностей, рек, озер, гор. Их также можно разделить на две группы: мифологическую и историческую. В мифологических легендах главными действующими лицами являются персонажи разных мифов, например чудовищу Арааха (Раху) приписывается создание Баргузинской долины: в поисках червей он вырыл яму, набросав много земли, так образовалась Баргузинская долина и окружающие ее хребты.
Образование рек, озер, горных перевалов связано с именем главного героя бурятского эпоса Гэсэра. Например, в погоне за Лобсоголдой мангадхаем Гэсэр проезжал через водораздел рек Иды и Осы, его конь сделал выбоины на хребте и образовались озера Оншоо и Доншоо. Когда Гэсэр очищал стрелу от земли, образовалась гора Орголи. Все эти места находятся в Иркутской области.
В Баргузинском и Курумканском районах бытуют легенды, в которых баторы Чингисхана признаются «хозяевами» отдельных гор и утесов (гора Манхагар, скала Ехэ Бууралтаар близ села Алла). По преданию, баторы убежали от Чингисхана и обосновались на этих горах и скалах, служивших им и убежищем, и дозорной башней, с которой они наблюдали за приближением воинов Чингисхана. После смерти они, согласно легендам, стали хозяевами тех гор и скал, дав им свои имена.
К историко–топонимическим легендам и преданиям можно отнести рассказы о происхождении названий местностей, гор и населенных пунктов, где произошли какие–либо события. Многие из них связаны с именами легендарных героев Бальжан хатан, Сээхэр (Шухэр) нойон, Бабжа Барас батор, Шэлдээ Занди и др.
Многие местности, горы, озера, реки имеет свою легендарную историю, образующую важный пласт национального фольклорного наследия бурят.
Предания – устные прозаические рассказы или сказания об отдельных исторических деятелях, вымышленных или реально живших, о памятных событиях, истории, происхождении названий гор, рек, озер, улусов, сел, об охоте, подвигах охотников, происхождении родовых объединений.
Тематика бурятских преданий: генеалогические; исторические; охотничьи; топонимические; предания об отдельных людях.
Легенды – устный народный рассказ, повествование о чем либо достоверном, но основанный на фантастическом вымысле. Если в предании рассказывается в основном о прошлом, то в легенде рассказ идет и о прошлом и о настоящем.
В байкальском эпосе выделяются легенды и предания – рассказы о хозяевах рек, озер, местностей, деревьев и т.д.: миф о ветре-небожителе – хозяине ветров, миф о Синем ветре-небожителе – хозяине синего неба, об Уhа Лосон – хозяине вод, о Седом старце – хозяине Байкала и т.д. Хозяином острова Ольхон изображается птица, живущая в пещере на скале у Малого моря. Существуют легенды о покровителях водной стихии Байкала Далайн эжэн Абай саган хатан и хозяине земли Дайдын эжэн Буха ноен Баабай.
Баргуджин-Токум – земля вокруг Байкала – колыбель бурятского народа. С Байкалом связаны легенды о происхождении 11 хоринских родов (легенда о Хоридое и лебеди Хун Шубуун), эхирит-булагатов (легенда о пестром налиме и расщелине берега Байкала), ольхонских бурят (легенда об орле Бургэд шубуун), некоторых монгольских родов, живущих на острове Ольхон (легенда о Гэгээн бурхане и др.).
Буряты имели богатую мифологию и сложные обряды. Небесное пространство согласно мифологии разбивалось на 99 тэнгэринов. Тэнгэрины делились на 2 группы – 55 западных и 44 восточных. Каждое племя бурят имело своего покровителя в лице тэнгэрина. Так, Хухэ мунгэн тэнгэрин покровительствовал племени эхирит, Булургуй саган тэнгэрин – булагат, Сахилган саган тэнгэрин – хори, Ураг саган тэнгэрин – хонгодор. Каждое племя имело свой тотем – чтимое животное, рыбу или птицу с которыми оно связывало свое происхождение. У племени эхирит тотемом был пестрый налим, булагаты имели в качестве тотема сивого быка, племя хори – лебедя. Все племена ежегодно на Байкале проводили тайлаганы, обоо (религиозные обряды, посвященные духам местных гор, рек, озер). Тотемических легенд и преданий у бурят много. «В устном народном творчестве бурят уцелело много преданий, рассказывающих о происхождении бурятских племен и их предков: эхиритов, булагатов и хоринцев. Широко распространенио предание о предке хоринцев – Хоридое, предание о Бурядае, миф о Буха нойон бабае и пр.».
Баргуджин-Токум также являлась родиной Алан-гоа – родоначальницы рода Борджигин, к которому принадлежал Чингисхан. На Байкале много мест, связанных с его именем. Сам Байкал – Хан-Далай-Хатан являлся одним из мест совершения ритуала его культа.
Особое значение в народном творчестве Прибайкалья имеет местный фольклор. Любая местность, гора, скала, ущелье, падь, речка, село имеют свою легенду, свое сказание, свою вековую историю, обрамленную народной творческой фантазией.
Особый значительный цикл местного фольклора представляют собою легенды и предания о величественном озере Байкал.
Стремление разгадать тайны Байкала в течение многих столетий создали большой цикл легенд среди бурятского народа и русского байкальского старожилого населения. Легенды в художественных образах рисуют происхождение Байкала и рек байкальской котловины, рассказывают об истории заселения его побережий Священного моря.
В бурятском фольклоре Байкал играет огромную роль как колыбель истории народа. Из поколения в поколение передавались сказания о том, что у Байкала берут начало одиннадцать хоринских родов, названных по имени одиннадцати сыновей Хоридоя, некогда бродившего по пустынным берегам Байкала и не жалевшего ничего для озера-моря. В благодарность от Священного моря Хоридой получил в жены красавицу-лебедь. Сказания об Эхирите и Булагате повествуют о том, что Эхирит и Булагат – дети мистического быка Бухэ-Нойона и шаманки Усухан, воспитывались под гул и плеск байкальских вод. Они стали родоначальниками северо-байкальских бурят. Сюда же примыкают все исторические предания о пребывании Чингисхана в различных местах байкальского озера.
Слитность природы и человека, факт, что люди не мыслили себя вне Священного озера и поклонялись ему, отражается в сказаниях о хозяевах рек, вод, местностей (Седой Байкал, красавица Ангара, могучий Иркут, Хозяйка Байкала Байгал Далайн эжэн Ехэ тоодэй – Великая бабка, хозяйка Байкала-моря, Байгал Далайн Эхэ Абай хатан – мать Байкала моря Абай хатун (царица Абай) и др.). Отношение человека к Священному озеру как к святыне отразилось в бурятских благопожеланиях (уреэлнууд): Байкал был мерилом отношения человека к самому себе и к окружающему миру. Происхождение гор, холмов, озер связывается в улигерах с деятельностью мифических чудовищ, героев-баторов.
Русское старожилое байкальское население включило бурятское народное творчество о Байкале в свой фольклор, стало передавать его из поколения в поколение, создавая рядом свои предания о первых русских селах у Байкала, о варнаках, бежавших из тюрем Акатуя и Зерентуя, о пиратстве на Байкале.
В своем творчестве русские старожилы воспевали «священное море» Байкал, к которому относились с огромной любовью: «Кто на Байкале не бывал, тот красоты не видал», «На Байкал приезжай – увидишь рай», «Байкал проезжая – увидишь уголок рая», - говорили они. В преданиях рассказывались разные истории о происхождении озера и его названия (предания «О славном море», «Откуда взялось название Байкал» и др.). Сказители наделяли Байкал чудесными свойствами. Так, Е.Д. Перфильев рассказывал что Байкал соединен подземными проливами со всеми другими морями и океанами, что в нем водятся почти все рыбы, существующие в природе, что вкуснее здешней воды нигде не найти (предания «О том, как произошел Байкал», «Байкал – богатое море»).
Бурятские топонимические предания содержат в себе мотивы, объясняющие происхождение разных местностей от наименования, объекта культового назначения, также связанные с именами исторических личностей. Бытуют предания о реках, озёрах, источниках, получивших свое название по природным богатствам, таящимся в их недрах. Среди топонимических преданий встречаются такие, которые поясняют не только топонимы ландшафтного происхождения, но и этнонимы, а также названия с антропонимической этимологией.
Таким образом, топонимические предания объясняют происхождение названий разных местностей, населенных пунктов, природных объектов. Бурятские топонимические предания связывают образование названий различных объектов с именами первооткрывателей, таких как Папи, Шумак, с «этнической принадлежностью» первооткрывателей, например: «Киргиз субаг», именами исторических личностей (Чингисэй шэрээ -престол Чингиса), особенностями природного и животного мира (Алят,Бургалтай), наименованиями, объектами культового назначения, таких как Буха-ноен, и т.д. Помимо основной функции (объяснение происхождения названий местностей) топонимические предания выполняют и поучительно-назидательную, что подтверждается преданием «Борискино озеро».
