- •Постановка целей работы
- •Общая характеристика старшего школьного возраста
- •Развитие психики и личности старшеклассника
- •Старшеклассник в учебной деятельности
- •«Серьёзная игра» как понятие
- •Физиологическое развитие
- •Социальное развитие в юношеском возрасте
- •Общение со сверстниками
- •Общение с взрослыми
- •«Двойной стандарт»
- •Психосексуальное развитие
- •Последствия ранних браков
- •Советы педагогам и родителям
- •Основные причины ранних браков
- •Последствия ранних браков
- •Влияние педагогов и родителей
- •Заключение
Общение с взрослыми
Стремление к общению с взрослыми свойственно уже 70% старшеклассников, при этом особенно растет необходимость в общении с родителями. Отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?», старшеклассники в первую очередь называют мать, на втором месте 1 отца. Около трети юношей и девушек хотели бы иметь больше родительских советов по важным для них вопросам, чем они фактически получают, и лишь около 10% считают, что число советов избыточно. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца.
Смысл доверительного общения с взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в получении от них той или иной информации (хотя и этот аспект важен), а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Однако с реальным доверительным общением с взрослыми у старшеклассников дело обстоит довольно сложно.
Почему всё же важно общение с родителями в вопросе о ранних браках?
Дело в том, что воспитание и влияние родителей до отделения ребёнка от семьи всё равно имеет влияние. Жизненные ценности и установки родителей имеют большое значение. Так, если родители заключили брак в раннем возрасте или же пропагандируют подобные браки, эта идея влияет на поступки их детей.
Из собственного опыта могу сказать, что в случае, когда родители часто напоминают ребёнку о необходимости устройства личной жизни («Я в твоём возрасте уже замуж вышла!»), старшеклассник, желая снизить уровень давления, может решиться на подобный шаг. То есть нацеленность родителей на брак может спровоцировать подобное решение у старшеклассника.
Также это возможно в случае, когда родители чересчур тщательно контролируют жизнь ребёнка.
Брак может быть проявлением бунта, желанием независимости.
«Двойной стандарт»
Я бы, наверное, не упоминала об этом аспекте, если бы он не был актуален для Молдовы. Так называемый «двойной стандарт» утверждает разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут, и даже после этого проявлять сдержанность. Во многих странах, в том числе и в нашей, идёт ослабление подобного принципа. Но, исходя из статистики приведённой ниже, мы можем заключить, что если в городе снижение подобного давления ощутимо, то в деревнях подобная позиция сохраняется.
Молодые девушки, впервые начав общаться с лицами противоположного пола, могут столкнуться с порицанием со стороны соседей, родственников и других людей, которые их окружают. Желая избежать «позора» и неодобрения общества, девушки могут решиться на брак в раннем возрасте с первым же молодым человеком, проявившим внимание.
Психосексуальное развитие
Интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до начала полового созревания. Этот интерес поначалу не связан с какими-либо эротическими переживаниями, а являются обычной детской любознательностью: ребенок хочет знать, что представляет собой сфера жизни, которую взрослые так тщательно скрывают. В переходном возрасте интерес к вопросам пола становится гораздо более личным и поэтому острым. В связи с половым созреванием, старшеклассник начинает получать от своего организма недвусмысленные сигналы, которые пробуждают не столько вопросы, сколько размышления, новые переживания и новые эмоций. К сожалению, в нашей стране ещё силен старый образ воспитания, при котором человека с раннего детства приучают к тому, что ощущения от органов своего тела нужно скрывать, не обращать на них внимания и ни в коем случае не говорить о них («это неприлично»).
Особенно строгой моральной цензуре подвергается нагота и все, что связано с половой сферой. «Пережим» в этом отношении приводит к тому, что все связанное с полом отождествляется в сознании ребенка с «постыдным» и «грязным», и когда в период созревания он волей-неволей начинает интересоваться этой сферой жизни, она кажется ему не имеющей ничего общего с возвышенными чувствами. «Верх» и «низ» представляются полной противоположностью. Когда 15-летняя девочка серьезно спрашивает: «Существует ли чистая любовь?» — это уже содержит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является «грязной». Надо ли говорить, сколь инфантильна и какими психологическими трудностями чревата подобная установка? Разобщённость в умах детей понятий «любви» и «физического удовольствия» ведёт к диссонансу в понимании ребёнка, а значит к неудовлетворённости и появлению всё больших вопросов.
Как мы видим, не стоит апеллировать только к платоническим чувствам, считая физический контакт чем-то постыдным. Однако же, обратная ситуация тоже недопустима. З. Фрейд утверждал, что понятие «любви» происходит из понятия «сексуальности» и они неразрывно связаны, причем любая привязанность или любовное чувство (к родителям, братьям и сёстрам) в основе своей имеет «либидо». Если теория Фрейда о «сексуальном» происхождении всех аффективных привязанностей верна, она должна быть применима и к животным. И поскольку животным нет необходимости каким-то образом сублимировать свои инстинкты, их привязанности друг к другу должны быть явно и подчёркнуто сексуальными. Однако мы этого не наблюдаем. «Альтруизм» и тяготение к эмоциональной близости с другим живым существом представляют собой, судя по всему, не «расширение» или «отклонение» полового инстинкта, а выражение другой, не менее глубокой, самостоятельной потребности. Потребности в любви. Конечно, сексуальность влияет на характер межличностных привязанностей, но она не является их единственной аффективной основой и даже ее собственные проявления зависят от конкретных социальных условий. И, следовательно, прав был А. С. Макаренко, который писал, что человеческая любовь «не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» .
Переходный возраст в вышеописанном ощущении и желании высокого чувства весьма противоречив.
Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.
Образ идеальной возлюбленной юноши часто лишен сексуального содержания. С другой стороны, подросток находится во власти сильного диффузного эротизма, а образ, на который проецируются его фантазии, нередко представляет собой только «сексуальный объект», лишенный всех других характеристик. Иногда (в 13—14 лет) этот групповой образ, реальный или воображаемый, является общим для целой компании мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают у подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены.
Разобщенность чувственно-эротического и «нежного» влечений особенно типична для мальчиков. Отчасти это связано с тем, что бурный темп полового созревания опережает у многих из них развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа «маскулинности», согласно которому мужчина подходит к женщине «с позиции силы». Старшеклассник этой силы в себе не, ощущает, а попытки симулировать ее, чтобы быть на уровне стереотипа, только увеличивают его затруднения. Жажда любви нередко сочетается со страхом «потерять себя», «подчиниться» и т. д.
Девочки, которым «сила» не предписана, свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию. Чувства, испытываемые старшеклассницами к мальчикам, тоже не однозначны.
Разница между психосексуальным развитием мальчиков и девочек также зависит и от физиологического аспекта. Так как мужской организм позже вступает в пору полового созревания, то и протекает оно у него более бурно. Для мальчиков характерна фаза так называемой юношеской гиперсексуальности, когда разграничение плотской и душевной тяги особенно сильно и душевная да, достаточно часто, может быть удалена на второй план. Девочки развиваются иначе. Они созревают раньше в физиологическом отношении, но при этом их развитие более плавное, достигающее апогея гораздо позже. У девочки сначала появляется потребность в психологической близости с юношей и только потом — эротические чувства. Именно поэтому девушки, даже в старших возрастах, чаще называют свои отношения с юношами дружбой, они более чувствительны к тонким психологическим нюансам во взаимоотношениях и так далее. Сексологические исследования показывают, что юношей нередко толкает начинать половую жизнь любопытство, жажда самоутверждения и половые потребности (поэтому их связи более экстенсивны, лишены глубокой эмоциональной привязанности), а девушки выше ценят эмоциональную близость, считая физическое сближение скорее средством упрочить психологический контакт с юношей, чем самоцелью.
И мальчики и девочки в старшем школьном возрасте испытывают одиночество и сильную потребность в интимном общении. Это общение часто происходит и с лицами противоположного пола, порождая дружбу, привязанность, а потом и любовь. Первые влюблённости всегда очень остро воспринимаются молодыми людьми, переживаются на уровни «единственной в жизни», являя собой часть «серьёзной игры».
Подытоживая вышесказанное, мы можем вывести две причины ранних браков, которые связаны между собой:
Любовь, потребность в эмоциональной близости и сильные переживания с этим связанные могут подтолкнуть молодых людей на создание семьи. При этом семья мыслится как нечто идеальное, как высшая связь, апогей отношений. Молодые люди не заглядывают дальше, не смотрят в будущее, не могут адекватно оценить свои способности. Любовное чувство, рождённое внутри юноши или девушки, настолько сильно возвеличивается ими же, подпитываемое жизненными силами, что обретает характер идеального. На деле же, многие пары в итоге сталкиваются с тем, что партнёр оказывается обычным человеком, и корабль любви разбивается о действительность.
«Серьёзная игра» толкает влюблённых на попытки подражать взрослым и попробовать себя в роли супругов. К сожалению, молодые редко задумываются о том, что брак гораздо более серьёзен, чем свидания, к примеру. Особенно трагичными бывают случаи, когда, ослеплённые чувствами, старшеклассники решают завести ребёнка.
