- •Выпускная квалификационная работа
- •Содержание
- •I. Введение
- •1.Актуальность
- •II. Основная часть
- •1.Теоритические основы
- •1.1 Историческая справка
- •1.2 Определение
- •1.3 Этиология
- •1.4 Клиника
- •1.5 Диагностика
- •1.6 Лечение
- •1.7 Профилактика
- •1.8 Сестринский уход в послеоперационном периоде
- •2. Практическая часть
- •2.1 Характеристика больницы
- •Исследовательская работа
- •Сестринские вмешательства
- •III. Заключение
- •Выводы и рекомендации
- •IV. Список литературы
- •IV. Список литературы
- •V. Приложение
1.8 Сестринский уход в послеоперационном периоде
Послеоперационный период – это время с момента окончания операции до восстановления трудоспособности или её стойкой утраты (инвалидности).
Основными задачами этого периода являются:
предупреждение возможных осложнений;
своевременное их распознавание и лечение;
облегчение состояния больного;
ускорение процессов регенерации в организме больного;
восстановление трудоспособности больного.
Основные стадии этого периода:
ранняя реанимационная (3-5 дней);
поздняя послеоперационная (2-3 недели);
отдаленная (реабилитационная, от 3 недель до 3-6 месяцев).
С операционного стола больного переносят на каталку и доставляют в палату, следя за тем, чтобы при транспортировке не вызвать дополнительную травму, не сместить наложенную повязку, не нарушить состояние систем трансфузии.
С момента поступления больного из операционной в палату начинается послеоперационный период, который продолжается до выписки из больницы. В этот период медицинская сестра должна быть особенно внимательна. Опытная, наблюдательная медицинская сестра является ближайшим помощником врача, от нее нередко зависит успех лечения. В послеоперационный период все должно быть направлено на восстановление физиологических функций пациента, на нормальное заживление операционной раны, на предупреждение возможных осложнений.
Палата, куда поступает пациент из операционной, должна быть проветрена. Яркий свет в палате недопустим. Кровать нужно поставить таким образом, чтобы было возможно подойти к больному со всех сторон.
Больной, доставленный из операционной в палату на каталке, должен соблюдать строгий постельный режим, сроки которого определяются характером оперативного вмешательства. Послеоперационный уход включает иммобилизацию головы больного, профилактику кашля и рвоты. Спустя 6-8 ч после операции больного можно кормить жидкой или кашицеобразной пищей.
Больной после операции остается под наблюдением опытного персонала. Голова больного до его пробуждения должна располагаться низко, без подушки. При возникновении посленаркозной рвоты голову поворачивают набок. В результате западения языка или аспирации слизи у больного может возникнуть асфиксия. В этих случаях необходимо выдвинуть вперед нижнюю челюсть и вытянуть язык, убрать тампоном слизь из глотки, вызвать кашлевой рефлекс. После пробуждения больному придают положение, щадящее рану. Возвышенное (полусидячее) положение, облегчающее дыхание, рекомендуется после лапаротомии и после операций на грудной клетке; положение на животе - после операций на позвоночнике. Необходимо стремиться как можно раньше начинать двигательную активизацию больного с целью профилактики пневмонии, тромбоэмболий и развития других осложнений.
В зависимости от общего состояния прооперированного, вида обезболивания, особенностей операции палатная сестра обеспечивает нужное положение больного в постели (поднимает ножной или головной конец функциональной кровати; если кровать обычная, то заботится о подголовнике, валике под ноги и т. п.).
Даже при гладком течении послеоперационный период нередко сопровождается неопасными, но мучительными для больного болью, бессонницей, жаждой, задержкой мочи и газов, икотой, которые наиболее тягостными бывают в первые два дня после операции. До прекращения рвоты не следует давать больному пить из-за возможного усиления рвоты. Для уменьшения сухости во рту разрешается полоскать рот. После прекращения рвоты, как правило, можно дать в небольших количествах воду или некрепкий чай. Для уменьшения болей применяют анальгетики, накладывают на область раны пузырь со льдом, следя за тем, чтобы он не оказывал сильного давления на рану. Иногда боль вызывает слишком туго или неправильно наложенная повязка. В этом случае следует ее подрезать или сменить, при возможности заменить повязкой в виде наклейки. После операций на конечности боль может быть следствием ее неправильного положения. Хорошая иммобилизация и возвышенное положение конечности уменьшают боль.
Для предупреждения пролежней, а также развития застоя в легких и в других органах медицинский персонал примерно каждые 2 ч должен изменять положение тела больного, протирать кожу растворами антисептических средств, подкладывать под костные выступы марлевые кольцевые прокладки. Лучше, если больной при этом постоянно лежит на специальном противопролежневом матраце. Больным, находящимся в бессознательном состоянии, показано парентеральное питание и парентеральное введение жидкости. Растворы перед их введением в сосудистое русло или в полости тела подогревают до температуры тела больного.[10]
В послеоперационном периоде нужно следить не только за основными физиологическими показателями и функцией жизненно важных органов, но и за рядом специфических показателей, зависящих от характера операции.
1. Наблюдение за АД, ЧСС, частотой дыхания, температурой тела, диурезом и удельным весом мочи начинают сразу после операции. При критических состояниях может потребоваться непрерывная регистрация ЭКГ и инвазивный мониторинг гемодинамики.
2. При возникновении послеоперационной лихорадки нужно исключить ателектаз, пневмонию, инфекции мочевых путей, раневую инфекцию, тромбоз глубоких вен и катетерный сепсис. В последнем случае источником инфекции может быть венозный катетер или иное внутрисосудистое устройство, используемое при мониторинге.
3. О восстановлении функции кишечника свидетельствует втянутый живот и отхождение кишечных газов.
4. Ранняя активизация снижает риск тромбоэмболических и легочных осложнений. Осмотр ног и аускультацию легких проводят ежедневно.
5. Зонды, дренажи, венозные катетеры, устройства для инвазивного мониторинга удаляют как можно раньше. Это позволяет снизить риск инфицирования больничной микрофлорой.
6. Операционную рану можно не беспокоить в течение первых 24—48 ч. Лихорадка, боль, изменение цвета кожи, обильное намокание повязки — показания к немедленной ревизии раны. Раневую инфекцию в первые 24 ч после операции обычно вызывают бета-гемолитические стрептококки или клостридии.
7. При заболеваниях сердца необходим мониторинг ЭКГ, АД,, ЦВД, сердечного выброса, газов артериальной крови, гематокрита, содержания калия и кальция в крови. Больной должен находиться в отделении реанимации в течение 72 ч после операции.
инфаркт миокарда чаще всего возникает на вторые или третьи сутки после операции. При ИБС в течение 3 сут после операции показана ЭКГ в динамике. Болевой синдром, так же как и активность ЛДГ и КФК, в послеоперационном периоде не является надежным диагностическим критерием инфаркта миокарда.
сердечная недостаточность часто проявляется артериальной гипотонией или олигурией. В первую очередь нужно восстановить ОЦК. Если после нормализацииОЦК признаки сердечной недостаточности сохраняются, необходимо полное кардиологическое обследование. На работу сердца влияют преднагрузка, посленагрузка, сократимость миокарда и ЧСС.[8]
Обезболивание послеоперационного больного
Этапы адекватного обезболивания:
Предоперационная оценка интенсивности и длительности болевого синдрома (осуществляется с помощью учета и анализа следующих параметров):
характер оперативного вмешательства: операции на грудной клетке или верхней части живота сопровождаются более выраженным болевым синдромом, чем операции в нижних отделах живота;
психологический настрой больного на операцию: операции, сопровождающиеся восстановлением нарушенной функции (грыжесечение, фиксация перелома), сопровождаются меньшими болями, чем операции с неизвестными последствиями (онкологические заболевания, неотложные состояния); больные, которые боятся анестезии или операции, хуже переносят боль, и ее бывает труднее купировать;
возраст: для молодых больных характерен более выраженный болевой синдром;
вес: больные с ожирением нуждаются в больших дозах анальгетиков;
принимаемые препараты и аллергологический анамнез: влияют на выбор анальгетиков;
тяжесть состояния: тяжелобольные нуждаются в меньших дозах анальгетиков
наличие боли до операции: чем интенсивнее боли до операции, тем труднее купировать боль после операции;
период интенсивного обезболивания при операции на: органах грудной полости - 72-96 ч; органах верхнего этажа брюшной полости - 48-72 ч; органах нижнего этажа брюшной полости - 48 ч; тазобедренном суставе - 48 ч; конечностях - 24-36 ч и др.
построение плана лечения боли: анальгетик(и), пути введения, частота и т.д.;
лечение боли (см. далее «принципы лечения послеоперационной боли»);
послеоперационная оценка эффективности обезболивания (для корректировки плана лечения боли при недостаточном обезболивании):
для определения качества послеоперационного обезболивания наибольшее распространение получила 10-балльная визуальная аналоговая шкала, которая представляет собой отрезок прямой длиной 10 см (100 мм), без делений и цифр, начало которого имеет обозначение «боли нет», а окончание – «невыносимая боль»; пациент делает отметку на этом отрезке в точке, которая отражает интенсивность его боли;
исследование интенсивности боли обязательно осуществляется как в покое, так и при движениях пациента (подъем головы, кашель), что позволяет оценить его функциональный статус;
эффективность обезболивания определяется оценкой интенсивности боли до и после назначения каждого анальгетика или метода аналгезии.
в хирургических ОРИТ и прочих подразделениях, где находятся пациенты с болью высокой интенсивности, оценка на начальном этапе лечения осуществляется каждые 30 минут, а затем, по мере снижения интенсивности, каждые 2 часа;
в хирургических отделениях периодичность оценки интенсивности боли составляет 4–8 часов, что зависит как от выраженности боли, так и от эффективности обезболивания;
(!) При решении вопроса о необходимости обезболивания необходимо ориентироваться на критерии максимально допустимой интенсивности боли (пороги вмешательства); в частности, по 10–балльной визуально-рейтинговой шкале максимально допустимая интенсивность боли – 3 балла в покое и 4 балла при движениях (кашле). [12]
